Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Глобальные и локальные тренды в развитии общественных пространств

Многим российским городам в последние годы удалось осуществить прорыв в формировании комфортной городской среды и развитии общественных пространств. В целом масштаб идей и уровень проектирования находятся на мировом уровне – об этом ведущие эксперты XXIII Международной выставки архитектуры и дизайна «Арх-Москва-2018» говорили на конференции «Устойчивое развитие территорий: от малых городов к мегаполисам» и панельной дискуссии «Развитие общественных пространств: глобальный и локальный тренд». Одновременное проведение выставки и 6-й Московской биеннале архитектуры привлекло к участию порядка трехсот компаний из 14 стран – Германии, Испании, Италии, Норвегии, США, Финляндии, Франции и других.

 

Выставку «Арх-Москва-2018», проходившую под патронатом правительства Москвы и при поддержке Союза архитекторов России, Ассоциации инвесторов Москвы, НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов», REPA (Real Estate Professionals’ Association), открыл 16 мая мэр Москвы Сергей Собянин, отметивший в своем приветствии, что необходимо, создавая новую архитектуру города, уделять больше внимания комфорту его жителей: 

 

– Мало построить большой красивый объект. Главное – создать среду вокруг, удобную для горожан. Новая идеология и веяния современности сопряжены с проблемами взаимодействия с инвесторами, девелоперами, жителями. Но градостроительная политика приносит свои плоды,  Москва с каждым годом становится интереснее для строителей, архитекторов, для ее горожан. Давайте будем беречь все то, что нам подарило прошлое, и заботиться о будущем нашего любимого города! 

 

ДВЕ ПЕРЕСТРОЙКИ РАВНЫ ОДНОМУ ПОЖАРУ?

 

Кураторы «Арх-Москвы» Барт Голдхоорн и Илья Мукосей тему выставки в этом году обозначили  неожиданно: «Перестройка-2».  Известный архитектурный критик Барт Голдхоорн так объяснил это название:

 

– Перестройка – так звучала тема Московской архитектурной биеннале 2010 года. Сейчас на повестке дня перестройка столицы, а в недалеком будущем и других российских городов. Это не может не радовать, ведь ситуация на окраинах многих из них катастрофическая. Территории застраиваются одноликими панельными домами в 25 этажей. Большинство их жителей работает в центре города, а транспортная инфраструктура совершенно не развита. В этом ракурсе уплотнение города – весьма позитивное явление. Во многих провинциаль-ных городах России этот процесс давно запущен – на месте частного сектора возводят новые жилые комплексы. Но в Москве, где отсутствует малоэтажная среда, уплотнение приобретает свою специфику – новые жилые комплексы возводят на месте пятиэтажек, определенных под снос. Однако профинансировать подобный проект возможно, только если на месте первого поколения дешевых домов появится новое бюджетное жилье.

 

Экспозиции залов познакомили гостей с проектами, раскрывающими тему выставки. В специальном кураторском проекте «Перестройка-2. Инструменты» представлены наиболее успешные практики взаимодействия девелоперов и архитекторов, в числе которых концерн «КРОСТ», Renaissance Development, «Брусника», «Галс-Девелопмент», «Лидер Инвест». Специальная экспозиция молодых бюро, работающих с объектами редевелопмента «REдевелопмент. Архитектор в построенном городе», посвящена поиску новых смыслов для пространств и объектов, существующих в сегодняшнем городском контексте, но утративших с ним связь, оказавшихся выключенными из него. Для девелоперских компаний такие объекты, в случае верно найденного решения для их редевелопмента, становятся одним из важнейших ресурсов развития.

 

Архитектурная перестройка, ведущая к уплотнению застройки, воспринимается населением скорее негативно из опасения перегрузок инфраструктуры. Но качество уплотнительной застройки зависит от градостроительной политики муниципальных властей, ее соответствия правилам землепользования и застройки, от соблюдения условий подключения к сетям, ввода социальных объектов. Город может влиять на привлекательность жилищного строительства в том или ином районе в целях комплексного, гармоничного развития территории, но зачастую руководствуется другими приоритетами – достижением показателей ввода жилья и защитой  интересов застройщиков. Поэтому убедить население в позитивной роли реновации и редевелопмента может только успешный опыт формирования комфортной городской среды, общественных пространств в районах, подвергающихся перестройке.

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА – ЭТО ОБРАЗ ЖИЗНИ

 

Руководитель управления градостроительной разработки ГК «А101» – компании, проводившей конкурс на лучшую концепцию общественных пространств в Новой Москве, Светлана Афонина высказала мнение, что среда формирует представление об образе жизни в новых кварталах:

 

– Общественные пространства могут стать драйверами развития территорий, побуждающими к деятельности стейкхолдеров, «примагничивают» потребителей из других районов, что содействует развитию торговли и услуг и повышает стоимость недвижимости. Наша компания разработала систему общественных пространств разнообразных типов. Анализируя строящиеся нашими конкурентами за МКАД и в регионах жилые комплексы, мы заметили, что они не отличаются разнообразием, создают скучную среду. На своих территориях мы постарались усложнить городскую среду, достичь связанности пространств. Естественные водоемы мы также будем включать в эти пространства – как и предусмотрено концепцией бюро MLA+, победившего в проведенном нами конкурсе.

 

Елена Зеленцова, вице-президент, директор по развитию городской среды фонда «Сколково», продолжила тему Новой Москвы:

 

– Мы должны искать дефициты – то, чего нам не хватает для поступательного развития. Мне кажется, сейчас слишком увлекаются типовыми решениями. Москва – это не только город маятниковой миграции, но и город крайне неравномерного распределения ресурсов. Проекты, успешные в центре, не будут востребованы на окраине. Общественные пространства должны встраиваться в экономику района. «Сколково» в этом плане может послужить примером децентрализации Москвы, исходя из того, что инновационный центр строился не как место проживания, а как место приложения сил и знаний. Ядром инновационного центра является технопарк «Сколково», в котором несколько тысяч рабочих мест, и вокруг этих рабочих мест разворачивается жизнь. Основной пафос в развитии «Сколково» сейчас – это пафос развития общественных пространств. В августе у нас в третий раз пройдет открытый джазовый фестиваль, работает международная гимназия, в которой учатся дети со всей Москвы, – инновационная экономика служит драйвером развития окраины, каковой является «Сколково». Но это не означает, что спецификой развития всех остальных окраин должна стать деятельность инновационных стартапов. Мы ценим самые яркие мировые города за то, что они не гомогенные, они очень разные. Общественные пространства и должны становиться инструментом обретения уникального лица, создания новой городской экономики. Мы работаем также над проек-том «Большое Сколково» – это будет создание прецедента коллегиального управления пространством, включая Мещерский парк, муниципалитеты и инновационный центр.

 

БОМБА ВЗОРВАЛАСЬ В ХОРОШЕМ СМЫСЛЕ

 

Кирилл Родин, руководитель практики информационной политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ, рассказал о том, что думают жители Москвы о парке «Зарядье» и об общественных пространствах в целом:

 

– Парк «Зарядье» – это «бомба» в среде общественных пространств, которая, в хорошем смысле, взорвалась. 20% москвичей посетили этот парк, из них 70% оценивают его положительно. Среди тех, кто знает о парке, 75% считают, что этот объект нужен городу. Если мы посмотрим, где москвичи проводят свое время, то увидим, что до центра доезжает не так много людей. У москвичей формируется запрос не на то, чтобы они добирались до общественных пространств, а на то, чтобы общественные пространства стали приходить в места их проживания.  Основные запросы к центру связаны с озеленением, а на окраину смещаются вопросы, связанные с развитием инфраструктуры. Лидером среди желае-мых объектов стало благоустройство дворов в местах проживания людей, далее следуют создание зеленых зон, мест для прогулок, для занятия спортом, развитие территорий рядом с метро. 

 

Павел Трехлеб, директор парка «Зарядье», считает, что этот парк не будет объектом разового посещения, а обретет свою постоянную аудиторию:

 

– Неординарные архитектурные и ландшафтные решения парка «Зарядье» – это результат воплощения проекта, победившего в конкурсе. Исторический контекст, Красная площадь рядом, аудитория разных возрастов – все это потребовало большой работы, ведь в таком месте нельзя просто наслаждаться природой, тем более что существуют сезоны, не располагающие к долгим прогулкам. И теперь парк «Зарядье» представляет собой большой культурный центр, где люди могут отдыхать, невзирая на погодные условия. У нас впервые построен летающий кинотеатр, мультимедийная диорама, посвященная истории нашей страны, археологический музей, рассказывающий о находках, сделанных в этом месте учеными. У нас открылась ледяная пещера, где можно соприкоснуться с условиями Крайнего Севера. Парк показывает и природное разнообразие российских земель, и культурный контекст. Это место, где можно спрятаться от шума мегаполиса, восстановить свои силы и одновременно насладиться панорамами Москвы. Наш проект работает на совершенно разные аудитории, и каждый человек найдет здесь что-то новое и близкое для себя.  У нас проходят выступления Геликон-оперы, солистов Большого театра, джазовых коллективов – создаются все условия, чтобы посетители возвращались в «Зарядье» снова и снова.

 

Очевидно, что парк «Зарядье» стал примером общественного пространства, следующим глобальному тренду крупнейших мегаполисов мира, открытым и москвичам, и гостям столицы.  

 

МОСКОВСКИЕ УЧЕНЫЕ ОБНАРУЖИЛИ  ЖИЗНЬ ЗА МКАД

 

Дмитрий Гриднев, руководитель направления градостроительного проектирования Института комплексного развития территорий,  познакомил с понятием «экологический каркас мегаполиса»:

 

– Не секрет, что  важным аспектом также является экологический – горожане по пятницам не просто едут на дачу – они стремятся убежать от суеты, шума, вибраций мегаполиса на дачу или в общественные пространства, сохраняющие или воссоздающие природные экосистемы. 

 

Для того чтобы человек меньше ощущал негативное воздействие мегаполиса, общественные пространства важно формировать на основе экологического каркаса города - средостабилизирующей территориальной системы, целенаправленно формируемой для улучшения ситуации урбанизированных территорий путем изоляции очагов технологического воздействия, сохранения исторических элементов культурного ландшафта, реконструкции ценных фрагментов природных экосистем, улучшения комфортности жилой среды.

 

Если у Москвы в силу исторических периодов ее существования экологический каркас был изменен или утрачен во многих местах, то территория Новой Москвы позволяет в будущем формировать новые районы, общественные пространства на таких условиях, чтобы они сохраняли свойства ландшафта, свойства природной экосистемы. Тогда они смогут устойчиво функционировать. 

 

Москва планировочно была отделена МКАДом от территории Московской области, что не только породило много шуток и поговорок по этому поводу, но и стало экологическим барьером. Но Новая Москва уже не имеет такого градостроительного барьера – она имеет большую территорию, граничит с Московской областью, природными территориями с особым статусом, лесными территориями с разнообразной флорой и фауной. Следовательно, эта территория может развиваться более гармонично.

 * * *

Тренд в обустройстве общественных пространств задал «Миллениум парк» в Чикаго, который в начале XXI века стал пионером не только планировочных идей и философии, но и с точки зрения финансирования. Значительные капиталовложения в него окупились за семь лет, и теперь город получает прибыль в свой бюджет от налогов. Парк «Зарядье» – это тоже эксклюзивный объект, и по своему наполнению и по проходимости он вполне может иметь быструю окупаемость. Но даже сравнительно небольшие общественные пространства имеют очевидную бизнес-составляющую – они повышают стоимость квадратного метра в прилегающей недвижимости, повышают спрос на нее. В новых, строящихся районах необходимо уже на стадии проектирования предусматривать такие общественные пространства. Они, несомненно, должны обладать индивидуальностью, соответствовать локальным трендам той или иной территории, но без них комфортная жизнь  в пригородах мегаполиса или городах регионального и муниципального значения невозможна.

Версия для печати
Авторы: Мария Парамонова


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009-2018 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»