Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное ежемесячное 60-страничное издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса. Издается в Твери, распространяется в Тверской, Московской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Ленинградской, Ярославской, Воронежской, Липецкой, Белгородской областях. Журнал анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, логистика, энергетика и многое другое – все это в журнале «Бизнес территория». Основные темы журнала: комплексное развитие территорий, территориальный маркетинг, девелопмент, инфраструктура, инвестиции, промышленность, сельское хозяйство, недвижимость, промышленные площадки, новости.

 

 

 

 

 

Конец эпохи потребления. Начало эпохи созидания?

Конец 2015 года окончательно развеял иллюзии относительно нашего экономического будущего. Наступил кризис и переоценка ценностей.

К какому типу стран относится Россия? Как оказалось, несмотря на набор уникальных компетенций, доставшихся нам от Советского Союза, мы – всего лишь развивающаяся страна. Со всеми болезнями роста, свойственными этому типу государств.

В сытые «нулевые» россияне, почти в первый раз за всю историю, дорвались до потребления. Отсюда вся эта мишура – пристрастие к дорогим не по статусу автомобилям, брендовой одежде, ресторанам с запредельными ценами. На любом курорте мира российский турист стал самым желанным гостем. «Немцы – они жадные, если и заказывают экскурсию, то не дальше соседнего с отелем переулка. То ли дело русские», – вздыхал хозяин маленького туристического бюро на Родосе этой осенью. По его словам, поток вожделенных русских туристов в этом году упал на 60%. И, делать нечего, в зимнее межсезонье он, понтийский грек, пойдет на курсы английского. Кажется, он понял, что тренд сменился надолго.

Да, немцы, которые на своих лоукостерах могут несколько раз в год смотаться погреться на солнышке последние лет сорок, потребляют не так активно. Шубы, золото – это им неинтересно. А достопримечательности они успели посмотреть, когда путешествовали в студенческие годы. И еще раз посмотрят – выйдя на пенсию (они точно знают, что смогут себе это позволить). Россияне не знают своего будущего, не помнят свое прошлое, не живут в настоящем. Потребление давало им возможность понять, что это на самом деле – и эта вилла, и этот мерседес, и эта норковая шуба. Теперь все переменилось.

Солидные западные бизнесмены уже не будут получать баснословные откаты от российских коррупционеров, итальянским официантам придется забыть о щедрых чаевых от гостей с хмурыми лицами, говорящих на непонятном языке… Россияне легко расставались с незаработанными деньгами, которые потекли в страну из-за благоприятной конъюнктуры на рынках сырья, сложившейся в нулевые. Далеко не все, конечно, имели отношение к нефтянке, но волна нефтяных денег, хлынувшая в бюджет, помаленьку докатывалась до многих. Да еще Федеральная резервная система США понизила на эти годы процентную ставку и насыщала рынок развивающихся стран (напомню, к которым относится и Россия) дешевыми кредитными деньгами.

То, что случилось сейчас, специалисты называют «идеальным штормом». Совпали все неблагоприятные факторы – повышение процентной ставки, снижение цен на сырье. Об этом в нынешнем номере «Бизнес Территории» подробно рассказывает экономист Нуриэль Рубини, ведущий специалист по кризисам современности. Он умалчивает еще об одном факторе, то ли из вежливости, то ли не владея предметом – в России за эти годы резко снизилось качество человеческого капитала. Прежде всего, случился огромный провал в образовании. Образования не хватает именно тем, кто сейчас должен вытаскивать страну из кризиса. Годы незаработанных денег не прошли даром. А еще российским чиновникам не хватает чувства ответственности и знания страны, которой они управляют. Вот взять то же потребление. Далеко не до всех оно дошло в том виде, который мы живописали. Для большинства граждан страны оно выразилось в возможности (правда, тоже возникшей первый раз за всю историю страны) просто покупать продукты и простейшую бытовую технику. Тоже хорошо, но еще недостаточно, чтобы претендовать на глобальную конкуренцию с сильнейшими экономиками мира.

Кажется, больше 80% населения России так и не получало никогда заграничный паспорт. И та тонкая прослойка русских, заполонившая модные курорты мира – это как богатые жители Кении или Танзании, тоже крупнейших экспортеров сырья. Такие же экзотические ребята, короли на час…

Мы как-то отвыкли жить во времени. После советского периода нашей истории время как бы обнулилось, и все как в первый раз. Маленькому ребенку кажется, что ситуация вокруг него неизменна. И вся страна вдруг стала по психологии как маленькие дети.

Хочу напомнить теорию нравственного развития Лоренца Кольберга – был такой американский ученый «золотого века» социологии, 60-70-х годов. В общем, эти самые маленькие дети – они оценивают действие, исходя из последствий. Выпорют или не выпорют, если, положим, разбить чашку? Не выпороли? Значит, можно бить дальше. Такое постоянное исследование пределов допустимого. На этой стадии, которая у нормальных людей длится лет до 7-10, у нас застряла большая часть взрослых людей. Постоянно пытаются залезть на голову ближним, и очень обижаются, если на это обращают внимание.

Следующий этап, свойственный в обычном мире подросткам, – это традиционная нравственность, групповые понятия о ценностях, которых надо придерживаться, если хочешь прослыть приличным человеком. Для российского обывателя само наличие таких понятий – высший пилотаж нравственного развития.

Хотя дальше есть стадия взрослого адекватного человека, который сам понимает, что такое хорошо и плохо, способен к рефлексии и моральной оценке происходящего. Впрочем, по Кольбергу, до этой стадии дорастают лишь процентов десять бывших подростков.

А остальные так и живут в мире, где все как в первый раз, где нет социальных норм, поведенческих образцов, социального контроля. Гуляй, детсадовец, ты теперь взрослый, и можешь ковыряться в носу! Хамить окружающим, будто больше их не увидишь, кидать партнеров по работе – ведь работа появилась на свет вместе с тобой, брать взятки, поскольку никто никогда тебе не говорил, что это нехорошо.

Теперь придется взрослеть. Болезни роста преодолеваются либо жизненным опытом, чаще всего негативным, либо воспитанием. Мы по-прежнему верим, что части ошибок можно избежать, читая полезные книжки и журналы. И выпускаем журнал «Бизнес Территория» для того, чтобы мягко преобразовывать наш мир к лучшему. Присоединяйтесь!

Версия для печати
Авторы: Мария Орлова, главный редактор журнала «Бизнес Территория»


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 

тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6
e-mail:



 

© 2009-2016 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»