Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Сергей Елкин: «Я горд своей профессией»

  

Генералами не рождаются, считает директор МУП «Тверьгорэлектро», депутат Тверской городской Думы Сергей Елкин. И вся его жизнь доказывает истинность этого утверждения. Свой путь в энергетике он начал рядовым электрослесарем и, пройдя все ступени карьерной лестницы, стал руководителем крупнейшей сетевой энергетической компании России.

Себя Сергей Васильевич считает истинно тверским человеком:

- Здесь мои корни. В Молоковском районе родилась моя мать, родом из-под Сонкова мой отец. Оба они закончили учебные заведения на калининской земле и уехали работать на просторы бывшего СССР.

И хотя родился Сергей Елкин в Крымской области, с тверской землей связана вся его сознательная жизнь. Здесь он оканчивал среднюю школу, отсюда ушел служить в армию. После демобилизации уехал поступать в Московский энергетический институт (МЭИ), окончив который по распределению, снова вернулся в родные края.

- Не скрою, я очень люблю эту землю, - делится Сергей Васильевич, - мы с семьей часто ездим по Тверской области. Ширков Погост, Осташков, Нилова пустынь, Бежецк, Сонково, Молоково, Кимры, где жили родители, – это наши обычные маршруты. Наверное, нет ни одного райцентра, где бы я ни побывал. Так что тверскую землю знаю не понаслышке.

 

 

Дело всей жизни

Свой выбор профессии Сергей Елкин объясняет детским увлечением радиоэлектроникой. В школе паял, разбирал электросхемы. Юного Сергея интересовала все, что связано с электричеством.

- Родители у меня строители,  - вспоминает он, - в доме всегда были строительные приборы: нивелир, теодолит. Нивелир с детства был самой любимой игрушкой. Даже в период летних каникул я работал на стройке. Но все же, когда стал вопрос выбора профессии, новое хобби превозмогло. Сразу после школы я пытался поступить в МЭИ, но не прошёл по конкурсу. После армии поступить было легче. Учился с удовольствием, и не считаю, что ошибся с выбором профессии. Именно в этой сфере я чувствую свое призвание.

Начало 80-х годов – время небывалого подъема энергетической отрасли. Именно тогда были реализованы самые масштабные проекты в этой сфере: построены Саяно-Шушенская ГЭС, Минусинский электрокомплекс, сооружены единственные в мире линии электропередачи сверхвысокого напряжения, общей протяженностью 2,5 тыс. км «Экибастуз-Кокчетав». Многие выпускники вузов ехали на строительство гигантов советской индустрии. Однако судьба Сергея распорядилась иначе. Вернувшись из командировки, он узнал, что получил распределение на ТЭЦ-1 РЭУ «Калининэнерго». 

- Я не боялся никогда по жизни работать, поэтому будущее меня не пугало. Калинин, Москва или Тюмень – я был готов ехать куда угодно.

 

От солдата до генерала

Приехав в Калинин, выпускник МЭИ имел беседу с главным инженером «Калининэнерго» Эдуардом Шавровым.

- Есть люди, имена которые невозможно забыть, - говорит Сергей Елкин. – Вот Эдуард Николаевич именно такой человек. Во время той встречи он произнес ключевые слова, которые я запомнил на всю жизнь: в энергетике генералами не рождаются, генералами становятся. А начинают все солдатами. Я сразу оценил истинность этого утверждения. Первая запись в моей трудовой книжке была «электрослесарь 3-го разряда». Работая в системе, я постоянно чему-то учился. Любимыми моими книгами были справочники и техническая литература.

Молодой специалист достаточно быстро прошёл ступеньки карьерной лестницы. Несколько лет работал начальником смены ТЭЦ-1, потом диспетчером системы. Эта работа подразумевала знание всей энергосистемы региона. Занимал должность заместителя начальника диспетчерской службы «Калининэнерго». Работал диспетчером «Тверских электрических сетей», затем опять вернулся на ТЭЦ-1 начальником цеха и вскоре был назначен главным инженером.

В 2005 г. во время «распаковки» РАО ЕЭС генеральный директор «Тверьэнерго» Виктор Шаповалов пригласил Сергея Васильевича на должность своего заместителя. А через несколько месяцев, когда Виктор Андреевич был переведен в Москву, Сергей Елкин стал генеральным директором «Тверьэнерго». Он проработал на этой должности четыре года и в июле 2009 года занял пост директора МУП «Тверьгорэлектро».

 

Новаторство как принцип управления

Постоянно учась и осваивая новые сферы, Сергей Елкин вносил и свой вклад в развитие энергосистемы.

- Незадолго до моего прихода на ТЭЦ-1 на предприятии случилась авария, - рассказывает Сергей Васильевич, - взорвался масляный выключатель и сгорел трансформатор. Авария была успешно ликвидирована, но предстояло вновь ввести в работу трансформатор. И эта задача легла на мои плечи. Я получил такой богатый опыт за эти 3-4 месяца, пока мы вводили в работу трансформатор, что этого запаса знаний хватило мне надолго. Наверное, это самая лучшая возможность в совершенстве освоить свою работу.

Конец 80-х был ознаменован началом всеобщей компьютеризации. На предприятиях внедрялись автоматизированные системы управления. Сергею Елкину посчастливилось одному из первых в «Калининэнерго» освоить ПК. Работая в диспетчерской службе, он разработал ряд прикладных программ, которые использовались диспетчерами Тверской области даже спустя десять лет.

Занимая должность начальника цеха на ТЭЦ-1, Сергей Елкин со своей командой решил проблему компенсации токов замыкания в сети 6 кВ с изолированной нейтралью. Впервые в регионе ими был установлен реактор с подмагничиванием. Первыми в энергосистеме они поставили и новую аккумуляторную необслуживаемую батарею на ТЭЦ-1. Благодаря чему  смогли отказаться от старого «дедовского» элемента – коммутатора - и поставить совершенно новые электронные устройства регулирования напряжения – тиристоры.

- Обвиняли меня в фантазерстве, говорили: это устройство работать не будет, - вспоминает Сергей Васильевич. – Тем не менее работает до сих пор. Кроме того, мы построили полупроходной кабельный канал от ТЭЦ-1 до другой стороны проспекта. Делали это всем коллективом, но инициатором был я. Таким образом, в случае повреждения кабеля всегда была возможность его заменить. Мы решали вопросы ликвидации старого оборудования, подготовки расширения распредустройств. Я был начальником цеха восемь лет и за это время обозначил крупные реорганизации.

Не просто пришлось Сергею Елкину и на должности главного инженера. В зимние холода на ТЭЦ-1 вышла из строя турбина. И почти три месяца он практически жил на работе: возвращался домой лишь к 12 ночи, чтобы в 6 утра снова туда уехать.

В начале 2000-х началось реформирование электроэнергетической отрасли Российской Федерации. О том, что дало это стране, трудно судить однозначно. Сергей Васильевич видит в реформе ее слабые и сильные стороны:

- Я энергетик советских времен, тогда мы гордились своей отраслью, у нас были такие ноу-хау, которым завидовал весь мир. Например, центральное диспетчерское управление – единая система управления электроэнергетикой всей страны, ни в одной стране мира такого не было. При «распаковке» мы сумели сохранить эту систему, но в усеченном варианте. Тогда была единая методология – все сверху донизу действовало по единому закону, единым схемам управления, а сейчас в одном регионе работает одна схема управления, там – другая. Поэтому в системе могут возникать нестыковки.  

Мы вводим мало мощностей, а были энергосистемой, которая выдавала энергию за границу. После распада СССР в некоторых районах образовался энергодефицит. Энергетическая география страны стала другой.

На непростое время реформ пришелся переход Сергея Елкина в «Тверьэнерго».

– Я не готов похвастаться какими-то большими достижениями на должности руководителя тверской энергосистемы, - продолжает Сергей Васильевич, - но за это время мы многое начали делать и шли, я считаю, в правильном направлении. Поэтому жалко, что некоторые начинания так и не получили дальнейшего развития.

Большой плюс реформы РАО ЕЭС в том, что мы смогли наконец четко определить, кто в энергосистеме за счет каких средств существует. Ведь если вспомнить тверскую энергетику в начале 90-х, можно увидеть, что основной приоритет был у генерирующих компаний, а электрические сети были вторичны. В результате мы имеем 80%-ный износ сетей. Ситуация начала меняться лишь в 2005 году, когда мы начали вкладывать средства в сети и взяли курс на расчистку просек, что очень актуально для Тверского региона, в котором основная масса отключений - падение деревьев на провода.  В 2008 г. «Тверьэнерго» перестало существовать как отдельное акционерное общество. Оно влилось в состав ОАО «МРСК Центра», в связи с чем была полностью переработана структура и пересмотрены принципы управления. Больше внедрялись средства IТ для того, чтобы управлять этой большой системой из одного центра в режиме он-лайн, мастера РЭСов проходили переобучение, применялся Интернет. В это время непрерывных организационных перемен просеки перешли на второй план…

 

Энергетический щит города

Когда Сергей Елкин возглавил МУП «Тверьгорэлектро», здесь уже широко внедрялись новации: применялся самонесущий изолированный провод (СИП). Однако последствия недофинансирования сказались и на городском электросетевом хозяйстве. Большой износ сетей, устаревшее оборудование, дефицит мощностей – все эти проблемы нельзя решить в один момент. Особенно проблематичной оказалась ситуация в центре Твери. По словам директора МУПа, здесь даже службе наружного освещения приходится работать по ночам, так как днем выездные бригады не могут подъехать к светильникам из-за припаркованных вокруг машин.

- Масштабные нововведения реализованы еще не до конца, - делится планами Сергей Елкин, - но уже есть четкие планы и произведены первые затраты. А я считаю, что если истрачена хотя бы одна копейка, надо обязательно довести дело до конца. Мы начали говорить про такую вещь, как АСКУЭ – автоматизированная система комплексного учета электроэнергии. В условиях города, розничного рынка, на котором мы работаем, – это достаточно трудоемкая и сложная техническая задача, но она решаема.

Мы заговорили про новый диспетчерский щит, сделаны предпроектные исследования, намечено, как будет выглядеть щит с технической точки зрения, какова будет схема его работы, определен поставщик щита.

Что даст его введение? Диспетчерский щит представляет собой своеобразную электронную карту города. Если где-то в сетях случается авария, диспетчер может, глядя на эту карту, быстро определить место происшествия, принадлежностей сетей. То есть вся информация автоматически приходит на щит и показывает состояние оборудования: включен или нет выключатель, отсутствует или нет напряжение. Владея этими данными, диспетчер гораздо быстрее может принять правильное решение, а это во много раз сокращает время ликвидации аварии. На сегодня среднее время ликвидации аварии по городу составляет порядка двух часов. Если мы введем систему автоматического сбора информации и если еще удастся создать систему телеуправления этими же выключателями (это пока задумка, на которую нужны средства), не бригады будут ездить по городу, проводить переключение, а диспетчер со щита управления в ручном режиме основную массу потребителей сможет запитать в течение 10-20 минут. Вот и считайте, что это даст: 2 часа сидеть без света и ждать, когда придет электрик, или в течение 20 минут у жителей появляется свет.  

В МУПе ведется модернизация сетей. Однако и в этом вопросе приходится исходить из финансовых возможностей предприятия. По словам Сергея Елкина, для того чтобы провести реальную модернизацию, нужно каждый год вкладывать в сети как минимум по 200-250 млн руб. Источником этих денег может быть только тариф, так как «Тверьгорэлектро» - тарифно регулируемая организация, и все ее затраты заложены в тарифе, ежегодно утверждаемом региональной энергетической комиссией (РЭКом).

С муниципальным предприятием неохотно идут на сотрудничество банки.

«На сегодняшний день финансовая ситуация «Тверьгорэлектро» не слишком хорошая, чтобы банки могли дать нам кредиты на большие сроки. Даже овердрафт они не спешат нам открывать, - комментирует ситуацию директор предприятия. – На городской бюджет мы тоже не рассчитываем, потому что эти деньги должны быть направлены прежде всего на защиту интересов жителей. Есть определенные затраты, которые проводим через бюджет, но все-таки в основном мы живем за счет собственных средств. Поэтому говорить о коренной модернизации городской электросетевой системы пока не приходится».

Тем не менее модернизация в городе идет. Согласно ежегодному плану производится замена опор, голого провода на самонесущий изолированный провод (СИП), старых светильников на новые энергосберегающие.

 

За качество нужно платить

Преобразованию энергетики призвана была служить система RAB-регулирования (Regulatory Asset Base — регулируемая база инвестированного капитала) — это система долгосрочного тарифообразования, основной целью которой является привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры. Однако на деле эта система в России так и не заработала. 

- Есть определенные финансовые механизмы, без которых RAB не начнет работать, - говорит Сергей Елкин. – Для того чтобы запустить систему не на бумаге, а в реальной жизни, нужно значительно увеличить тариф на передачу электроэнергии. В сегодняшнем тарифе, который платит потребитель, доля передачи составляет 25%, так вот эта доля должна увеличиться до 40%. И естественно, общая величина тарифа тоже возрастет. В противном случае RAB не запускается.

- Можно ли все-таки говорить о практическом введении RAB-регулирования в Тверской области?

- Если мы будем понимать, что политически регион готов к такому росту, тогда можно говорить про RAB-регулирование. Хотя идея очень хорошая. Берутся долгосрочные кредиты, срок погашения которых 30 лет. При этой системе есть возможность взять сразу не 200-250 млн, а 1 млрд. Это большие инвестиции, которые сразу можно направить на развитие сетей.

Позиция правительства уже озвучена: сети должны перейти на RAB-регулирование. Как и когда эта система начнет работать - сегодня трудно сказать. Ведь сейчас, насколько я знаю, RAB не работает нигде у нас в стране. Однако во всем мире эта система действует и дает свои результаты. Так что, я думаю, что за этим регулированием будущее.

- На ваш взгляд, как отнесутся потребители к такому повышению тарифов?

- В принципе потребитель, если он знает, за что нужно платить, согласен с ростом тарифа. Мы должны понимать – достойная жизнь стоит достойных денег. И рассчитывать, что кто-то придет и сделает бесплатно, – не нужно. У многих сложилась психология – вы нам должны сделать. Никто никому ничего не должен. Есть возложенные законом на энергетиков обязательства. На сегодняшний день мы совершенно четко их исполняем.   

Вот один пример. Полтора года назад было принято постановление правительства о том, что всех физических лиц мы должны подключать к сетям за 550 руб. И если до этого мы согласовывали сумму с потребителем, то сейчас подключение любой сложности составляет 550 руб. Вопрос – за счет каких средств мы это делаем? Ведь на самом деле подключение стоит минимум 100 тыс. руб. А есть случаи, когда цена вопроса составляет несколько миллионов. Не выполнишь, через полгода ФАС применит санкции. Таким образом, у нас приняли постановление, забыв указать источник финансирования. RAB же предполагает, что предприятие, чтобы подключить потребителя, берет кредит, а потом эти средства возмещает. То есть это постановление сделано под RAB. Но RAB нигде не работает, а постановление работает. У нас таких выпадающих расходов в прошлом году было 16 млн. И они, может быть, будут восполнены лишь в 2012 году, их опять же включат в тариф, который распределят на всех потребителей.

 

Энергетика должна быть бережливой

В 2009 году Сергей Елкин стал депутатом Тверской городской Думы. Свое решение он объясняет попыткой наладить взаимоотношения между властями, предприятиями ЖКХ и потребителями.

- Я понимаю механизм движения денег в энергетике и сфере ЖКХ, - констатирует Сергей Васильевич. – Средства не могут появиться ниоткуда. Сколько было страстей этим летом с теплом и горячей водой, долгами за газ. Я считаю, что эта ситуация была решена сиюминутно. А системно она будет решена еще не скоро. Потому что причины этого конфликта лежат намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. В следующем году тарифы на первичный энергоресурс – газ – вырастут на 25%, а общий рост тарифа на услуги ЖКХ ограничен 14-15%. Спрашивается, кто восполнит эту разницу в 11% предприятиям ЖКХ? Никто. То есть опять возникнет дисбаланс средств и, как следствие этого, новый конфликт. Я считаю, что эту проблему надо решать на федеральном уровне, иначе, пока этот дисбаланс сохранится, ничего хорошего не будет.

- Сейчас очень популярна тема энергосбережения. Об этом неоднократно говорил в своих выступлениях президент Дмитрий Медведев. Как вы считаете, какие меры приведут к реальной экономии энергоресурсов?

- В ноябре прошлого года был принят 261-й федеральный закон «Об энергосбережении», призванный сэкономить в масштабах страны большое количество энергоресурсов, в первую очередь – топлива. Но к этому законодательному акту забыли приложить пакет документов, который бы определял источник, с помощью которого можно запустить этот закон. На сегодня он больше озвучивается на уровне президента, а внизу не видят ресурсов для его реализации.

Я уже год занимаюсь вопросами реализации закона «Об энергосбережении» и вижу, что воплощение в жизнь положений этого закона идет очень тяжело, существует большое недопонимание со всех сторон. На этой волне появилось много непонятных организаций, которые за несколько дней могут разработать программу энергосбережения для любой фирмы, но будет работать эта программа или нет – это их уже не интересует.  

Энергосбережение – это не применение энергосберегающих лампочек, как многие это себе представляют. Конечно, использование лампочек тоже даст свой результат, но на бытовом уровне. А ведь у нас теряются большие объемы электроэнергии в процессе передачи из-за устаревшего оборудования: в наших ТП, кабелях, проводах, кроме того, идет много хищений в результате незаконных подключений к электросетям.

Пока мы не начнем считать сначала энергоресурсы, потом деньги, этот закон работать не будет. Надо создать предпосылки, чтобы люди сами захотели заниматься энергосбережением, определить источники привлечения средств. И тогда механизм запустится естественным образом, без надрыва и давления со стороны властей.

Сергей Васильевич Елкин – заслуженный работник Единой энергетической системы.

Имеет звание «Почетный энергетик Тверской области». За 30 лет работы в отрасли наработан богатейший опыт. И все же, главное, на его взгляд, заключается в том, что  в выборе профессии он не ошибся и получает удовольствие от своей работы.

 

Версия для печати
Авторы: Елена ПАВЛОВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009- Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»