Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Госзакупки по правилам и без

В 2009 году УФАС по Тверской области было выявлено 1060 нарушений, причем 871 из них, что составляет 82%, приходилось на сферу государственных закупок для государственных и муниципальных нужд. Тревожат не только эти цифры, а та тенденция, которая просматривается за данными статистики последних лет: несмотря на увеличение штрафных санкций для тех, кто допускает эти нарушения, их с каждым годом становится все больше.

 

 С 2008 года была расширена ответственность за нарушение законодательства о размещении заказов, в том числе и за не размещение заказов на поставки товаров и услуг у субъектов малого предпринимательства. К примеру, за не дробление лотов в интересах малого бизнеса был установлен штраф в размере 50 тыс. рублей на руководителей государственных и муниципальных заказчиков. Но, очевидно, тем, кто проводит аукционы по размещению госзаказов, выгоднее нарушать антимонопольное законодательство, и штрафы, - в минувшем году с должностных лиц в сфере государственных закупок было взыскано в общей сложности 1 млн 400 тысяч рублей, - это для них, как для слона дробинка.

 

Почему в сфере госзакупок выгоднее нарушать, а не соблюдать закон, что надо знать представителям малого и среднего бизнеса для того, чтобы не только участвовать, но и побеждать в конкурсах на размещение заказов? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили заместителя руководителя - начальника отдела контроля размещения госзаказа Управления федеральной антимонопольной службы по Тверской области Владимира Фомина.

 

- Владимир Михайлович, ситуация, сложившаяся в сфере госзакупок, характерна для всех российских регионов, и Тверская область здесь не исключение. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно зайти на соответствующий форум в Интернете. Почему, на ваш взгляд, в ней столько нарушений и какие из них наиболее распространенные?


- Начну с того, что основополагающим документом в этой сфере является Закон № 94 ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Именно он регламентирует процедуру размещения госзаказов, а антимонопольная служба следит за тем, чтобы все статьи закона неукоснительно выполнялись. Но, как известно, желающие обойти закон всегда найдутся. Причем, я не могу сказать, что все нарушения, выявляемые УФАС по процедуре проведения конкурсов и аукционов, вызваны корыстными мотивами их организаторов. Порой это происходит по незнанию, особенно когда речь идет о размещении заказов для муниципальных нужд. Но довольно часто нарушение антимонопольного законодательства вызвано желанием «порадеть родному человечку» или элементарно извлечь из этого выгоду.


- Какие нарушения встречаются чаще всего?

 

- К примеру, искусственно отсекается число участников торгов, то есть нарушается его процедура. С этой целью заказчик выставляет малопонятные требования к участнику торгов или к оформлению его заявки. Так, указывают, что участник торгов должен соответствовать действующему законодательству, но требования не конкретизируют. А затем участнику торгов отказывают в допуске к участию в конкурсе или аукционе на том основании, что у него отсутствует лицензия, которая вдруг, как оказалось, в данном случае необходима.


 В результате получалось, что из нескольких участников торгов непосредственно к конкурсу или аукциону допускается только один. А это обстоятельство влечет за собой возможность заключения контракта по начальной (или максимальной) цене. Причем, чем она выше, тем чаще встречаются случаи допуска к торгам только одного участника торгов.


Есть еще одно распространенное нарушение. Так, при размещении на официальном сайте заказов на выполнение подрядных работ в составе документации об аукционе отсутствует проектно-сметная документация. Хотя в законе прописано, что это необходимо делать в целях эффективного использования средств бюджетов, расширения возможностей для участия в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности, и предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Кроме того, при отсутствии такой проектно-сметной документации, аукционы превращаются в профанацию, так как участник не видит конкретного объема и содержания работ, и каким образом он может при таких условиях снизить цену контракта - непонятно.


Порой заказчиком устанавливаются не предусмотренные законом требования к оформлению подаваемых участниками заявок. Случалось, что обговаривалось даже качество ее бумаги и шрифт текста, например не 14, а 14,5. Правда, сейчас закон это делать запрещает; но, тем не менее, отдельные заказчики продолжают устанавливать непредусмотренные законом требования, как к оформлению заявок, так и к формам документов, полагая, видимо, что качество оформления заявки тождественно в дальнейшем качеству поставляемого товара.


 Часто встречающееся нарушение - это объединение в один лот большой группы товаров. То есть лот формируется таким образом, что в совокупности всю группу товаров может поставить один или ограниченное количество участников торгов.

 

Думаю, что та проблема, которая недавно была поднята на федеральном уровне - это уровень цен на лекарства, является, в том числе, следствием крупных лотов. Понятно, что при таких условиях на экономию по результатам торгов рассчитывать не приходится. Тем более что законом предусмотрено, что требования к товару должны устанавливаться таким образом, чтобы они не ограничивали количество участников торгов.

 

Тем не менее, зачастую торги прописываются так, что им в совокупности соответствует только один конкретный товар. К не процедурным нарушениям относятся необоснованно завышенная цена контракта, которая в ходе аукциона снижается, к примеру, в полтора раза. На бумаге получается экономия, а фактически товары, работы, услуги приобретаются по завышенной цене.

 

Сейчас можно услышать много критики по поводу того, что торги не позволяют выбрать действительно квалифицированного подрядчика, нужного заказчику, и готового выполнить работы с необходимым качеством. Хотя в законе есть норма, которая обязывает в контракте прописывать условия, по которым заказчик будет осуществлять приемку товаров, работ, услуг.

 

В частности, в СМИ прошла информация о том, что мэр Москвы Юрий Лужков хочет ввести административную ответственность в отношении заказчиков за прием некачественных товаров или работ. Думаю, что это правильно. Да, закон прописывает только процедуру отбора победителя торгов, но на этом не нужно останавливаться. Заказчик и в ходе поставки товаров не просто имеет право, а обязан следить за тем, чтобы ему поставляли качественный товар, чтобы работы выполнялись в соответствии с предусмотренными технологиями и качеством.

 

Те организации, которые давно строят дороги, о качестве которых мы можем судить без каких-либо экспертиз, наверняка могут представить немало документов, подтверждающих их квалификацию. Тогда как истинное качество дорог, также как и качество уборки территории, обеспечивается, прежде всего, контролем со стороны заказчика.

 

Хочу подчеркнуть, что сотрудники УФАС, проводя внеплановые проверки всех документов по конкурсу, а также заявок, которые рассматривает конкурсная или аукционная комиссия не дают оценки всем выявленным нарушениям, а направляют их в прокуратуру, которая этим занимается.


 - Владимир Михайлович, в сфере госзакупок порой встречаются такие вопиющие факты, которые противоречат всем законам здравого смысла. К примеру, Министерство обороны РФ разместило заявку о приобретении кровати для одного из гостевых домов своего ведомства за такую немыслимую сумму, которой хватило бы для закупки современного вооружения для целого полка. Встречаются и другие, не менее экзотические заявки, свидетельствующие о желании наших чиновников с пользой для себя любимых потратить бюджетные деньги. Как быть с такими случаями?

 

- К сожалению, 94-й ФЗ регламентирует только процедуру размещения заказов и условия проведения конкурсов и аукционов. Но уже в ближайшее время Министерство экономического развития планирует определить порядок потребностей и цену контракта в сфере размещения и исполнения госзаказов. Прозрачность этой сфере будет обеспечена и

 

и появлением с 1 января 2011 года единого сайта закупок по всей стране.

 

- Что вы посоветуете представителям малого и среднего бизнеса из числа потенциальных участников конкурсов и аукционов, которые хотят одержать в них победу?

 

- Прежде всего, внимательно изучить 94-й ФЗ, и своевременно информировать нас обо всех его нарушениях. Помнить, что все заказы и заявки должны размещаться на федеральных, областных или муниципальных сайтах, в зависимости от уровня заказчика, и тщательно готовить все необходимые документы. А также почаще заглядывать в реестр недобросовестных поставщиков, с тем, чтобы выбрать себе надежного партнера.

 

Можно привести и конкретные примеры нарушения законодательства о размещении заказов со стороны тех, кто в первую очередь должен следовать букве закона. Недавно апелляционная инстанция признала практически в полном объеме решение и предписание, вынесенное Комиссией УФАС России по Тверской области. 

 

В середине 2009 года в Управление обратились несколько участников размещения заказа, которые посчитали, что их необоснованно не допустили к торгам на строительство дорог. При проверке было установлено, что к участию в торгах по отдельным лотам, с многомиллионной ценой контракта, в нарушение закона были допущены только по одному участнику из 4 - 5 подавших заявки. Департамент государственного заказа Тверской области и департамент строительного комплекса Тверской области обжаловали решение и предписание Комиссии тверского УФАС, но суды подтвердили правоту антимонопольной службы. Недавно комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области установила, что департамент государственного заказа при проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка не обеспечил соблюдение требований Лесного кодекса и антимонопольного законодательства. Так, ст. 79 Лесного кодекса установлен минимальный срок подачи заявок, равный 14 дням, именно такой срок рассматривается как объективно достаточный для подачи заявки, даже с учетом возможных 4 - 5 выходных и праздничных нерабочих дней.

 

В данном случае, департамент не только не установил срок начала подачи заявок, но и сократил его до 3 полных рабочих дней и 2 неполных рабочих дней, что создает необоснованные ограничения доступа к участию в аукционе и может привести к отсутствию аукционной ситуации и заключению договора аренды по начальной цене.

 

Это не только не соответствует Лесному кодексу и антимонопольному законодательству, но и не отвечает финансовым интересам Тверской области. В связи с этим, департаменту государственного заказа Тверской области выдано предписание о внесении изменений в документацию об аукционе и установлению иных сроков подачи заявок, обеспечивающих конкурентные условия для всех возможных его участников.

Версия для печати
Авторы: Светлана АВДЕЕВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009- Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»