Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

 

 

 

 

 

Учеба длиною в жизнь

Мир меняется настолько быстро, что современный человек должен непрерывно учиться. Это важный навык, который обеспечивает успех в XXI веке.


ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ НАВЫКИ


Есть твердые навыки, а есть навыки мягкие. Терминология эта возникла по аналогии с английскими терминами «hardware» и «software» (компьютерное «железо» и программное обеспечение). На первый взгляд, компьютер – некий материальный объект, который можно потрогать, в котором можно понажимать кнопки. Но ключевой составляющей компьютера является его, на первый взгляд, невидимая и неосязаемая часть – программное обеспечение. Твердые навыки – это сумма знаний и умений, полученных когда-то в школе, институте, или каком-то другом учебном заведении. Но человек мог быть отличным профессионалом в начале своей карьеры, но не вписался в изменения технологий или вообще выпал из обоймы в связи с тем, что его первая профессия фактически перестала существовать.

 

Мягкие навыки – это навыки эмоционального интеллекта. К ним относится умение конструктивно общаться с коллегами и руководством, выстраивать горизонтальные связи, умение работать в команде, умение адаптироваться к стрессу, принимать критику, а также уверенность в себе и гибкость. Но один из важнейших мягких навыков – готовность к переменам и желание учиться.

 

В 2016 году на Санкт-Петербургском экономическом форуме мы присутствовали на секции, посвященной состоянию человеческого капитала в России. Эксперты констатировали: если с твердыми навыками у россиян все в порядке, – тут Россия находится примерно на том же уровне, что Израиль, – то с мягкими навыками у нас просто катастрофа. Люди агрессивно не хотят меняться и не желают учиться, причем чем старше, тем проблемнее они становятся. А реальность такова, что население России и всего мира стареет. Новые технологии в медицине позволяют продлять активную жизнь, но наши немолодые граждане часто не видят смысла в новой жизни, открывающейся им с возрастом. Специфика России: довольно большое количество пенсионеров силовых структур и вооруженных сил, и часто эти молодые активные мужчины просто обречены быть охранниками.

 

Если в Финляндии по статистике жители каждые 15 лет проходят переобучение и часто коренным образом меняют сферу деятельности, у нас такое не принято. Разве что некоторые бизнесмены и чиновники и те же офицеры в отставке добавляют к своему первому диплому второй диплом юриста или экономиста. Но это чаще всего не значит, что они реально получают такое образование: просто так принято, диплом ради диплома.

 

Между тем уже сегодня знания стремительно устаревают. Диплом инженера, полученный 20 лет назад, становится пустой бумажкой. То же происходит с дипломами врачей и педагогов, юристов и экономистов. Знания надо постоянно обновлять. А в ближайшее десятилетие, когда мультипликативный эффект новых информационных, нано-, когно-, биотехнологий даст о себе знать в жизни каждого человека, надо будет вообще переосмысливать свою роль в мире. Профессии чиновника, бухгалтера, нотариуса в их нынешнем виде доживают последние пару лет. Что будет с людьми, которые занимаются такой работой? Во многом это зависит от их мягких навыков. Чиновник, например, должен стать социальным конструктором, и для этого понять законы, по которым функционирует общество. Нотариус – заняться частным договорным правом. И так далее.

 

ДЛИНА И ШИРИНА ЗНАНИЙ

 

Само понятие «непрерывное образование» появилось в 1968 году в материалах Генеральной конференции ЮНЕСКО. В 1972 году состоялась Международная конференция по образованию взрослых в контексте непрерывного образования. С середины 1970-х годов идея непрерывного образования находит поддержку во многих странах и представляет собой доминирующим вектором образовательных реформ. Специалисты разделяют непрерывное (или по другой терминологии, возобновляемое) образование взрослых на такие специфические категории, как:

– Обучение длиной в жизнь. Его продолжительность равна продолжительности жизни человека. Данный подход подразумевает, что людям необходимо продолжать учиться, постоянно возобновлять свое обучение, умения и навыки.

– Обучение шириной в жизнь подразумевает охват обучением различных сторон жизнедеятельности человека, совершенствование не только его профессиональных навыков, но и других не менее важных, необходимых и интересных для него видов деятельности.

– Самомотивация к обучению подразумевает, что человек сознательно стремится развиваться интеллектуально и повышать уровень своих знаний, что может оказать влияние на возможность занять конкурентоспособную позицию на рынке труда.

 

Образование взрослых имеет принципиальные отличия от образования молодежи. Сегодня первое выше образование стало как бы обязательным постшкольным этапом: дольше длится период детства, откладывается выход во взрослый мир. Не всегда выбор первого образования – это выбор самого человека. Часто за студента принимают решение родители, и он четыре года послушно учится тому, что ему неинтересно и в жизни не пригодится. Взрослые, как правило, уже имеют опыт образовательной деятельности. Их запросы более конкретны и прагматичны. Кроме того, образование взрослых имеет особые требования к организации обучения (временные рамки, необходимость совмещать работу и учебу).


УЧИТЬСЯ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО

 

Сегодня все больше высших учебных заведений переходят на новые образовательные технологии. В XXI веке в современном образовательном пространстве формируется новая модель вуза – исследовательский университет инновационного типа, в котором создаются условия для подготовки специалистов, компетентных в решении широкого круга вопросов, подготовленных к жизни в условиях сверхсложности и непредсказуемости. Применение телекоммуникационных технологий дает возможность создания качественно новой информационной образовательной среды, среды без границ с возможностью построения глобальной системы дистанционного обучения. Электронное обучение (e-learning) позволяет менять темп, время, место обучения; предлагает максимальные уровни гибкости и удобства для обучающихся; дает возможность своевременной актуализации содержания контента.

 

Результатом внедрения компьютерных технологий в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы. Компьютер призван разрешить кризис образования, требующего постоянного увеличения количества педагогов при разрастании их нетворческих функций. Главная задача обучающегося – не выучить определенный набор параграфов учебника, как было еще недавно, а научиться учиться, не только овладеть информацией, но начать понимать ее суть. Возможность учиться в удобное время, в любом месте, где есть подключение к Интернету – еще не до конца оцененное нашими согражданами достижение цивилизации. Но воспользоваться им придется многим. Либо в силу необходимости – чтобы иметь возможность дальше работать. Либо ради удовольствия и продления жизни. На Западе давно набирает силу получение высшего образования на пенсии. То, чему человек всю жизнь мечтал научиться, но не имел времени и сил, пока работал, открывается ему в «третьем возрасте». Развитие интеллекта – лучший способ профилактики многих болезней, те, кто имеет высшее образование, живут дольше, это научный факт.

 

Выбор за вами.

Версия для печати
Авторы: Мария ОРЛОВА, главный редактор журнала "Бизнес Территория"


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009-2017 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»