Кратко о журнале «Бизнес Территория»
|
![]() |
Здравствуйте, дорогие читатели!
Вот и перевалил за середину 2012 год. С момента выхода прошлого номера нашего журнала Россия перенесла чудовищное испытание для местной власти, экстренных служб и официальной журналистики – наводнение в Крымске, Краснодарский край. Все вышеупомянутые инстанции это испытание не выдержали.
В чем глобальный урок произошедшего в Крымске? Сегодня уже более или менее ясно, что не было допущено особых злодейств вроде спуска воды из водохранилищ, с тем чтобы уберечь дворцы российской элиты на берегу Черного моря. Просто на протяжении последних двух десятков лет в этой местности руководили люди, не способные заглянуть дальше собственного носа.
Сегодня находятся под арестом глава администрации Крымска и начальник местного МЧС, которые не предупредили горожан о надвигающейся беде, хотя о ней было известно как минимум за два-три часа. Но вина их не только в этом.
Посмотрите вокруг себя в своем городе, и вы наверняка вспомните места, где вплоть до 90-х годов XX века почему-то не строили дома – хотя места, казалось бы, замечательные, у реки (озера), на горе и т. д. Как по-вашему, наши предки были дураки или, наоборот, они лучше разбирались в законах природы? Наводнения, оползни, древние чумные могильники – возможность всех этих опасностей хранила народная память тогда, когда не то что Интернета не было, писать умел далеко не каждый. Сегодня в этих местах идет массовая застройка.
Вот и в печально известном теперь Крымске в низине реки Агадум дома не строились до наступления «капитализма». Здесь был консервный завод, который следил за руслом реки, расчищал его – как все горные речки, Агадум очень коварен и вмиг может из ручейка превратиться в сметающий все поток. Еще в 70-е годы прошлого века об этом помнили. А потом вдруг забыли – несмотря на то что город уже получал «черную метку», большое наводнение здесь было в 2002 году. Русло реки оказалось сужено разными преградами – отсюда и высота хлынувшей на город волны.
Сегодня очевидцы рассказывают, что есть «два Крымска»: разоренная водной стихией низина, где саманные домики просто разнесло, а кирпичные надо будет еще долго отмывать от «муляки» (так здесь называют вонючий засохший ил), и город, расположенный повыше, – где идет нормальная жизнь. Волонтеров, хлынувших в Крымск из крупных городов: Краснодара, Новороссийска, Ростова и, конечно, Москвы, – поразило, что сами крымчане не очень-то готовы помогать пострадавшим соседям. У кого беда, а у кого – нажива…
Однако сами волонтеры – это еще одно открытие этого лета, на этот раз радостное. В Крымске общество еще не проснулось, наша страна «Москва-центрична», импульс от столицы идет долго, причем по социальным стратам он проходит неравномерно; а население Крымска – в основном простые российские «кулаки», домовитые южане. Но неравнодушные люди со всей страны, не пожалевшие времени, денег, сил и приехавшие в абсолютно чужой им город кормить, отмывать ил, раздавать одеяла тем, кому не спешило помочь государство, – настоящие герои. И надеюсь, «бацилла» волонтерства крепко поселилась в душах тех, кто с этим соприкоснулся. Очевидцы рассказывают, что в волонтерском лагере в Крымске было заключено «политическое перемирие»: «нашисты» и «болотные активисты» не спорили о взглядах, а сообща работали.
И как обычно, власть – региональная вкупе с федеральной – не сумела использовать такой выигрышный в плане всеобщей консолидации момент. Так же было с пожарами в 2010 году: казалось бы, возьмите этот позитивный порыв и постройте на нем новую идеологию… Ан нет. Раскол в обществе только усилился.
Верить в конспирологические теории проще. В наших околополитических кругах изучают учебник американского политтехнолога Джина Шарпа «От диктатуры к демократии», считая его инструкцией, по которой Госдеп США расправляется с неугодными режимами по всему миру. Я прочла эту книгу, и мне она показалась не столько инструкцией, сколько обобщением опыта. В сущности, во всех революционных процессах одни и те же закономерности, описанные еще классиками марксизма-ленинизма…
Чем больше я вглядываюсь в нашу действительность, тем больше понимаю, что никакие «агенты Госдепа» не сравнятся по разрушительной силе с ленью и безразличием наших сограждан – от самых высших чиновников до простых соседей по двору. Волонтеры, кстати, изобрели лекарство от этой самой лени и безразличия, и уже за это надо бы их ценить.
Недавно я разговаривала о судьбах наших российских городов и весей с одним умным человеком, весьма далеким от территориального маркетинга. И он высказал очень верную мысль о том, почему в городах вроде Твери, Рязани, Пскова и т. д. царит такая депрессивная атмосфера.
- Развивать и улучшать можно только то место, где собираешься жить и растить детей, – сказал мне этот человек, родившийся в Твери (тогда еще Калинине) и сейчас живущий между Москвой и Черногорией. – Здесь все либо хотят уехать, либо хотели – но не смогли, поэтому все так неустроенно, запущенно и разрушается. Вот в чем сила той же Англии? В том, что есть родовая аристократия, которая привязана к своим родным местам, есть люди, которые никогда не променяют свою деревушку на Лондон…
Увы, в этих словах есть доля истины. Даже власти в некоторых регионах работают «вахтовым методом», уезжая на выходные домой, в Москву. Однако есть и противоположные примеры, почти как в Англии. Один из таких примеров – бывший губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин, который, расставшись с политикой, с головой ушел в сельское хозяйство и растит картофель в Старицком районе Тверской области. Загляните в его «Фейсбук», столько картин мирного сельского труда не было даже в советском журнале «Крестьянка». Или профессор Валерий Расторгуев, который, будучи одним из ведущих экспертов в области культуры и философии, продолжает оставаться патриотом своей малой родины… Об этих людях читайте на наших страницах. Позитив должен побеждать негатив – несмотря ни на что.
тел./факс
(4822) 33-91-20
170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6
e-mail:
© 2009-2016 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом. |