Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Адекватность моменту

Россия может проскочить развилку, когда была возможна модернизация. По оценкам экспертов, за 2009 год падение ВВП в России составит около 9,5%.

 

В Китае экономика выросла почти на 8%, в Индии - немного поменьше, в Бразилии практически нет падения. В «большой двадцатке» у нас худшие результаты.

 

Кризис - это Божий суд, момент истины. Но хотим ли мы ее знать? Анализ показывает, что Россия не только не выходит из кризиса, а продолжает катиться к коллапсу. Ни федеральные, ни региональные власти, ни собственники предприятий не желают знать всю правду о ситуации в стране. И в этом главный риск на ближайшее время.
 

Хотя чиновники всех уровней рапортуют о том, что экономика после кризиса идет на поправку, индустриальный сектор находится в столь плачевном состоянии, что вызывает опасения даже в теоретической возможности его реанимации.
 

Расходы федерального бюджета в 2009 г. выросли на 28% по сравнению с 2008 г. Бюджетные деньги стали доходить до реального сектора только к концу года. В ноябре промышленность у нас выросла, но всего на 1,5%. Но это как считать. В сравнении с ноябрем 2008 г., когда было обвальное падение производства, это, конечно, рост. Однако даже такой мизерный рост вызван не оздоровлением российской экономики, а восстановлением внешнего спроса на наше сырье - на 50 - 60% растет производство железной руды, кокса.
 

Меры правительства для того, чтобы снять страну с «иглы» сырьевой экономики оказались или недостаточными, или «пиаром», за которым не стоит ничего созидательного. Структурных реформ так и не последовало. Единственным итогом стало снижение инфляции, и то - это следствие ни шагов правительства, а сокращения покупательского спроса населения. Заплаты в стране как минимум были заморожены, а во многих компаниях под предлогом кризиса и снижены.
 

Провал нашей экономики имеет объективные причины. Всемирный банк провел в 2007 г. исследование состояния конкурентоспособности в России и пришел к выводу, что 40% отечественной промышленности оказалось вне любых форм конкуренции. Почти вся экономическая жизнь в современной России сосредоточена в явных или скрытых монополиях. За время кризиса создавались все новые и новые вертикальные холдинги, в которых уровень коррупции и неэффективности зашкаливал все разумные пределы.

 

Но главная причина таких тяжелых кризисных явлений связана с созданной за последние годы в стране политической системой, которая исключает почти любую самодеятельную деятельность населения и кадровые лифты для обновления властных элит. Сегодня надо констатировать, что «вертикально-интегрированное» российское государство имеет систему законов и регламентов, которые делают почти невозможным создание любого нового, даже самого маленького промышленного предприятия, или фермерского хозяйства. По примеру федерального центра, и почти все регионы, и почти все муниципалитеты демонстрируют полную неспособность к организационной деятельности, что маскируется все нарастающим шквалом пустословия и демагогии. Это только усиливает тренды общественной апатии.
 

За последние годы были окончательно вытравлены из общественного сознания престижность предпринимательской деятельности. Сегодня молодежь мечтает быть чиновниками, а отнюдь не предпринимателями. Вследствие стремительного старения управленческого корпуса предприятий, все заметнее стало техническая отсталость управленцев - их неумение организовать дело на современном уровне.
 

Другой важный фактор: неготовность федеральных и региональных властей к кризису. Или, по крайней мере, не владение очень многими государственными служащими антикризисным инструментарием. То бросались спасать рынок ценных бумаг, то спасали банковскую систему, но никаких мер по устранению бюрократических препонов развитию в реальном секторе так и не приняли.
 

Сегодня в экономике зреет новый потенциал кризиса, нарастает вал плохих кредитов. К середине 2010 г. накопится порядка 20% невозвратных долгов.
 

Сознание наших министров по-прежнему находится под влиянием иллюзий, полученных в высших партийных школах во времена СССР, замешанных на наивных монетаристских воззрениях, почерпнутых из «перестроечного» журнала «Огонек».
 

Во всем мире во время кризиса стимулировали спрос. В Евросоюзе спрос на автомобили в 2009 г. вырос на 26%. Однако у нас стремились к социальной защищенности. На эти социальные деньги можно было хотя бы привести в порядок города и поселки. Но по давней российской привычке деньги на социальные работы просто раздавались.
 

Вроде нюанс небольшой, но западные правительства поддерживали модернизацию и консолидировали нации на преодоление кризиса, а наше поддерживало в основном неэффективные производства и стимулировало в обществе иждивенческие настроения. Правда, все это сдабривалось пустой риторикой про модернизацию.
 

Главная причина тяжелых последствий для России от мирового экономического кризиса кроется, прежде всего, в неэффективности самого государства. Те методики и подходы, что применялись во времена Госплана, были отвергнуты, но ничего нового на вооружение в части методологии государственного управления принято не было. Кратное увеличение чиновничества, не мотивированного на конечный результат, только усугубляет ситуацию.
 

Вместо применяемого во времена индустриализации проектного подхода была принята методика распределения бюджета в согласии со сложной системой стихийно формируемых законодательных и подзаконных актов, смысла которых уже никто не понимает. В результате российское государство превратилось в большой собес, где поддерживаются самые неэффективные или самые близкие к власти, которые в своей массе тоже являются и самыми неэффективными.
 

При попытке решить ограничить коррупцию была создана система госзакупок на основании тендеров и конкурсов. В результате, когда единственным показателем выбора поставщика является низкая цена, а не проектное решение, возникает совсем парадоксальная ситуация. Побеждает всегда тот, кто производит дешевую технику, которая в большинстве случаев является самой отсталой и некачественной. Этот подход только дискредитирует государство, заставляя искать обходные пути решения государственных задач. Все это усиливает деградацию промышленности и делает неэффективными усилия государства, направленные на модернизацию промышленного сегмента экономики.

 

Весь год государство вкладывало большие средства в модернизацию, но делало это вопиюще расточительно. Используя современные проектные подходы к модернизации на основе инженерного консалтинга можно было бы на порядок делать это с большей отдачей и с реальными результатами. При этом государственных трат понадобилось бы значительно меньше.
 

Власти даже не попытались использовать кризис для осуществления институциональных преобразований и структурных сдвигов в экономике. Впоследствии это приведет к большему отставанию от других стран, что может поставить вопрос о судьбе российского этноса. Ядерное оружие, созданное предыдущим поколением россиян, в конце концов, не вечно. Его тоже необходимо воспроизводить.
 

Тем рычагом, потянув за который можно провести в России модернизацию, является качественное изменение методологии работы госаппарата - переход к проектному подходу, взамен функций перераспределения бюджета. При этом проектный подход не означает, что все должно сводиться к технократическому обоснованию. Проектный подход означает применение комплексных решений, включая решение проблем социального развития и обустройства территорий.
 

Понятно для такой проектной работы нужны другие специалисты, но иного способа улучшений и достижения успеха нет. 

Версия для печати
Авторы: Геннадий КЛИМОВ


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009- Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»