Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Мир в преддверии цунами перемен

Можно ли прогнозировать будущее? Что ждет Россию и мир в связи с радикальным изменением средств производства? Как уже сейчас, на наших глазах, меняется картина мира, привычная с XIX века? Об этом рассуждает руководитель промышленного журнала «Умное производство»

 

ТРИ ВОЛНЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

Геннадий КлимовАмериканский философ, социолог и футуролог Эвлин Тоффлер, скончавшийся в 2016 году, был консультантом многих корпораций и американского правительства. Американец Тоффлер утверждал, что войны и революции – это отражения главного социального процесса: смены цивилизационных волн.

Первой волной была сельскохозяйственная, ее цель— обеспечение человечества доступной едой. В результате родилось феодальное общество, для которого характерна децентрализация и слабая стандартизация. Труженики жили хуторами вокруг замков феодала, обеспечивающего их защиту, основа производства было ремесленничество.

Вторая волна — индустриальная, смысл которой в том, чтобы обеспечить всех промтоварами. Шесть базовых принципов второй волны по Тоффлеру таковы: стандартизация, специализация, синхронизация, централизация, концентрация, максимизация. Они, обратите внимание, противоположны организационным принципам первой волны.

Для иллюстрации Тоффлер подробно разбирает два социальных института — семью и школу. Показывает, например, что патриархальная семья первой волны, когда все поколения живут вместе (сама себе детсад, школа, производство и лазарет), ломается под напором второй волны, которой нужна маленькая, мобильная семья: муж, жена, пара детей. Утром встали по гудку: папа – на фабрику, мама тоже на фабрику или к плите, ребенок в детский сад или в школу. Люди в основном живут в городах, население максимально мобильно – едет туда, где есть работа. Это буржуазное государство.

Третья волна возникла с появлением компьютеров. Ее принципы — индивидуализация, дестандартизация, децентрализация, деконцентрация — противоположны идеологии второй волны. Во всем мире трещат вертикали власти, государство никому больше не нужно. Оно не защищает, не организует, не учит, не лечит, а только паразитирует на самозанятых людях. Люди живут где хотят, работают отдыхая, фантазируют и путешествуют. Половина миллиардеров Кремниевой долины, от Джобса до Гейтса, даже не закончили учебу в университетах. Вот почему буржуазная семья перестает быть единственной формой совместной жизни. И теперь традиционное образование в школе и университете не гарантирует жизненный успех.

Борьба, которую мы в России принимаем за битву консерваторов с демократами, государственников с либералами, – это, по Тоффлеру, столкновение различных цивилизационных волн.

 

ВСЕ ПОВТОРЯЕТСЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯМИ

Тоффлер, как истинный американец, связывает возникновение цивилизационных волн с изменением способа производства. Чисто по Марксу.

На мой же взгляд «переученного на западный стандарт» бывшего советского человека, выросшего в глубине Евразии, все сложней.

Изучая древнюю историю Китая, я заметил чередование династий эпох Инь и Янь, когда предельная централизация государства меняется периодами демократий и децентрализации. Следствием демократий всегда является разделение деспотий на враждующие княжества, распри, войны, распад государства, но именно в эти неспокойные времена наблюдается расцвет науки и культуры, нарастание потока технологических и мировоззренческих открытий.

Потом время разбрасывать камни меняется временем их собирать: наступает период централизации, диктатуры, когда реализуются инфраструктурные проекты: например, строятся дороги, оборонительные стены, вводятся меры веса, появляется единая денежная система. Но как плата за все это наступает деградация науки и культуры. Общество как бы поворачивает назад в варварство. Потом все повторяется. Вновь наступают благословенные годы демократии и просвещения.

Цивилизационные волны происходили в истории много раз, но наиболее заметные были в связи с изобретением колеса, появлением технологии выплавки бронзы, появлением черной металлургии, т.е. наступления железного века. Это были самые гигантские цивилизационные цунами. Вся обозримая история — это история смены каменного века бронзовым, бронзового – железным.

Во всех культурах Китая, Индии, Шумера, Египта, Америки и Западной Европы мы наблюдаем три цивилизационных волны, когда пришельцы из Восточной Европы (вероятно, в былые эпохи именно здесь происходили технологические революции) начинали доминировать над аборигенами на периферии мира. Через сотни лет приходила новая волна мигрантов, которая покоряла уже их потомков.

Вся мировая история – это столкновение цивилизационных волн. С этим утверждением Тоффлера я согласен.

Но кроме технологических волн существуют мировоззренческие волны. Они связаны с эволюцией нашего сознания. В обозримой истории мы видим тоже три волны, которые возникли в результате зарождения трех, сменяющих друг друга древних религий. Впрочем, есть определенная корреляция между временем смены религий и технологическими революциями.

 

В ОЖИДАНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН

Аркаим – цивилизация прошлого

Таким образом, мировая история и современная политика – это голограмма, наложение многих волн, которые возникли в прошлом. Иногда это мелкая рябь, а иногда цунами. Чтобы достоверно предсказывать будущее, надо видеть все многообразие колебаний. Такая модель позволяет нам делать эффективные прогнозы будущего как в политике, так и в экономике.

Сегодня мы наблюдаем четвертое цивилизационное цунами – переход из железного века в компьютерный век. Появление компьютеров формирует совершенно другой тип цивилизации, в котором знание отдельного человека не исчезает вместе с его смертью, а накапливается в гигантских хранилищах Интернета.

В настоящее время человечество даже еще не осмыслило происходящие процессы, которые окажут влияние на все: семью, школу, производство продовольствия и промтоваров, мировую денежную систему, культуру и нравственность, жизненные уклады и архитектуру. Произойдет трансформация всего: общества и человека. В определенной мере человек потеряет свободу и станет частью некого глобального информационного муравейника. Его миссия, прежде всего, теперь будет в том, чтобы собирать информацию для глобальных хранилищ. Причем все чаще новые знания будут добываться не во внешнем мире, не в природе, а внутри хранилищ.

Возникнут новые науки по изучению интернет-хранилищ. Именно они будут определять развитие науки и эволюцию человеческого сознания.

Изменится мировая экономика. Деньги приобретут другой смысл. Они будут мерой популярности в Интернете. Конвейерные производства машин и предметов потребления заменятся идеальными умными производствами, где почти не будет людей.

Последнее открытие российского индустриального философа Радислава Бирбраера по числовому управлению производственным персоналом, которые он презентовал в Москве этим летом, – как раз недостающие звено для завершения работ по созданию умных производств. Скоро возникнут «Новые вары» – «SmartCities» или умные города. Конкуренция товаров исчезнет, перейдет в соревнование дизайнеров и брендов. Конкурировать будут только новые идеи и способы управления большими массивами данных. Возникнет Новый ковчег – smartworld.

 

ОТ КРЕМНИЕВОГО ТОПОРА К КРЕМНИЕВОЙ ДОЛИНЕ

Кремниевая долина – цивилизация будущего

Состояния успешные люди будут делать в Интернете: те, кто сможет замкнуть на себя как можно большее количество социальных связей, тот и будет богачом.

Эти же люди и будут править миром, состоящим из индивидуумов и эгоистов, организованных в планетарный «smartworld – информационный Вар». Это время Нового Варварства. Государства и нации распадутся на атомы. Все корпорации, даже самые малые, станут транснациональными. Языки станут диалектами,– собственно, и учить которые не будет необходимости в силу всеобщего подключения к мировому разуму.

Нечто подобное, но на другой технологической базе, уже было в истории. Вюрмское оледенение — последняя из ледниковых эпох на территории Европы. Ледниковый максимум, когда общий объем льда в ледниках был наибольшим, относится ко времени около 26—20 тысяч лет назад, тогда в Западной Европе практически не было территорий, пригодных для жизни. Человечество концентрировалось в Восточной Европе и на Урале. Остальную планету контролировал другой тип человекоподобных существ (тогда мы были на планете не одни) неандертальцев, но они погибли именно в период максимального оледенения.

Интенсивное таяние льдов началось около 9700—9600 г. до н. э. Заметим, что раскопки под Воронежем в Костенках показали, что поселения достаточно развитых людей в Восточной Европе были уже 50 тысяч лет назад. Это означает, что большую часть жизни человечество провело в Евразии в предледниковой зоне и именно тогда выработались все наши основные ментальные коды.

Во время последней фазы оледенения Западная Сибирь, Средняя Азия, Нижнее Поволжье оказались под водой. Для жизни людей катастрофически стало не хватать места. Тогда сработал биосферный механизм, который иногда случается в природе. Ради сохранения вида общество приобрело структуру, подобную муравейникам.

Биологи, например, подобное наблюдают у землероек, живущих в жестких условиях африканских пустынь. Они обнаружили, что в таких сообществах возникает абсолютная дисциплина и жесткое распределение ролей, но еще землеройки как бы лишаются «эго» – у них отключается механизм старения. Они становятся бессмертными – живут, пока жив муравейник, если не гибнут, как жертва несчастного случая.

Подобный человеческий «муравейник» в архаичные времена в междуречье Волги и Днепра назывался «варом» – он родоначальник варварского мира.

В нем был особый уклад, базирующийся на принципе варнаизма, объединявшем весь обитаемый мир. В основе этого уклада – идея соборности, где порядок достигается благодаря тому, что каждый человек добровольно и осознанно занимает свое положение среди других соответственно своим наклонностям и способностям. Этакий идеальный коммунизм.

 Это был каменный век, когда базовым материалом был кремний. Сегодня опять наступает «эра кремния». Цикл замкнулся. Хотя уже на горизонте замаячила «эра льна,» когда компьютеры будут производится не из кремния, а из угленов. Угольный, или как бы обугленный, карбонизированный лен – один из самых перспективных биокомпозитов. На его основе скоро создадутся умные компьютеры, которые будут совмещать цифровые и «образные» вычисления. Они станут похожи на искусственный мозг невероятной производительности. Таким образом закончится цикл истории.

Но потом опять начнется деление информационных резервуаров на женское и мужское начало, возникнет время, смерть, борьба идеологий, эго (душа), – но это уже будет другая история.

 

НОЙ НА КОРАБЛЬ ПУСТИЛ НЕ ВСЕХ

А теперь о политике. Американский философ Тоффлер дает методологию оценки: кем на самом деле были Сталин, Мао Цзэдун, Пиночет ... и кем являются Путин, Эрдоган и пр.

По его мнению, Сталин осуществлял модернизационный проект, а Мао Цзэдун под видом культурной революции нагнетал консерватизм и патриотизм, пока не довел страну до полной разрухи. Китайцам повезло, что его последователи начали проект модернизации Китая и скоро заменили на международной арене СССР как главного конкурента США. А российскому президенту осталось соревноваться с Эрдоганом. Когда разговариваешь с турками о политике, почти все они говорят одно и то же: Эрдоган надоел – слишком долго у власти, но он отсталую Турцию делает современной страной, интегрированной в мир. И это оправдывает его «пожизненное президентство». Так говорят турки. Турецкий лидер имеет несомненное преимущество над Путиным. Один ведет страну в будущее, а другой , начиная с 2013 года, повернул ее в прошлое. Это принципиально.

Кого считать эффективным менеджером или же кровавым диктатором? Все зависит, на какой стороне кто воюет. Если на стороне будущего, то он эффективный менеджер, а если на стороне прошлого – то он «кровавый диктатор». Это как борьба белых переселенцев и индейцев во времена колонизации Америки.

Современная политика России с ее попытками остановить время не имеет перспектив. Время неумолимо – невозможно законсервировать то, что миновало.

Для нынешней российской власти важны иерархия, стандарт, централизация, дисциплина, потребление, концентрация. Она все еще живет представлениями ХХ века.

Если при Брежневе наше противостояние с Европой и США было борьбой внутри высшей лиги, то теперь Россия вылетела во вторую лигу. Но, судя по тому, что в Китае зарплата уже вдвое выше российской, мы опускаемся в конец списка.

Нынешняя Россия – крепость, которую со всех сторон подмывает информационный океан. Чтобы спастись, россиянам нужен Ной, который построит ковчег. Но все должны помнить, что Ной на свой корабль не всех пускает.

Версия для печати
Авторы: Геннадий КЛИМОВ


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009- Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»