Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное ежемесячное 60-страничное издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса. Издается в Твери, распространяется в Тверской, Московской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Ленинградской, Ярославской, Воронежской, Липецкой, Белгородской областях. Журнал анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, логистика, энергетика и многое другое – все это в журнале «Бизнес территория». Основные темы журнала: комплексное развитие территорий, территориальный маркетинг, девелопмент, инфраструктура, инвестиции, промышленность, сельское хозяйство, недвижимость, промышленные площадки, новости.

 

 

 

 

 

Кризис среднего возраста или «бунт против маски»

Мужчина. Сделал карьеру. Построил бизнес. Есть семья. Есть деньги. А счастья нет. Вместо него – ощущение тупика. Страх старости… Женщина. Ей никто не нужен. У нее Toyota RAV4. Управляй мечтой. Но мечты нет. Усталость. Одиночество. Приезжает домой. Понимает, что она никому не нужна. Абсолютно никому. О страданиях современных россиян рассказывает психотерапевт «Международного центра развития личности» Лия Киневская.

Школьный отличник-зануда, одинокая стерва, вечный ребенок, «пахан», папина дочка, мамаша-клуша… Узнаете? В этой галерее собраны едва ли не самые распространенные образы наших современников. Социальные роли, которые мы выбрали, и в которые увлеченно играем до поры до времени.
- Что такое персона? Зачем она нужна?
- Персона – это личина, которую мы надеваем при встрече с другими или с окружающим нас миром. Персона нужна для того, чтобы сохранять объект (себя) и вступать в контакт с субъектами. Чтобы уметь защититься от внешнего мира, уметь взаимодействовать с ним.
- Кто «изобрел» персону?
- Персону придумали в Древней Греции, когда это был театральный образ. Но Карл Густав Юнг в 1921 году в работе «Психологические типы» ввел понятие персоны, говоря не про театральный образ, а про архетип. Он полагал, что мы не можем стать полноценными, если не познаем свою душу. Но сначала нужно создать то пространство, где мы будем исследовать себя, – свое эго.
- Откуда взялся тот набор масок, который носят представители российского среднего класса? Кто придумал эти образы?
- Если говорить про маски нашего возраста, самая первая роль, к которой нас приучали со времени комсомола, – сначала думай о Родине, потом о себе. Это – ориентация на то, что про тебя подумают, то есть образ, который говорит: «Я хороший, я хочу понравиться, я хочу, чтоб меня похвалили». Вторая маска часто используется тогда, когда человек хочет чувствовать себя гораздо успешнее, чем другой. Маска социальной успешности - например, «Я должен быть лучше, чем все».
- А бывают люди без маски?
- Да. Бомж, например. Или человек, который живет на лоне природы, на травку смотрит, открытый такой… Совершенно наивный, у которого нет социализации. Человек без маски может сказать что думает, может нарушить границы. Обычный же человек все время думает: «А я правильно сейчас себя веду? Вот мне сейчас улыбнуться или не улыбаться?» Он пытается угадать мысли собеседника, выступая в роли «надомника-экстрасенса».
- Вы сказали, что люди надевают маски успешных людей, чтобы заслужить похвалу учителей. Но кто эти учителя?
- У каждого в голове свой. Главный учитель – это родители, которые должны нас одобрять. Они принимают нас или не принимают. Это самая базовая вещь для ребенка - чувствовать себя нужным и принятым. И тогда он начинает выстраивать свою самую первую маску: «У нас так принято, таким нужно быть в нашей семье, в нашей системе».
- А что происходит с этой маской, когда молодой человек хочет быть лучше родителей?
- Тут наступает самый первый кризис, который путают с кризисом среднего возраста. У меня есть то, за что меня могут любить, и я хочу быть лучше родителей, и начинаю добиваться того, чего они не добились. А желание получить похвалу остается. И я вроде бы добиваюсь многого из того, чего хочу, но нет этого ощущения счастья. У меня есть клиент, который пришел ко мне с паническими атаками. Он в 15 лет организовал кооператив. А сейчас у него страх выйти на улицу, паника возникает. Он уже добился многого, заработал свои миллионы в 22 года, потому что сказал себе: «Я этого хочу!» А в 25 лет его настигла паническая атака, потому что он так «оторвался» в желании быть сильным. Когда я спросила его: «А вас кто-нибудь хвалит?» - он посмотрел на меня и заплакал. Весь бизнес он строил из неосознанного желания, чтобы его похвалили.
- Люди могут менять маски? Как?
- Могут, если начинают осознавать нецелесообразность роли. Например, мой клиент с паническими атаками вдруг понял, что давно не видел своих детей, что войдя в образ «сумасшедшего работника», перестал жить в согласии с собой. Когда он это осознал, то стал отпускать подчиненных в отпуск. Начал компенсировать сотрудникам то, что долго не давал им отдыхать, заставляя зарабатывать его миллионы. Или другой клиент. Он приехал из Сибири, построил большой бизнес в Москве. Он рассказывал свой сон: большие крутые машины едут по красивому полю и давят траву. И когда мы с ним разбирали сон, он сказал, что траву, на которой он вырос, он задавил. Он привык надевать маску сильного человека и совершенно забыл про природу, про то, что раньше он был рыбаком, охотником.
- И как он поступил?
- Поехал и купил землю где-то на Волге. Сейчас там строит дом. Бизнес его не разрушился, но человек понимает, что эту маску «крутой мачо в автомобиле» надо начинать снимать. Однако оба клиента – это люди с высокой организацией сознания. Не все могут снять маски, не всем это дано. Люди, которые добились многого, ярче понимают, что пора избавиться от персоны. А сотрудники среднего звена маски снимают реже. Например, «средний менеджер» часто говорит: «Не надо мне никакой психологии. Я хочу только на эту работу устроиться!» И я понимаю, что это уже невроз, потому что он зациклился на какой-то определенной идее, которую нужно поменять, чтобы он мог двигаться дальше.
Человеку сложно оторваться от маски: ему кажется, что кроме этой маски у него больше ничего нет. Когда мы порабощены персоной – это и есть кризис среднего возраста. Человек упирается в какой-то барьер, начинает отождествлять себя с какой-то конкретной ролью. Он считает, что если потеряет работу, то потеряет себя. Когда личность идентифицируется с персоной, человек попадает в кризис.
- В чем же суть кризиса среднего возраста?
- Маска перестает соответствовать своей функции – защищать субъект, поддерживать его. Маска начинает быть хозяйкой, на которую будто бы должен работать субъект. Человек испытывает ощущение загнанности. Как будто он не может остановиться, как будто он оторвался от своих корней. Он перестает видеть сны, у него появляются неврозы, могут появиться панические атаки, паранойя. Могут наступить физиологические нарушения: начинают болеть суставы, происходят сердечные приступы. Внешне все в порядке: еще один миллион, еще один бизнес, еще одна женщина, опять я похудел – торс красивый стал… А счастья нет. Вместо него усиливается тревога…
Юнгианская теория, приверженцем которой я являюсь, говорит, что психика стремится быть гармоничной, целостной. Если человек выпячивает какую-то одну часть, другая хочет быть компенсированной. И если, например, человек слишком уходит в материальное, то психика «говорит» ему: «Не хочешь думать про душу? Хорошо. Тогда ты будешь обращать на нее внимание через панические атаки, через страхи, через психозы. Все это придет для того, чтобы скомпенсировать твою материальность».
- Что на самом деле скрывают мужские маски?
- Мужские маски, прежде всего, хотят скрыть зависимость от чувств, потребность в них. И мачо, и метросексуал прячут свои истинные чувства. Причем, от себя самого. В результате во время кризиса мужчина страдает больше, чем женщина. Потому что у мужчины функциональный подход: он должен видеть, куда и как идти. В момент кризиса, когда рушится привычный порядок вещей, нужно прислушаться к себе и, возможно, переждать, отсидеться. А это – женский рисунок поведения. Следующий аспект – боязнь старения. Этот страх настигает мужчин в районе 40 лет. Очень многие мужчины начинают заниматься спортом, идут в фитнес-центры, потому что боятся старости. Старость требует мудрости, а они к этому не готовы. Поэтому пытаются быть «вечно молодыми».
- А женские маски? Что прячут они?
- Женская маска – «мне никто не нужен, я сама выживу». Эту маску надевает женщина, которая на самом деле нуждается в партнере. Чем больше она нуждается, тем, к сожалению, больше отвергает в себе это стремление. Другая роль – мамочка. Клуша, которая в офисе кормит всех булочками. Есть роль женщины-вамп, роковой женщины. Как правило, это папины дочки, которые с детства хотят конкурировать с матерью за отца. Они дружат с мужчинами, но не могут их любить, у них нет энергии для любви, у них есть энергия только для «дружить». Поэтому в их романах происходит вечное «динамо» – они соблазняют мужчин и уходят. Еще одна маска для женщины – это «девочка», романтическая натура. При этом внутри она пустышка – «чем ты меня наполнишь, тем я для тебя и буду».
Масок много, все не перечислишь.
- Может ли дауншифтинг быть выходом из кризиса среднего возраста?
- Я бываю в Индии. Там многие ходят, «духовные»… С дредами… Он идет по миру, и ему все равно. Потому что он не знает, что с этим миром делать. Возможно, в двух метрах от него сидит святой, но он святого не заметит. В подобном случае в Гоа человек попадает в другую часть кризиса, где ничего нет и все асоциально. Это прогулка, тусовка, уход от реальности, но не путь к себе. Контакт с реальностью должен дать ответ: для чего Господь тебя сюда привел? В чем смысл твой? Понять это можно с помощью осознания духовности своего внутреннего «Я», архетипа, ядра, психики, как угодно называйте это пространство. И с помощью социальной адаптации.

Версия для печати
Авторы: Беседовал Андрей СЕМЕРКИН


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 

тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6
e-mail:



 

© 2009-2016 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»