Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Лизинг ревю

        Лизинг известен человеку с незапамятных времен. По мнению историков и экономистов, лизинговые сделки заключались еще задолго до новой эры в древнем государстве Шумер. Раскрытие сущности лизинговой сделки восходит к далеким временам Аристотеля (384/383-322 гг. до н.э.). Он рассматривал идеи лизинга в своем трактате «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности».          
         Лизинг в древние времена не был ограничен арендой конкретных типов собственности. В истории существуют факты, когда арендовались не только различные типы сельскохозяйственной техники и ремесленного оборудования, но даже военная техника.
         В Венеции в XI веке существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: жители этого города сдавали в аренду очень дорогие по тем временам якоря владельцам торговых судов и торговцам. По окончании плавания якоря возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.
         В начале XX века стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. В 30-е годы XX века Генри Форд эффективно использовал аренду для расширения реализации своих автомобилей. Однако настоящим прародителем автомобильного лизингового бизнеса считается Золли Фрэнк — торговый агент из Чикаго, который в начале 40-х годов прошлого века первым предложил долгосрочную аренду автомобилей.
         Однако настоящий перелом в арендных отношениях произошел в Америке в начале 50-х годов прошлого столетия. В аренду стали в большом объеме сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины и механизмы, автотранспорт, суда, самолеты и т.д. Правительство США, оценив это явление, оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования.
         Введение в экономические понятия термина «лизинг» связывают с операциями телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877 году приняло решение сдавать в аренду, а не продавать свои телефонные аппараты.
         Первым акционерным обществом, для которого лизинговые операции стали основным видом деятельности, является созданная в 1952 году в Сан-Франциско известная американская компания United States Leasing Corporation. Таким образом, США стали местом рождения нового направления в бизнесе. К середине 60-х годов XX века лизинговые операции в этой стране составляли 1 млрд долларов, а к концу 80-х они превысили 110 млрд долларов, т.е. за четверть века увеличились более чем в сто раз.
         В нашей стране первым и наиболее заметным фактом участия в лизинговых сделках стали известные поставки на условиях «ленд-лиза». Во время II Мировой войны США поставляло своим союзникам оружие, продовольствие, автомобильную технику, медикаменты по договорам лизинга. Однако большого распространения лизинг в России не получил. После войны он использовался, главным образом, для приобретения судов и самолетов (и сейчас наиболее распространенный объект международного лизинга) - занимались им только организации, работающие в сфере международных экономических отношений («Совфрахт», «Совтрансавто»). 
         В начале 90-х гг. в России начали появляться первые лизинговые компании, большинство из которых были учреждены коммерческими банками. 
         К середине 90-х гг. правительство РФ, оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. На рынке появились новые компании, учрежденные финансово-промышленными группами. Также начали создаваться лизинговые компании с участием муниципальных и региональных органов власти, использовавшие в большинстве случаев финансирование из бюджетных источников под низкие или нулевые процентные ставки для реализации различных государственных программ, связанных с обновлением фондов или поддержкой начинающих или развивающихся бизнесов.
         Во время упадка российского финансового сектора, последовавшего за кризисом в августе 1998 г., в значительной мере и пострадало положение лизинга в России. Прежде всего, резко сократилось долгосрочное банковское кредитование, и многие лизинговые компании приостановили свою деятельность. Кроме того, объем лизинговых сделок упал приблизительно с 1,4 млрд долларов США до чуть более 400 млн долларов США.
         В результате кризиса сильно пострадали компании, которые, получив валютные кредиты для финансирования лизинговых сделок, заключали при этом сделки в рублях, принимая тем самым на себя валютный риск. 

         В большинстве случаев лизинговые компании шли навстречу лизингополучателям, пересматривая графики платежей, предоставляя отсрочки и т.п. Политика лизинговых компаний после кризиса еще раз подтвердила, что лизинг - это гибкий действенный механизм финансирования, учитывающий интересы лизингополучателя. 
         В посткризисный период продолжали создаваться новые лизинговые компании. За один год, прошедший после кризиса, лицензии на осуществление лизинговой деятельности получили 317 компаний, что могло расцениваться как рост отрасли на 51%. 
         В настоящее время лизинг занимает в мире все большую долю в общем объеме инвестиций в основные фонды компаний. В Западной Европе, например, через лизинг осуществляется более 20% инвестиций в производственные фонды. При этом до 80% лизингового бизнеса Западной Европы приходится на Великобританию, Германию, Италию и Францию. Переход на рыночное развитие Венгрии, Чехии, Словакии и других стран Восточной Европы, а также стран СНГ открыли новые возможности для лизингового бизнеса. 
       Рынок лизинговых услуг в США превосходит страны Западной Европы, а тем более Восточной Европы и СНГ как по масштабам, так и по уровню развития. Стоимость оборудования, приобретаемого через лизинг, представляет собой 40-50%.
       В современной России роль лизинга пока гораздо скромнее, чем в Европе и США. Однако динамика, которую можно было наблюдать до кризиса 2008-2009 гг., показывает нарастающую популярность лизингового финансирования в нашей стране. По оценкам экспертов, если бы последствия кризиса проявились в меньшей форме, то уже через 2-3 года доля лизинговых инвестиций в РФ была бы сопоставима с аналогичным показателем Западной Европы. Делая корректировку на экономическую ситуацию в России, те же эксперты прогнозируют достижения уровня развития лизинга европейских стран через 5-8 лет, в зависимости от оптимистичности приводимых прогнозов.
        Немалую роль в восстановлении рынка лизинговых услуг играет государство, которое реализует ряд программ по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства через лизинговые проекты. В различных регионах программы отличаются, например, администрация Тверской области субсидирует часть затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по лизинговым договорам, а через ООО «Первая Лизинговая Компания» можно поучаствовать в федеральной программе поддержки, администратором которой является ОАО «Российский банк развития». Узнать об этих программах и условиях участия в них можно по телефону (4822) 390-111.
         При создании статьи использовались материалы сайтов:
        
www.raexpert.ru, www.asbleasing.by, www.rosfincom.ru

Версия для печати
Источник: Владимир ПЕТРОЧЕНКО, зам. директора ООО «Первая Лизинговая Компания»


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009-2018 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»