Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное ежемесячное 60-страничное издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса. Издается в Твери, распространяется в Тверской, Московской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Ленинградской, Ярославской, Воронежской, Липецкой, Белгородской областях. Журнал анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, логистика, энергетика и многое другое – все это в журнале «Бизнес территория». Основные темы журнала: комплексное развитие территорий, территориальный маркетинг, девелопмент, инфраструктура, инвестиции, промышленность, сельское хозяйство, недвижимость, промышленные площадки, новости.

 

 

 

 

 

Экономика Твери. Выбор специализации. Какая экономика нужна Тверской области?

Форум «Информационное общество» в Твери прошел с небывалым размахом. Что дал этот форум региону кроме престижа и приуроченного к нему визита президента Медведева? По итогам Тверского социально-экономического форума мы беседуем с руководителем департамента экономики Тверской области Сергеем Аристовым.

- Сергей Анатольевич, сколько было участников на нынешнем тверской форуме? Они приехали «на Медведева», так удачно прорекламировавшего Тверь? В тверских гостиницах были заполнены все места, даже самые плохонькие…
- Президент Дмитрий Медведев участвовал не в форуме, а в заседании Совета по информационным технологиям, который проходил одновременно с форумом. Участников форума было свыше трех тысяч, из семидесяти регионов России. Конечно, Совет и форум совпали не случайно, и очень удачно. Но большинство тех, кто приехал в Тверь на наше мероприятие, не имели к визиту Медведева никакого отношения.
- Тверской форум прошел седьмой раз. Но до прошлого года он назывался Тверской инвестиционный форум, и лишь второй раз он проходит под лозунгом «Информационное общество». Почему была выбрана такая специализация?
- Инвестиционных экономических форумов в России очень много. Поэтому, чтобы привлечь участников, надо было определиться со своей спецификой. Стоять в ряду регионов, предлагающих один и тот же продукт, неэффективно.
Второй раз мы проводим форум «Информационное общество». Это супервостребованная специализация, к тому же в Твери она исторически обусловлена, наш город имеет давние традиции в развитии IT-технологий. Здесь находится НИИ «Центрпрограммсистем», в 80-е годы бывший головной организацией в Советском Союзе по технологии разработки производства программных средств вычислительной техники. На базе ЦПС был организован центр по государственным испытаниям программных средств. Во всех уголках страны специалисты, работавшие в области информатики, знали адрес «Центрпрограммсистем». Сюда приезжали за программами, консультациями, на учебу.
- А есть ли реальный эффект для экономики области уже после форума? Например, пошли ли к нам инвесторы в сфере высоких технологий?
- Форум этот федеральный, и нацелен, прежде всего, на федеральный результат. Именно в Твери обсуждались и решались многие вопросы общероссийского значения. Понятно, что есть еще и результат локальный.
Наша задача привлечь людей, показать им город во всей красе, регион, наши возможности - и они будут готовы вкладывать сюда деньги. Но это не происходит по мановению волшебной палочки, нужны порою годы, чтобы  получить ощутимый всеми эффект. Часто этот эффект может быть даже незаметен рядовым жителям области, особенно в сфере информационных технологий.
- Ну почему же. Сейчас при въезде в Тверь нас встречают рекламные щиты «Тверь - центр интернет-торговли», и мы знаем, что это правда. А ведь впервые об этом было заявлено на Тверском инвестиционном форуме несколько лет назад.
- Да, это явление выросло до серьезных масштабов буквально за три года.
- А регион не может давать фирмам, работающим в сфере IT-технологий, особые областные преференции, например, от каких-то налогов освобождать - чтобы нам выступить конкурентом того же Сколково?
- В IT-сфере большая часть затрат связана с заработной платой. Единый социальный налог, начисляемый на заработную плату - это федеральные деньги, и тут мы ничего сделать не может. Однако регион в состоянии помочь с подбором помещений. У нас действует бизнес-инкубатор в сфере IT. И самое главное, надо использовать фактор наличия у нас мощных центров по подготовке специалистов в сфере информационных технологий. Выпускники Тверского государственного университета и Тверского технического университета высоко котируются на рынке труда.
Кстати, я могу судить об этом по своему опыту - я сам закончил тверской политех по специальности «Информационные технологии», и хотя давно не работаю в этой сфере, знаю, что уровень образования здесь очень высок. Тверских специалистов принимают на работу в крупнейшие компании, лидирующие на мировом рынке программирования.
Кстати, в Твери уже создали свои офисы крупнейшие компании в сфере IT-технологий. Я знаю как минимум три такие компании. Они незаметны, потому что им не нужны броские вывески, реклама на тверских улицах. Но тенденция уже видна: Тверь становится «бэк-офисом» для лидеров в сфере IT.
- Отразился ли глобальный экономический кризис на появлении в Тверской области крупных инвесторов - тех, договоренности с которыми были достигнуты, например, после прошлых форумов?
- Понятно, что многие проекты затормозились или отложились до лучших времен. Однако многие продолжают развиваться и успешно реализовываться. К тверскому экономическому форуму было приурочено открытие шведского завода SKF, мирового лидера в производстве подшипников, в промышленной зоне Боровлево. Под Торжком на промышленной площадке почти готов к пуску завод по производству машинных масел компании Shell.
- Ну, это же давняя договоренность…
- Интересно вы рассуждаете: то упрекаете областную власть, что проекты только начинаются, все остается на стадии договоренности… А значит, когда уже готовое предприятие начинает под Тверью работать - это «давняя договоренность».
- Какие инвесторы нужны Тверской области? Недавно я беседовала с предпринимателем, который занимается привлечением инвестиций в регион, и он рассказал, что когда задал такой вопрос руководству Твери, ему ответили - любые. «Но как привлекать инвестора, если нет идеи, специализации?» - удивлялся предприниматель. На уровне области такие идеи есть?
- Большой завод сразу «отъедает» существенный ресурс - и кадровый, и по энергетике, и так далее. И, как правило, он уже не растет. Тот же Тверской вагоностроительный завод не может взять и вырасти в два раза, он только сокращает количество работающих. Это, если допустимо такое садово-огородное сравнение, все равно, что сажать на даче крупномеры. Это дорого, и неизвестно, приживутся, или не приживутся. Другое дело, из небольшого росточка вырастить дерево.
Нам интересны, конечно, такие компании, которые будут тут расти, развиваться вместе с областью. «Крупномер» может не прижиться, а средние компании более гармонично интегрируются в экономику региона. Удачный пример - тот же OZON, который зашел к нам одним своим подразделением, а теперь перебрался в Тверскую область гораздо основательнее.
Или завод ДКС. 10 лет назад это предприятие никто не знал, а теперь там 1000 работающих и признанное лидерство в отрасли.
- В прошлом номере «БТ» мы проводили опрос предпринимателей, многие ли пользуются региональными программами поддержки малого и среднего бизнеса. Оказалось, что большинство не верит в эти программы. Как вы к этому относитесь?
- Спокойно. Я не обижаюсь, что предприниматели не верят власти - таков закономерный итог последнего 20-летия нашей истории. Это психологическая проблема, которая решается только реальными делами. Когда предприниматели видят, что мы действительно помогаем, что чтобы получить эту помощь не надо пройти семь кругов ада, слух об этом быстро распространяется.
Малый бизнес - это не только способ снять напряженность на рынке труда, но и возможность разбудить активность населения. Сейчас шесть компаний из шести муниципальных образований региона получили гранты на развитие малого бизнеса. Есть довольно интересные проекты. Одна фирма собирается возить туристов по Торопецкому району, другая - выделывать шкуры по старинным технологиям. Это выпускники нашей Школы молодежного предпринимательства, по сути, готовые предприниматели. Таких грантов, между прочим, мы уже раздали больше ста.
- Вы стояли у истоков концепции Стратегии развития Тверской области. Как идет ее реализация?
- Основная задача - создать большое количество очагов активности - предпринимательской, гражданской. Понятно, что основной фактор, определяющий вектор развития региона - вхождение Тверской области в московскую агломерацию. Когда три года назад мы начали об этом говорить, мы встретили заметное отторжение. Но сейчас это уже данность. Теперь стратегию надо обратить в реальные дела.
- В первых числах августа состоится презентация Стратегии развития Конаковского района…
- Это очень профессионально сделанная стратегия. Необходимо чтобы все остальные районы на кого-то равнялись, и Конаковский район стал для региона именно таким ориентиром. На подходе - стратегии развития Калязинского и Калининского районов. Процесс осознания цели, к которой мы движемся, должен пройти в каждом районе, каждом поселении. Конечно, будут споры, корректировки планов. Это естественный процесс, которого не надо бояться.

 

Версия для печати
Авторы: Беседу вела Мария ОРЛОВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 

тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6
e-mail:



 

© 2009-2016 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»