Стратегия «Умного города» Интернет вещей проникает в жилищно-коммунальное и городское хозяйство / Бизнес Территория
 

Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Стратегия «Умного города» Интернет вещей проникает в жилищно-коммунальное и городское хозяйство

«Умным городом» обычно называют высокотехнологичный город, внедривший инновационные технические решения, нацеленные на максимизацию качества управления ресурсами и предоставления услуг. Такая деятельность исключительно важна для создания комфортных условий проживания и ведения бизнеса. Мировой рейтинг самых умных городов, составленный экспертами IT-компании из Швеции Easypark, назвал лидером Копенгаген. Второе место занял Сингапур, третье Стокгольм, Москва оказалась 77-й строчке, Петербург на 88-й. В мировой практике уже говорят о следующем этапе в этой эволюции  - построении умной нации.

 

Стремление городов быть или слыть умными уже нашло свое отражение в риторике глав регионов и муниципальных образований. Активно растет сегмент рынка услуг, внедряющих элементы Интернета вещей (IoT) в жилищно-коммунальное и городское хозяйство. В ноябре 2017 г. в рамках Недели российского интернета «RIW 2017» состоялась сессия «Интернет-вещизм в городе умных — системы, приложения и архитектура цифрового муниципального хозяйства», на которой рассматривались наиболее успешные кейсы, внедренные в российских городах. Модератором дискуссии выступил Александр Минов, генеральный директор АО «НИИТС».

 

Обзор рынка цифровых услуг для городского хозяйства представила Татьяна Толмачева из компании «IKS-Consulting», рассказавшая о ситуации с «умными городами» в мире и в России и структурных особенностях рынка интернета вещей  в нашей стране:

– В России значительное влияние на цифровизацию оказывает государство, ставшее по факту драйвером этого процесса и предоставившее финансовые ресурсы для инновационных проектов. Государство (сегмент В2G) является основным потребителем Интернета вещей. Частные потребители мало вкладывают в коммерческие услуги – лишь 1/5 рынка – сегмент В2В, когда за решения и технологии интернета вещей платит бизнес. Влияние частного бизнеса минимально, поскольку коммерческие структуры не имеют данных об окупаемости подобных стартапов. Государство имеет возможность и видит целесообразность инвестировать в эти направления, а бизнес и частные потребители еще до сих пор не видят этой целесообразности инвестирования в интернет вещей. Существует очень много барьеров в различных направлениях, которые сдерживают развитие интернета вещей в сегментах В2В и В2С. Наиболее развитыми направлениями «умного города» в России являются безопасность и транспорт, также постепенно развиваются энергоэффективные платформы. В исследовании IKS Consulting  отмечается, что рынок показывает стабильный рост, и в 2017 году финансирование в этой области увеличилось на 6,5%.

 

ЭВОЛЮЦИЯ ГОРОДОВ

 

По оценке консалтинговой компании рынок интернета вещей в России оценивается в  63 млрд руб., это сотые доли ВВП, от расходов на ИКТ – меньше 1%. Рынок молодой, он развивается и будет очень динамично меняться в ближайшее время.

 

Эволюция от информационно-коммуникационных технологий в инфраструктуре к электронному государству, информационному обществу происходит на наших глазах. Россия уже прошла большой путь, разработаны программы, стимулирующие развитие интернета вещей в экономике.

 

Катализатором развития умных городов зачастую выступают знаковые события, такие как  Олимпиада, Чемпионат мира, Всемирные форумы, крупный юбилей города. В ходе подготовки к таким мероприятиям обычно пересматривается стратегия развития города, и в этот момент анализируются все наработки, имеющиеся в мировой практике. Наиболее прогрессивные из них находят свое применение при строительстве или реконструкции тех или иных объектов.

 

Статус столицы естественным образом подразумевает высокий уровень комфорта, поэтому  Москва пересмотрела свой план социально-экономического развития, назвав его стратегией  инновационного развития города. Фактически Москва активно движется по пути смартизации,  задает тон – объем рынка инвестиций в связь и IT 45-50 млрд руб.

 

Федеральные программы «Безопасный город», «112», также как и программа интеллектуальной транспортной сети популярны на региональном и муниципальном уровне, поскольку дают понятный и достаточно быстрый возврат инвестиций: на штрафах за нарушение ПДД, парковках. Бизнес-модель понятна, технологии есть, поэтому программы развиваются не только в больших городах.

 

В ряде городов систему «Безопасный город» используют творчески. Так в городе Миллерово Ростовской области работу системы «Безопасный город» усовершенствовали. Если на какой-либо улице гражданин с пониженной социальной ответственностью выбросит мусор на общественную территорию или оставит его на краю тротуара, то нарушителя легко смогут вычислить с помощью фотокамеры, реагирующей на движение. Снятые на портативную камеру кадры, на которых несознательные горожане сбрасывают пакеты с мусором, размещаются на интернет-странице «Умный город».

 

ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЕ КОНТРАКТЫ

 

Что же касается программы  повышения энергоэффективности, реализуемой с 2009 года, ее финансирование спущено на региональный и муниципальный уровень, всвязи с чем она развивается более проблематично. Журнал «Бизнес Территория» в №3 за 2017 год рассказывал о сложностях внедрения энергосберегающих технологий при строительстве и реновации зданий. Изношенная и устаревшая коммунальная инфраструктура требует вложения средств не только в умные технологии, но и в базовые статьи – замена котельных, утепление детских садов, школ и больниц. Именно поэтому программы энергоэффективности ощущают нехватку финансирования.

 

В этом случае эффективными могут быть формы государственно-частного партнерства, например в формате энергосервисных контрактов.  Уже существуют примеры таких контрактов.

 

УСПЕШНЫЕ ПРАКТИКИ И УЯЗВИМОСТИ

По системам  умного освещения более десяти регионов подписали энергосервисный контракт с компанией-оператором «Ростелеком», активно презентующей свои технические решения по всей стране. Экономический эффект владелец энергосервисного контракта получает за счет экономии энергоресурсов.

 

Технологии интернета вещей еще не вызывают безоговорочного доверия потребителей, не все из них дают уверенность в бесперебойной и качественной работе. И в мировой практике  зачастую крупные компании, такие как  General Electric или Philips Lighting  заявляют о проектах, но молчат об их результатах. Это так называемые проекты, не имеющие трек-рекорд (истории успеха). Поэтому бизнес охотнее вкладывается в проекты, имеющие понятную бизнес-схему с небольшим сроком окупаемости 6-12 месяцев. Если технические решения достаточно дорогостоящи и возврат инвестиций неоднозначен, нужны достаточно мощные аргументы, чтобы побудить инвестора войти в этот проект.

 

Модель ЖКХ-2025, которую в ходе сессии на «RIW 2017» убедительно представил Роман Власов, генеральный директор компаниии «Элдис» показала, как можно организовать мониторинг данных ЖКХ по всей стране. Компания «Элдис» работает в 68 регионах России, применяя собственную автоматизированную систему мониторинга данных в области ЖКХ и с помощью этой системы свои отчеты формируют более 3,4 тыс. предприятий.

– По тепловой энергии «Элдис» является лидером в России, в стране более 200 производителей счетчиков, у каждого счетчика свои особенности, но «Элдис» всеми ими занимается.  Как ни парадоксально, в нашей стране нет интереса к учету. В России порядка 3,7 млн. объектов недвижимости, примерно 70 млн. домохозяйств, 50% объектов оснащено счетчиками с которых можно снимать показания удаленно. Среди квартирных счетчиков лишь 10%  можно подключить к сети и снимать показания.  На уровне объекта мы теряем  100-200 тыс. руб., а в рамках страны это миллиарды рублей, которые тратятся впустую. Наша целевая модель, которую мы хотим привнести в развитие «умных городов» - это модель города с потребителями и системами снабжения. Сейчас они все перерасходуют свои ресурсы, чтобы поддерживать нормативное значение на объектах, которые недотапливаются. И так в большинстве регионов.

 

Благодаря решениям «Элдис» можно видеть полную картину энергозатрат и управлять энергоресурсами на уровне района, города, края. Конечно, управляющие компании необходимо подключить к интернету, собрать с них данные, проанализировать их. Заказчик получает полную картину энергоэффективности своих объектов.

 

Руководитель по внедрению и развитию M2M/Iot-продуктов корпоративного бизнеса ПАО «МегаФон» Павел Иванченко рассказал о том, что компания активно работает над созданием системы «умного города»:

– Умная система поможет повысить управляемость и безопасность электросетевых объектов, осуществит мониторинг баланса электроэнергии, минимизирует потери, позволит контролировать в режиме реального времени работоспособность оборудования и предотвращать неисправности. «Мегафон» уже помогает делать «умными» подстанции «Россетей» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Мегафон принимает непосредственное участие в создании экосистемы «умного города» и также работает в области ЖКХ.

 

«Ложку дегтя» в радужные прогнозы добавил руководитель исследовательской группы по уязвимостям «Лаборатории Касперского» Владимир Дащенко:

– Неизбежны атаки на облачные хранилища, на прошивку, на протокол, блокировка камер и другие проблемы. Поэтому необходимо своевременно выявлять слабые места, прежде чем лазейкой воспользуются злоумышленники.

 

 

В 80% реализованных проектов «умного города» на сегодняшний день – это сегмент B2G. Государственные органы власти платят за внедрение интернет решений, которые позволяют экономически выгодно, быстро внедрить их и получить экономический эффект. Бытующее сегодня мнение, что «умный город» – это когда государство платит за инновационные решения, могут изменить только время и содействие бизнесу. Рынок «умного города» имеет мощный, но сложно реализуемый потенциал. Несомненно, эти сложности будут преодолеваться и с каждым годом будет все больше успешных практик. 

Версия для печати
Авторы: Мария ПАРАМОНОВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009-2018 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»