Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

 

 

 

 

 

КУЛЬТУРНОЕ ГЧП. Как спасти памятники истории

Говорить о культурном наследии с точки зрения экономической науки мало того, что сложно, да еще и не совсем привычно, поскольку оно всегда несло в себе, прежде всего, духовную составляющую. Но сегодняшнее состояние жемчужин архитектурного искусства, находящихся на последнем издыхании, вызвало к жизни вопрос срочного привлечения к реконструкции исторических памятников дополнительных, помимо государственных, частных инвестиций.

За последние 100 лет, когда забота о духовном наследии лежала на плечах государства, мы растеряли немалую часть того, что с такими усилиями и любовью создавалось нашими предками. Поэтому наше культурное богатство вынуждено становиться на коммерческие рельсы и привлекать частный бизнес чтобы выжить.
Серьезная, да и пожалуй одна из главных, проблема заключается в том, что сфера возрождения исторических памятников лежит вне поля интересов как малого и среднего, так и крупного бизнеса. Нам привычнее получать от инвестиций так называемые быстрые обороты, а вместе с ними и прибыль; долгие деньги особо не привлекают. В этой ситуации частному бизнесу остается закрыть глаза, думая о вечном и величественном, и пойти на сотрудничество с государством, тем более, что прибыль, в конечном итоге, как показывает практика, все-таки будет, да еще с благодарностью и памятью потомков. Государству же необходимо создать такие условия, чтобы бизнес, идущий с ним на сотрудничество ради общей большой цели, чувствовал себя как можно комфортнее.
В современной истории уже существует масса примеров восстановления и дальнейшего содержания памятников культуры, используя финансовые средства, предоставляемые бизнес-сообществом на различных экономических условиях. В нашей Тверской области уже имеются единичные случаи взаимодействия государства и бизнеса в сфере сохранения культурного наследия. Правда это имеет незначительное влияние на общее состояние исторического наследия губернии.
По данным Тверского комитета по охране историко-культурного наследия 90 объектов на территории края находятся в катастрофическом состоянии (признаны аварийными) и требуют капитального ремонта. Состояние наших архитектурных памятников скорее отпугивает туристов, чем привлекает.
Наиболее прибыльной, а, соответственно, и инвестиционно-привлекательной на сегодняшний день является сырьевая инфраструктура, которую таковой считают около 70 % представителей разноотраслевых компаний. Мода на вложение денег в памятники архитектуры прошла. Олигархи более не скупают старинные особняки в центре Москвы или Санкт-Петербурга себе под офисы. Теперь на смену демонстрации своих денежных состояний пришел расчет экономической рентабельности.
Еще в 2002 году Владимир Путин подписал закон № 73 “Об объектах культурного наследия народов РФ» в котором четко сказано, что памятники федерального статуса приватизации не принадлежат - до лучших времен, пока не станет ясно, как их правильно эксплуатировать и защищать. Государство в отношении федеральных памятников вело себя как знаменитая эзоповская собака, рычащая на лошадей, не подпуская их к сену, хотя сама сена не ест. Поэтому здания медленно, но с завидной методичностью рушились, у госструктур не находилось денег на их реконструкцию, а отдавать объекты в управление или собственность инвесторов власти боялись
Вкладывать деньги в объекты федеральной собственности, находящейся на последнем издыхании, при этом не имея возможности приватизации оных, не особо прельщают современный частный бизнес. Финансирование объектов культурного наследия как форма инвестирования может быть очень привлекательной для частных инвесторов только при создании определенных условий. Проблема в том, что памятники числятся в собственности государства и привлечение частных инвестиций на такие объекты является достаточно сложным процессом. ситуацию также осложняет мораторий на приватизацию исторических объектов.
В начале 2007 года в России наступил переломный момент в вопросе охраны наследия. Дыры законодательства в этой области частично были заделаны вступившим в силу федеральным законом № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий».
В документе рассматривается ряд статей и законов, касающихся памятников истории и культуры, которые с изменениями должны были вступить в силу в 2007-2008 гг. Достижением нового документа можно считать отмену моратория на приватизацию памятников федерального значения и федеральной собственности. До сих пор частному инвестору можно было приобретать в собственность только объекты регионального и муниципального уровня: усадьбы, дворцы, особняки и т.д.
Естественно, последовала незамедлительная реакция. В сфере бизнеса и благотворительных организаций началось оживление и появилась идея создания института государственно-частного партнерства по охране и возрождению историко-культурного наследия. Одним из идеологов применения подобного инструмента в России относительно исторических памятников является Кирилл Андросов, который стал активно лоббировать данные схемы привлечения инвестиций.
Тверская область относится к числу субъектов Российской Федерации с наиболее высоким потенциалом культурного наследия. На государственном учете здесь более 10 тысяч памятников истории, архитектуры и культуры. Наиболее значимые среди них - старинные дворянские усадьбы: от маленьких особняков до больших дворцов с пространными парками - шедеврами садового искусства. Но, к сожалению, практически все они находятся в плачевном состоянии.
Областная целевая программа «Сохранение Тверской дворянской усадьбы на 2008-2010 годы» предусматривает подготовку инвестиционных предложений по созданию в тверских усадьбах частных или корпоративных резиденций, объектов туристической инфраструктуры, образовательных комплексов и т.д. Однако выделяемых из областного бюджета средств явно недостаточно для изменения сложившейся ситуации.
Администрация Тверской области на практике стремится осуществить механизмы государственно-частного партнерства в сфере реставрации памятников архитектуры.
Первопроходцем в этом непростом деле развития государственно-частного партнерства для восстановления усадебных комплексов стала российская группа компаний «КОНКОР». В 2001 году с ней был заключен арендно-охранный договор сроком на 49 лет, направленный на возрождение замечательного творение русского зодчего Николая Львова - дворцово-паркового ансамбля XVIII века «Знаменское-Раек».
На первом этапе в усадьбе «КОНКОРом» были проведены подготовительные и противоаварийные работы, мероприятия по временному благоустройству территории, научно-исследовательские и археологические изыскания, разработан рабочий проект реставрации колонады и парадных ворот. Кроме того, реализован комплекс мер по обеспечению зданий и сооружений усадьбы инженерными сетями.
В соответствии с охранно-арендным договором реставрационные работы в усадьбе должны быть закончены к 2012 году.
По окончании реставрации восстановленную усадьбу планируется превратить в культурно-гостиничный комплекс, отвечающий требованиям организации ЮНЕСКО к отелям конгресс-туризма. Рожденный заново «Знаменское-Раек» будет принимать участников международных конгрессов, симпозиумов, конференций. Здесь будут проводиться концерты камерной музыки, выставки живописных работ.
Достаточно проблемным объектом является один из главных памятников истории и архитектуры Твери - знаменитый Императорский Путевой дворец, который был задуман как место отдыха Екатерины II. Позже дворец подвергался реконструкции. Тогда знаменитый архитектор Карл Росси полностью изменил его облик всего за 4 недели. После Великой Отечественной войны разрушенный дворец был восстановлен за 4 года. В середине 70-х годов прошлого века вновь встал вопрос о реконструкции и реставрации здания. На сегодняшний день этот вопрос так и остается открытым.
Единственный путь из сложившейся ситуации, по мнению работников дворца, - выделение финансирования не только государством, но и привлечение частных капиталовложений. Используя инструменты государственно-частного партнерства вполне возможно сдвинуть дело с мертвой точки. Применение данного способа, на сегодняшний день, является видимо одним основных способов хоть как-то вдохнуть жизнь в знаменитый памятник архитектурного творчества, поскольку большинство остальных способов себя не оправдали.
В случае, если применить инструменты государственно-частного партнерства к Путевому дворцу, получится следующая картина:
Компания «Н» и Министерство по историко-культурному наследию РФ заключают соглашение, по которому компания получает в пользование Путевой дворец, без права приватизации. Допустим, соглашение заключается сроком на 30 лет, с правом продления аренды. Частник вкладывает в реконструкцию дворца T миллионов рублей. Через пять лет Путевой дворец восстановлен и «Н» начинает использовать его в коммерческих целях. При умелом инновационном подходе вложенные деньги можно окупить за 3-4 года, учитывая то, что по данным статистики туристический поток в регионе методично увеличивается с каждым годом. Таким образом у нашего инвестора остается еще 20 лет на извлечение прибыли в свой карман.
Но, естественно, существует риск того, что объект, даже за все время аренды не окупит вложенных средств, то здесь свою немаловажную роль может сыграть государство, которое выступит гарантом и в случае неудачи вернет компании неокупленные средства.
В любом случае инвестор не рискует потерей своих капиталовложений, а государство получит отреставрированный проблемный объект за меньшие средства.

P.S.
Вне зависимости от того, станет ли в ближайшее время реальностью приватизация памятников, инвесторы получат весьма широкие возможности использования объектов культурного наследия на принципах государственно-частного партнерства на основе Закона о концессионных соглашениях, который уже вступил в силу. Закон предусматривает, что продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления его деятельности, предусмотренной соглашением, являются собственностью концессионера, если соглашением не предусмотрено иное.
Хотелось бы чтобы власти и частный бизнес обратили более пристальное внимание к вопросу использования государственно-частного партнерства в сфере реконструкции исторических памятников, пока мы окончательно не потеряли наше духовное богатство.


Личное мнение
Сергей Глушков, журналист, политолог, сопредседатель Тверского отделения общества «Мемориал», автор книги «Былой России острова
Государственно-частное партнерство, наверно, единственный выход сохранения и возрождения памятников культурного наследия. Попытки совместного государственно-частного владения осуществлялись неоднократно. Но просто передавать усадьбы в частное владение крайне опасно и неперспективно. Там, как правило, плохо развита инфраструктура и использовать их для каких-то бытовых целей крайне сложно. Какое-то предприятие там тоже не устроить. А вот объекты культурного значения в рамках туристических программ – вполне возможно.
Привлечь инвесторов можно только в случае, если власть будет делать какие-то программы по развитию инфраструктуры, т.е. необходимы дороги и газоснабжение, какие-то предприятия рядом, дабы территория вокруг была жилой. После этого необходимы издания, которые представят инвестиционную привлекательность объекта, т.е. раскроют его потенциал: история объекта, что его окружает, какие есть возможности для дальнейшего развития, какой вид отдыха можно организовать и т.п.
В таких проектах необходимо все продумывать. Нужна серьезная теоретическая проработка. Имея разработанный проект, можно привлекать различных инвесторов. Только при непосредственном участии властей можно привлечь частный бизнес к инвестированию в исторические объекты и совместными усилиями они смогут сохранить наше культурное наследие.

Версия для печати
Авторы: Алексей ОСИПОВ


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009-2017 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»