Стартап на Неве
На форуме Spb Startup Day предпринимателей учили продажам и знакомили с инвесторами
6 октября в Санкт-Петербурге прошел Spb Startup Day – ежегодное место встречи стартапов, успешных IT-компаний, инвесторов. Молодые предприниматели презентовали свои проекты инвесторам, венчурному сообществу города и представителям корпораций ПАО «Газпром нефть», Х5 Retail Group, «Леруа Мерлен», ПАО «ВымпелКом».
Кейсы, представленные на суд потенциальных покупателей, могут успешно применяться в промышленности, инфраструктуре «умных» домов и городов, ретейле, банковских операциях. В миссию венчурных фондов и бизнес-акселераторов до сих пор верят далеко не все. Но вся прелесть Spb Startup Day, как раз таки и заключалась в том, чтобы свести на одной площадке тех, у кого есть деньги, людей с идеями и сложившихся предпринимателей. А запрос на ИТ-проекты сегодня достаточно велик, и диктуется он не только высокими идеями. Например, человек, сидящий в парке, желает выпить капучино, но дойти до кафе ему лень. В этом случае на выручку может прийти мобильное приложение, и стаканчик с горячим кофе буквально спустится к нему с неба с помощью первого освободившегося умного дрона.
Главный фокус стартапа – продажи
Среди петербургских проектов жюри конкурса питчей и участники конференции отметили Teleitems, Faradise, MoneySend и «наЛанч». Teleitems (роботизированные решения для логистики и ретейла – для хранения, выдачи и продажи товаров) получил сразу два приза от «Газпром нефть» и X5 Retail Group как лучший стартап b2b для крупных компаний и лучший стартап для розничной торговли. Представители «Леруа Мерлен – Россия» отметили технологию дополненной реальности стартапа Faradise (в мобильном приложении пользователь выбирает понравившуюся ему мебель и «примеряет» ее в своей комнате с помощью технологии дополненной реальности), назвав его лучшим стартапом в сфере автоматизации ретейла. «Билайн» назвал лучшим стартапом в сфере digital experience компанию MoneySend (сервис, упрощающий переводы с карты на карту), а стартап «наЛанч» (организовывает питание и доставку обедов в офисы) получил приз зрительских симпатий.
Конференция проходит в пятый раз, и число участников ежегодно растет. В этом году Spb Startup Day посетили около 2000 гостей. О трендах технологического рынка, специфике работы в индустрии, лайфхаках для начинающих предпринимателей, создании собственной компании в сфере IT рассказали Александр Горный, директор по стратегии и анализу Mail.ru Group, Иван Козлов, директор по продукту «ВКонтакте», Мухит Сейдахметов, вице-президент холдинга Micro Capital Group («Делимобиль», «Делисамокат», Anytime), Елена Ватутина, сооснователь компаний «Фармзнание», Олег Кивокурцев, сооснователь компании Promobot.
По словам Олега Кивокурцева, на старте любого бизнеса важнее быстро делать, чем долго думать. Олег и его команда зачастую пренебрегали деталями и просто пробовали. В конечном итоге опыт показал, что они всегда оказывались правы.
– На первых порах не так важно стремиться к лидерству в технологиях и с ходу пытаться разобраться во всех сложностях искусственного интеллекта или machine learning. Основатели стартапа должны как можно тщательнее фильтровать инвестиции, ведь это инструмент, а не цель. Важно просчитывать, сколько инвестиций требуется молодому бизнесу на каждом этапе развития, не менее важно понимать, от кого приходят деньги, – подчеркнул Александр Горный.
Участники Spb Startup Day призвали начинающих предпринимателей всегда ставить в главный фокус стартапа продажи.
– Важно понимать, что, когда и как продавать, а также с какой стратегией заходить на рынки, – посоветовал инвестиционный аналитик ФРИИ Александр Скурихин. Еще одним важным навыком Скурихин назвал питчинг (короткий рассказ или выступление о своем бизнесе).
Сергей Негодяев, директор по работе с портфельными компаниями ФРИИ, призвал понятно объяснять клиентам, зачем им нужно решение стартапа.
Аурика Виларди, директор по маркетингу компании Timeweb, посоветовала не бояться повышать стоимость своего продукта, не зацикливаться на одной гипотезе, а тестировать разные варианты, выбирая самое эффективное решение.
– Самое главное – вера в себя и упорство, а уже после – расчеты и тактика, – подытожил Олег Кивокурцев.
Зачем стартапу корпорации
Представители корпораций X5 Retail Group, «Газпром нефть», «Билайн» и «Леруа Мерлен» подчеркнули, что решения и технологии стартапов помогут крупному бизнесу идти в ногу с последними трендами, например с трендом диджитализации. Самое главное для крупной компании понять, насколько то или иное решение окажется полезным для их бизнеса. Сама корпорация не всегда способна сделать внутри себя такой же сервис, который предлагает стартап, при этом не нужно бояться, что решение начинающих предпринимателей будет сразу скопировано.
– Одна из важнейших составляющих стартапа – его команда и скорость работы, которых нет у корпорации. При этом следует учесть, что некоторые направления бывают стратегическими и стартапу будет предложено продать решение, которое может развивать корпорация, – отметил Денис Левченко, начальник управления инноваций X5 Retail Group.
Владимир Воркачев, руководитель Центра цифровых инноваций «Газпром нефти», отметил, что сейчас компания ищет решения, связанные со сбором и анализом данных из открытых источников, для прогнозирования цен или спроса. Игорь Воробьев, директор по развитию партнерских программ ПАО «ВымпелКом», рассказал об интересе «Билайна» к сектору телемедицины и digital-решений для здоровья, а также представил опыт успешного взаимодействия со стартап-сообществом на примере технологического партнерства с командой, разрабатывающей проекты по удаленному мониторингу высокотехнологичных ассистивных устройств.
Проверить работоспособность бизнеса
Особая ценность мероприятия для начинающих предпринимателей заключалась в экспертной сессии, которая длилась на протяжении пяти часов. Бизнес-ангелы, представители корпораций и ФРИИ пообщались с авторами каждого проекта индивидуально. В ближайшее время эксперты фонда сделают предложение стартапам, прошедшим экспертную сессию, на участие в акселерационных программах ФРИИ. Фонд развития интернет-инициатив инвестирует в перспективные проекты от 2,5 до 25 млн рублей.