Локальные бренды культурных событий. Привлечение туристов в регион – задача стратегическая / Бизнес Территория
 

Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Локальные бренды культурных событий. Привлечение туристов в регион – задача стратегическая

Популярность событийного туризма на мировом рынке неуклонно возрастает, Россия также заявляет о себе на глобальном туристическом пространстве, преимущественно в сегменте спортивного туризма. Для регионов же наиболее реалистистичным и стабильным могут стать события, которые привлекут гостей и из российских регионов и из-за рубежа. Поддержка или создание таких событий – важная составная часть стратегии региона в сфере развития туризма, элемент брендирования территории. Понятный бренд территории позволяет привести в область новых инвесторов, светлые головы, да и вообще изменить жизнь населения к лучшему.

 


Событийный туризм - это направление туризма, подразумевающее организацию туристических поездок (прежде всего – готовых туров) к мероприятиям, представляющим культурную, историческую или спортивную ценность: выставкам, фестивалям, концертам, соревнованиям, фольклорным праздникам.

 

Требования туристов к событийным турам распространяются не только на традиционную сферу индустрии гостеприимства, сервис и комфорт: туристы стремятся почерпнуть уникальный опыт, впечатления от той среды, в которую они погружаются. Это вызывает необходимость формирования принципиально иного подхода, соответствующего требованиям туристов, поскольку потребитель - полноправный участник рынка туристических услуг.

 

Специфическая сегментация рынка вынуждает подстраиваться, создавая востребованный продукт. Значимую роль в формировании бренда территории и бренда события играет история, насыщенность памятниками культуры и природными объектами. Конкурентное преимущество принадлежит городам с богатой историей. Для создания туристического объекта при отсутствии исторического события зачастую его создают специально посредством формирования легенды этой местности. В этом случае проводится кампания, повышающая значимость индивидуального или группового продукта, привлекающего максимальное количество туристов. В результате территория получает финансовый поток от событийного туризма, а туристы, имеющие определенные культурные запросы, удовлетворяют свои потребности в активном отдыхе, осмотре достопримечательностей и участии в интересных для них событиях различного масштаба и тематики.

 

В России ежегодно прирост событийного туризма составляет порядка 5-10 %. Львиная доля доходов выпадает на Москву и Санкт-Петербург, но многие регионы начинают осознавать перспективность этого сегмента рынка. Мы рассмотрим примеры инициативных проектов событийного туризма в Воронежской и Псковской областях России, а также в Витебской области республики Беларусь – не столь отдаленном и весьма показательном примере.

 


ПЛАТОНОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ МЕНЯЕТ ВОРОНЕЖ

 

Брендирование территории – одна из главных проблем, которые должен решить руководитель региона. Понятный бренд территории позволяет привести в область новых инвесторов, светлые головы, да и вообще изменить жизнь населения. К сожалению, столица Черноземья много лет живет вообще без какого-либо бренда.

 

Любому воронежцу известно, что его родина – это колыбель русского флота, Пётр I строил боеспособный российский флот на реке Воронеж. Казалось бы, отличный фундамент для создания бренда, но что об этой идеи скажут во Владивостоке или Североморске? К сожалению, Воронеж сегодня «колыбель российского флота» только в советских учебниках. Этот бренд не привлекает инвесторов, и напоминает о кораблестроительном прошлом Воронежа лишь памятник первому линейному кораблю «Гото Предестинация».

 

 

Однако с недавних пор регион решил сделать ставку на новый фестивальный бренд. Проведение мировых фестивалей искусства, как драйвер развития территорий – идея не новая. Чего только стоит знаменитый Зальцбургский фестиваль, сделавший провинциальный австрийский город четвертым по величине и уровню жизни в Австрии.

 

Известно, что культура является одним из главных драйверов развития территории. В Воронежской области вот уже 7 лет успешно зажигает городскую жизнь «Платоновский фестиваль искусств». Именно в Воронеже родился и провел свою юность один из самых удивительных русских писателей – Андрей Платонов. Фестиваль начал свою работу в 2011 году и с тех самых пор жители Черноземья могут ежегодно на протяжении двух недель соприкасаться с мировым искусством. Сегодня «Платоновский фестиваль искусств» - это ежегодное событие, включающее в себя театральные постановки, музыкальные концерты и крупнейшую книжную ярмарку. Благодаря форуму столицу Черноземья узнают не только в России, но и в мире.

 

Атмосфера «Платоновского», действительно, совершенно особенна. В городе внезапно становится чище обычного, все неприглядное и некрасивое с улиц будто бы исчезает, а все достопримечательности окружаются туристами. Помимо прочего, фестиваль смог, наконец, утолить книжный голод, который так долго чувствовали жители Воронежской области. Книжная ярмарка, традиционно проводимая три дня, раскупается в первый день, а её масштабы увеличиваются с каждым годом.

- Я издаю книги почти полвека и видел много книжных ярмарок. В Воронеже – лучшая. По показателям продаж Воронеж обгоняет Москву и Питер. И это при колоссальной разнице в численности населения», - комментирует директор издательства «Симпозиум» Александр Кононов.

 

Уже можно сделать вывод о том, что «Платоновский» смог зажечь воронежцев культурной жизнью. Если первые фестивали собирали не более 25 тысяч зрителей, то в 2017 году департамент культуры Воронежской области заявил о цифре в 85 000 зрителей фестивальной программы, включив в нее выставки, события арт-центра «Коммуна», программу «Уличные театры», литературную и образовательную программы, а также мероприятия раздела «Театр – плюс».

Уже известно, что в 2018 году в рамках театральной части Восьмого Платоновского фестиваля в столице Черноземья покажут 15 спектаклей из 7 стран мира, откроется он премьерой спектакля «100% Воронеж» – совместного проекта фестиваля и немецко-швейцарской театральной компании Rimini Protokoll. В первые дни фестиваля, который пройдет 6-17 июля, будет показан спектакль швейцарского режиссера Даниэле Финци Паски. Впервые на Платоновском фестивале будет представлено имя известного итальянского режиссера Пиппо Дельбоно. Зрители увидят один из его самых знаменитых спектаклей – «Июньские истории», – с триумфом показанный на Авиньонском фестивале и за десять лет объехавший полмира. Также впервые на фестивале побывает и легендарный немецкий «Берлинер ансамбль», чья история тесно связана с личностью драматурга, режиссера и реформатора театра Бертольта Брехта. Спектакль по пьесе Брехта «Кавказский меловой круг» в постановке Михаэля Тальхаймера будет показан впервые в России.

Станет ли Платоновский фестиваль искусств феноменом, влияющим на децентрализацию российской культуры и изменение культурного и туристического статуса Воронежа? Возникнет ли новый бренд Черноземья или фестиваль останется скорее региональным событием, когда Воронеж живет совершенно другой, более насыщенной жизнью? Будем надеяться, что фестиваль является частью методичной работы по брендированию Воронежа, результат которой будет более удачным, чем идея о «Воронеже – колыбели российского флота».

 

ПОЭЗИЯ ИЗБОРСКОЙ КРЕПОСТИ

 

Совсем иного рода событие влечет туристов в древний Псков и старинную крепость Изборск. В регионе с 2008 года проходит Международный историко-патриотический поэтический фестиваль «Словенское поле». Десять лет назад авторы и издатели литературного журнала «Поэзия. 21 век» предложили провести поэтический праздник и Музей-заповедник «Изборск» эту инициативу поддержал. Фестиваль получил признание и стал ежегодным, в 2012 году он явился поистине ярчайшим мероприятием в рамках празднования 1150-летия основания Изборска. Организацией фестиваля занимается Псковское региональное отделение Союза писателей России при поддержке Государственного комитета Псковской области по культуре.

В 2017 году историко-патриотический поэтический фестиваль «Словенское поле» собрал в Пскове писателей из 18 регионов России, а также из Беларуси, Испании, Эстонии, Франции и Объединённых Арабских Эмиратов. Писатели размещаются в столице региона и путешествуют на комфортабельных автобусах. В первый из трех дней фестиваля по традиции организаторы приглашают гостей в увлекательные поездки по историческим местам псковской земли. В 2016 году это была поездка в Пушкиногорье, а в 2017 году гости региона побывали в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Вечером того же дня в ходе неформального ужина начинаются литературные чтения.

 

Во второй день автобусы с участниками фестиваля отправляются в Изборск. После экскурсии по Изборской крепости с экскурсоводом Музея-заповедника, участники фестиваля посещают Словенские ключи, церковь Рождества Богородицы, Богородицкий святой источник, Труворово городище. Многие туристы вновь и вновь возвращаются сюда, чувствуя притяжение поэзии и Словенских ключей, открывающих свежее дыхание для творчества, наполняющих энергией, придающих сил.

 

Открытие историко-патриотического поэтического фестиваля «Словенское поле» в «Нескучном садике» музея-заповедника, поэтические чтения и выступления бардов неизменно привлекают внимание туристов, приезжающих осмотреть крепость. Здесь все обустроено для гостей – вблизи эстрады, на открытых террасах за большими деревянными столами они могут отведать вкуснейших блинчиков или плотно пообедать, а чуть поодаль протянулись торговые ряды с сувенирами.

 

В заключительный день фестиваля его участники традиционно возлагают цветы к памятнику солдату Первой мировой войны в центре Пскова. Поэты, многие из которых приезжают на фестиваль ежегодно, читают здесь стихи о Первой мировой войне.

 

Затем в концертном зале Псковского областного колледжа искусств им Н. А. Римского-Корсакова проходят мастер-классы и гала-концерт участников фестиваля исторической поэзии. Оспаривая мнение, высказываемое отдельными представителями литературного мира, утверждающими, что исторической поэзии не существует, что эпический жанр ушел в прошлое вместе с Гомером и Лермонтовым, поэты воссоздают в стихах исторические сюжеты и образы людей прошлого. Завершается фестиваль посещением Псковского кремля, где для писателей готовится особенная экскурсия, учитывающая творческий состав группы и открывающая все новые страницы истории.

 

Фестиваль «Словенское поле», пожалуй, один из самых знаковых и хорошо организованных литературных форумов. Поэты из многих регионов благодарны организаторам и сожалеют, что на их малой родине нет такого вдохновляющего и объединяющего мероприятия, где каждый слышит и каждый услышан. «Пусть неиссякает вода в Словенских ключах и поэзия в русской душе!» - говорят они. Культурный обмен, несомненно приносит пользу и гостям фестиваля и их псковским коллегам, и регион в целом только выигрывает от столь яркого мероприятия событийного туризма. Более сотни туристов три дня активно пользовались всей транспортной и туристической инфраструктурой, а, разъехавшись по своим странам и регионам, поэты, конечно же напишут стихи, расскажут о старинных русских городах Пскове и Изборске, привлекут в псковскую область еще больше гостей.

К сожалению, из года в год уникальный фестиваль «Словенское поле» балансирует на грани бытия и небытия, поскольку организует его инициативная группа, а скромный бюджет мероприятия каждый раз собирается по крупицам. Региональные власти поддерживают фестиваль в основном морально, а ведь это культурное событие международного масштаба.

 

- Псковичи составляют лишь 20 процентов от общего количества участников фестиваля, - делится статистической информацией организатор фестиваля, поэт, член Союза писателей России Андрей Бениаминов. - Фестиваль становится узнаваемым, популярным далеко за пределами нашего региона, да и страны в целом. В 2017 было подано более 100 заявок, в том числе из Франции, Эстонии, Латвии, Белоруссии, Испании, Объединенных Арабских Эмиратов и десятков регионов России.

 

Впрочем, в 2018 году фестиваль вновь приглашает творческих людей в древний Изборск. Псковичи получили грант Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленный Фондом президентских грантов на большой творческий проект, включающий в себя и любимый многими фестиваль, который пройдет 27-29 июля. Хочется верить, что администрация региона и частные инвесторы будут содействовать развитию этого успешного и уникального события, формируя за его базе полноценный бренд событийного туризма.


ОПЫТ КУЛЬТУРНОЙ СТОЛИЦЫ БЕЛАРУСИ

 

Поиском новых форм, новых событийных брендов методично занимаются в Витебске – областном центре Республики Беларусь. Казалось бы, все знают «Славянский базар» - культурный бренд, возникший как песенный форум стран социалистического лагеря много десятилетий назад. Но Фестиваль поэзии и визуальных искусств «Витебский листопад», который в 2018 году пройдет уже 32-й раз, приносит новые краски в палитру старого Витебска. 400-тысячный город с богатой историей готов принимать туристов в любое время года, а золотая осень на берегах Западной Двины особенно вдохновляет.

 

«Витебский листопад» открывает гостям из разных стран единство музыки, поэзии и визуального искусства. Организатор фестиваля - ГУ «Центр культуры «Витебск» - одно из ведущих учреждений культуры в республике. Его статус подтверждается многочисленными международными проектами и фестивалями, в числе которых Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», Международный фестиваль современной хореографии, Конкурс по спортивным бальным танцам «Витебская снежинка».

 

Администратор «Витебского листопада» Анастасия Яцковская рассказывает:

- В концертном зале «Витебск» находится самая крупная крытая сценическая площадка нашего города. Большой зал рассчитан на 1050 посадочных мест, круглый зал вмещает до 500 человек одновременно, малый зал рассчитан на 150 зрительских мест. Центр культуры Витебска организует 5 крупных фестивалей в городе и берет на себя все организационные вопросы, финансирование проектов. Центр финансируется государством, в его бюджете эти фестивали присутствуют на плановой основе, обеспечивая полное финансирование и ответственность. И в горисполкоме и на уровне области существует перспективный план по развитию туризма и индустрии гостеприимства. Наш проект туда включен, и госструктуры на своем уровне распространяют информацию о фестивале.

 

Начальник отдела международного сотрудничества ЦК «Витебск» Светлана Авдеева делится секретами успеха:

– Фестивали проходят всегда в одно и то же время, это упрощает многие моменты. Все сопровождение в части транспорта, питания, экскурсий берут на себя государственные структуры, они планируют прибытие туристов заранее. Наша задача – дать контент, то событие, ради которого туристы принимают решение о приезде в город.

3-4 года назад все гостиницы в Витебске были заполнены россиянами, у туристических объектов были очень плотные графики. Сейчас ситуация изменилась, мы боремся за клиента, это объективная реальность. Мы заинтересованы в том, чтобы уровень наших фестивалей держал планку. Был момент, когда было тяжело, но мы держались изо всех сил. Творческие люди, которые пришли в оргкомитет, делают реальным то, что 32-й фестиваль будет еще более ярким, чем 31-й. Это творческие инициаторы – поэты Олег Сешко и Елена Крикливец, главный режиссёр ГУ «Центр культуры «Витебск» Владислава Цвики и другие.

 

Очевидно, что у руководства Витебска и Витебской области есть понимание того, что фестивали – не вклад не только в культуру, но и в развитие туризма. Стабильная финансовая поддержка культурных брендов очень важна, это подчеркивают и творческие организаторы фестиваля.

 

Поэт, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы Витебского государственного университета имени П.М. Машерова Елена Крикливец отмечает слаженную работу оргкомитета фестиваля:

– Спасибо главному режиссёру ГУ «Центр культуры «Витебск» Владиславе Цвики за сотрудничество, за филигранную режиссёрскую работу и создание единой стилистики всех мероприятий фестиваля! Яркие осенние дни «Витебского листопада – 2017» были наполнены дружбой, музыкой и словом. И, конечно, – надеждами и планами на «Витебский листопад – 2018»! Мы стремимся выдернуть самобытных авторов из корпоративной истории, литературных объединений или уединения, и дать возможность общения, услышать друг друга.

 

XXХII открытый фестиваль авторской песни, поэзии и визуальных искусств «ВИТЕБСКИЙ ЛИСТОПАД–2018» пройдет с 18 по 21 октября 2018 года.

 

Так же как и остальные фестивали ГУ «Центр культуры «Витебск», он привлекает не только непосредственных участников фестиваля, которые воспользовались тем или иным видом транспорта, поселились в гостинице, внесли организационный сбор, питались в ресторанах и кафе, посещали экскурсии и приобретали сувениры. Они приехали домой и рассказали, какой замечательный город и чудесный фестиваль посетили.

 

Так формируются бренд территории, бренды событий и бренды региона. Эти нематериальные активы растут в цене с каждым успешным фестивалем и приносят все большую прибыль в регион. Региональные власти, по крайней мере, наиболее дальновидные из них, ценят свои культурные события и бренды, стремятся сделать их уникальными. Ведь именно локальные бренды культурных событий привлекают туристов в регион.

Версия для печати
Авторы: Мария Парамонова, Дмитрий Тонишев


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009-2018 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»