Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное ежемесячное 60-страничное издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса. Издается в Твери, распространяется в Тверской, Московской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Ленинградской, Ярославской, Воронежской, Липецкой, Белгородской областях. Журнал анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, логистика, энергетика и многое другое – все это в журнале «Бизнес территория». Основные темы журнала: комплексное развитие территорий, территориальный маркетинг, девелопмент, инфраструктура, инвестиции, промышленность, сельское хозяйство, недвижимость, промышленные площадки, новости.

 

 

 

 

Айболит для берез и сосен

На страницах «Бизнес Территории» мы особое внимание уделяем людям Тверской губернии – тем, без кого нет ни бизнеса, ни территории. Сегодня мы начинаем рассказ о том, какие интересные профессии могут быть и как человек может найти себя в них.

«– Доктор, у меня огневка!

– А у меня короед-типограф! Посмотрите – вся чешусь, кора отваливается кусками!»

Так, наверное, жаловались бы, если б умели говорить, деревья на приеме у представителя этой довольно экзотической профессии – лесопатолога... Конечно, больше похоже на сказку, но такая должность существует на самом деле, и работа эта очень даже серьезная. Подробности расскажет сотрудник филиала ФГУ «Рослесозащита» «Центр защиты леса» Тверской области инженер-лесопатолог первой категории Егор Педько.

– В «Центр защиты леса» я пришел в июле 2007 года, после окончания биофака ТвГУ. Дело в том, что нынешний директор этого учреждения Константин Роальдович Каупуш вел у нас в вузе семестровый курс лесозащиты. Курс был интересным, да и сама специальность довольно необычная. И когда наш заведующий кафедрой Михаил Николаевич Самков объявил о наличии вакансии в Центре защиты леса, я сразу пошел туда.

Егор рассказывает, что ребята с его курса редко решали работать по специальности. В основном шли в менеджеры. Да, честно говоря, современные «чисто» естественнонаучные специальности дают выпускнику небольшой выбор. Учителями биологии парни идут редко, в охотхозяйствах не всегда бывают места для выпускников, заповедник на территории региона всего один, а занятия наукой прельщают не каждого.

– Я рассудил так: зачем было пять лет учиться, если потом не связывать свою жизнь с биологией? Здесь понравилось все: коллектив и, главное, сама работа. Теперь на свободные вакансии у нас довольно серьезный конкурс, что не может не радовать, – говорит Егор.

ФГУ «Рослесозащита» – организация немаленькая, всего в Российской Федерации работают 42 ее филиала. В штате Тверского центра защиты леса около 55 человек, которые отвечают за здоровье зеленых насаждений на территории двух областей – Тверской и Ярославской. Самая крупная структура в составе центра – отдел защиты леса и лесопатологического мониторинга, в котором, собственно, и работает Егор Педько. Руководит отделом молодой специалист, выпускник питерского лесотехнического вуза Андрей Фисюк. Именно эти люди занимаются отслеживанием и сбором данных, которые затем направляют в другой отдел – информационно-аналитический. Здесь все цифры и факты подвергают обработке и систематизации. На тверской лесосеменной станции, которая тоже относится к Центру защиты леса, делают анализ семян на всхожесть и жизнеспособность. А почвенно-химический отдел Центра защиты леса следит за состоянием почвы, на которой произрастают деревья.

Егор объясняет, в чем заключается работа именно лесопатологов. На вверенной территории существуют так называемые пробные площади – постоянные пункты наблюдения за состоянием здоровья леса. Они представляют собой участки, на которых учитывается не менее 30 деревьев главной породы (в березовых насаждениях это береза, в сосновых – сосна и так далее). Все эти деревья пронумерованы масляной краской. В некоторых поселениях люди боятся, что деревья таким образом намечены в рубку, и срезают маркировку. Это затрудняет работу сотрудников Центра защиты леса, и делать так ни в коем случае нельзя.

– На пробные площадки, которых на территории двух областей более двух тысяч, мы и выезжаем для наблюдения. В зависимости от зоны угрозы периодичность посещений разная. 20 инженеров-лесопатологов нашего отдела раз в один-два года посещают участки в зонах сильной угрозы, раз в три года – средней и в пять лет – слабой. Степень угрозы зависит от множества факторов, например, размеров площадей пожаров и ветровалов, очагов болезней или вредителей, степени антропогенной нагрузки (то есть нагрузки от деятельности человека: дорог, вредного производства) и так далее.

Спрашиваю специалиста Центра защиты леса, зачем все-таки нужен этот мониторинг? Казалось бы, что случится, если пострадает несколько деревьев? Оказывается, во-первых, поражения леса болезнями или вредителями чаще всего носят не одиночный, а именно массовый характер, и сложно предугадать, насколько широко они распространятся. И древесина больных деревьев уже не может идти в работу. А во-вторых, усыхающий лес теряет все свои биологические и защитные функции, что влияет на экологическую обстановку, повышается опасность пожаров.

Одна из самых распространенных и опасных болезней хвойного леса – корневая губка. Ее возбудитель – гриб, распространение которого приводит к засыханию на корню гектаров леса. Болезнь выражается в общем усыхании дерева. На его корнях либо в прикорневой области появляются плодовые тела (их видно при вывале дерева). Также хвойные деревья атакует окаймленный трутовик, а его настоящий и ложный собратья поражают лиственные породы. Иногда поражение незаметно на первый взгляд, однако сильный порыв ветра валит дерево, и на его сломе оказывается видна гниль.

Если в походе за грибами или дичью вы увидите зачахшие, немощные деревья, потерявшие хвою и опустившие ослабленные «лысеющие» ветки, сообщите в ближайшее лесничество или по телефону в Твери 8 (4822) 32-15-77. Звоните также, если увидите большое количество упавших деревьев – они являются рассадниками болезни и потенциальными очагами вредителей, и их необходимо как можно скорее убирать. Так что мы сами и ответили на вопрос, почему важно своевременно выявить грозящую опасность.

Кроме болезней леса, есть еще его вредители. Например, короед-типограф, который губит ель, и большой сосновый лубоед – вредитель сосны. В небольшом количестве эти насекомые встречаются в природе постоянно. Сильное здоровое дерево выдерживает их атаки. А ослабленное болезнью – легко становится жертвой. Пораженное дерево можно узнать по небольшим отверстиям в стволе, из которых высыпается буровая мука.

Егор Педько рассказывает, что контроль за летучими вредителями осуществляется при помощи феромонного надзора. Напоминаем: феромоны – вещества, которые выделяет самка насекомого для привлечения самца. Капельку феромонов заливают в специальные ловушки, похожие на большие пластиковые фонари с дискообразными экранами. Ни в коем случае нельзя сшибать эти ловушки! По количеству попавших в них насекомых лесопатологи делают вывод о том, насколько интенсивен в данный момент лет (количество) насекомых. А эти данные иногда бывают просто поразительными! Например, в Ипатьевской летописи содержится информация о небывалом появлении шелкопряда-монашенки в 1407 году: «Летяше черви белы яко мотыль» уничтожили лес на многие версты вокруг.

– В 2001-2002 годах на территории Тверской области, в Калининском и других районах, была эпидемия короеда-типографа. В Максатихинском и Лесном районах в 2001-2006 годах боролись с очагами похожего на муху-объедателя сосновой хвои – ткача-пилильщика звездчатого. Сейчас тоже есть угроза подобных атак. Во многом этому способствуют погодные условия. Жаркое лето позволяет за сезон появиться не одному, а сразу двум поколениям короеда-типографа, – поясняет инженер-лесопатолог.

 

– Как вы боретесь с насекомыми?

 

– Непосредственно мы не боремся с насекомыми, наша задача – вовремя сообщить о вспышке и предложить наиболее рациональный способ борьбы. В случаях массовых вспышек приходится применять инсектициды – например, димилин, как в случае с ткачом-пилильщиком. Это вещество распыляется с самолетов. Димилин влияет на обмен веществ личинок, не позволяя хитину затвердеть. Но инсектициды – крайняя мера. Остановить насекомых в естественной среде помогают участки леса той породы, на которой вредители не размножаются – например, хвойный лес должен чередоваться с лиственным.

Здоровье леса зависит и от других немаловажных факторов. Например, арендаторы, которые сейчас занимаются лесопользованием на оплачиваемых участках, должны рубить лес в соответствии с законом и в зависимости от его категории и согласно лесной декларации. Но после рубки они обязаны восполнить потери тем же количеством саженцев или сеянцев. Их можно как вырастить, так и закупить – есть специальные питомники, которые реализуют посадочный материал.

– Могу похвалить арендаторов из Весьегонского, Максатихинского и Вышневолоцкого районов, – отмечает Егор Педько. – Там ответственно относятся к ведению лесного хозяйства.

Рубка должна проходить по правилам еще и потому, что неправильные действия людей могут ослабить лес и привести к его болезням. Например, ель – теневыносливое дерево. Если вырубить лес так, что оно окажется на окраине леса, на свету, деревья будут слабеть – а значит, острее встанет угроза поражения вредителем. Также привести к болезням может то, что нерадивые пользователи оставляют в лесу так называемые порубочные остатки – сучья, неокоренные части стволов. Это все гниет, вредители множатся…

 

– Говорят, что состояние лесов в Тверской области ослаблено бесконтрольными порубками…

 

– Вы знаете, мне приходилось бывать в Республике Бурятия, и могу сказать, что там ситуация намного сложней нашей. Сложнее там, где дальше от Москвы. Здесь у нас чаще проходят проверки, у браконьеров существуют какие-то опасения. Многие видели по телевизору, как китайцы за наличные деньги покупают лес прямо на корню в огромных масштабах – это действительно приводит к ужасным последствиям. Считаю, что состояние зеленых богатств на территории нашей области вполне удовлетворительное.

Для того чтобы поставить такой «диагноз», лесопатологи регулярно проводят лесопатологическую таксацию – делают пробы в ослабленных насаждениях, проводят обследования по просьбам арендаторов.

 

– Егор, скоро у вас начнется «горячее» время: несмотря на все увещевания, жители начнут жечь сухую траву. Доказано, что ежегодно такие дикие выходки – по-другому данные поступки назвать сложно – приводят к миллионным потерям. Какие еще аргументы можно найти, чтобы люди не делали таких ошибок?

 

– Действительно, жечь траву чревато, особенно в сухую погоду. Ее лучше обкашивать заранее. По своим наблюдениям скажу: чаще всего жгут дачники. Нет у леса более страшных врагов, чем пьяные отдыхающие… Охотники более аккуратны в этом отношении. Опять обращаемся к жителям: пожалуйста, сообщайте обо всех фактах поджогов в соответствующие инстанции. Кстати, вся информация, которую вы передаете нам, – будь то о пожарах или незаконных порубках – конфиденциальна. Хочется надеяться, что опыт этого лета, когда все мы просто задыхались в дыму, хоть как-то поможет вразумить людей.

 

– Наверное, лесные пожары, как и опасные человеческие болезни, лучше предупредить, чем лечить…

 

– Да, но момент работы с населением, на мой взгляд, был упущен. Мы понимаем, что ее необходимо возобновлять, и работаем в этом направлении. В частности, в тверской школе №16 существует лесной класс, в котором мы проводим занятия с ребятами из 10-11 классов. Летом они проходят практику на базе Центра защиты леса. Кстати, совместно с ними мы провели акцию «Чистые карьеры». Аналогичное мероприятие прошло в Бобачевской роще – уже по инициативе тверской администрации... Думаю, та молодежь, которой пришлось ликвидировать килограммы пустых банок, бутылок, пакетов, призадумается, когда будет отдыхать на природе – а кто будет убирать за ними?

Еще один пункт профилактической работы Центра защиты леса – экологические выставки, которые проходят в тверском Доме науки и техники. На них населению показывают информационные стенды, коллекции вредных насекомых и грибов, что вызывает живой интерес. В этом году появилась идея выехать с подобным «ликбезом» в районы. Также имеется информация, что на базе биофака ТвГУ скоро появится новая специальность – «лесное дело», где, возможно, будут преподавать сотрудники Центра защиты леса. Значит, есть хорошие шансы, что кладезь зеленого богатства тверской земли все-таки не обеднеет.

 

Версия для печати
Авторы: Любовь КОЛЕСНИК
Разместить ссылку на 
Нравится Нравится


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 

тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6
e-mail:



 


Аттестат купить Говорят что здоровье не купишь, но вы ошибаетесь diplommagazine.com

© 2009-2012 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются
© Разработка сайта - Компания «Комплексные системы»