Кратко о журнале «Бизнес Территория»
|
![]() |
Задача повышения эффективности производства всегда была и остается по сей день наиболее актуальной для предпринимателей всех уровней. Как увеличить прибыль? Как сократить издержки? Как повысить мотивацию и лояльность сотрудников? В разное время ответы на эти вопросы звучали по-разному, порой весьма противоречиво
Перебрав огромное количество методов, европейско-американская модель менеджмента вплотную подошла к естественным пределам своей эффективности. Восточное мировоззрение отличается динамизмом и органической целостностью. Эти качества и легли в основу философского принципа Кайдзен, уже много лет эффективно используемого крупнейшими японскими компаниями.
Кайдзен – японская философия, которая направлена на непрерывное улучшение всех аспектов жизни. В приложении к работе действия кайдзен непрерывно улучшают все функции бизнеса – от производства до высшего руководства, от директора до рядового рабочего.
Улучшая стандартизированные действия и процессы, кайдзен имеет целью устранить все лишнее (бережливое производство). Впервые философия кайдзен была применена в ряде японских компаний (включая Toyota) в период восстановления после Второй мировой войны, и с тех пор распространилась по всему миру.
Термин «кайдзен» ввел Масааки Имаи в 1986 году в своей книге «Кайдзен – ключ к успеху японских компаний», после чего термин стал широко известен.
Само слово является составным и включает в себя два других – «кай» (перемена) и «дзен» (мудрость). Автор этой концепции менеджмента – Масааки Имаи – считает, что кайдзен – это настоящая философия, которая может быть одинаково успешно применима и в бизнесе, и в личной жизни. Главная мысль кайдзен заключается в постоянном беспрерывном совершенствовании процесса – любого процесса – как на работе, так и в личной жизни.
Если за Западе компании предпочитают меняться за счет инноваций – больших, но редких преобразований, то в Японии принят совершенно иной подход, согласно которому компании меняются на протяжении всей своей жизни – все время, незаметно, медленно, совершенствуясь каждую минуту.
Идейные принципы:
1. Фокус на клиентах.
2. Непрерывные малые изменения.
3. Открытое признание проблем.
4. Пропаганда открытости – малая степень обособленности (особенно в сравнении с западными компаниями) между отделами и рабочими местами.
5. Создание рабочих команд – каждый работник становится членом рабочей команды и соответствующего кружка качества.
6. Управление проектами при помощи межфункциональных команд – ни одна команда не будет работать эффективно, если она действует только в одной функциональной группе.
7. Формирование «поддерживающих взаимоотношений» – для организации важны не только и не столько финансовые результаты, сколько вовлеченность работников в ее деятельность и хорошие взаимоотношения между работниками, поскольку это неизбежно (пусть и не в данном отчетном периоде) приведет организацию к высоким результатам.
8. Развитие самодисциплины.
9. Информирование каждого сотрудника.
10. Делегирование полномочий каждому сотруднику.
В концепции кайдзен приоритет отдается производственным процессам. Результат важен, но процесс его достижения значит ничуть не меньше. Центральная задача «кайдзен» – повышение качества работы предприятия путем так называемого TQC (total quality control).
«Качество – это все, что можно улучшить», - Масааки Имаи.
«Total quality» для японской компании означает тотальное качество во всем. Чистота рабочих мест, безопасность труда, этика общения, качество рабочих инструментов. Другое отражение понятия «тотальное качество» находится в том, что в процесс совершенствования качества вовлечены все до единого сотрудники компании. Кружки качества на рабочих местах, всеобщее обучение на производстве, в которое вовлекаются даже поставщики смежной продукции.
У кайдзен, как и у всего на свете, есть своя обратная сторона, следствие культурных японских традиций. В системе кайдзен очень трудно сохранить свою индивидуальность. И сильные и слабые стороны кайдзен происходят из глубоких культурных традиций Японии. Кайдзен – это процесс, который является нормой в Японии.
В это же время кайздзен далеко не всегда лежит на поверхности. Часто этот процесс совершенно незаметен, так как в его основе лежит постепенное, незаметное совершенствование. Именно внутренняя установка на позитивное сопровождающее развитие расширяет внутренний ресурс и программирует на успех.
Контактные данные:
http://psyempatiya.ru/
ул. Склизкова, д. 116, к.1, оф.2
Тел.: 915-741-42-28, 76-82-91.
e-mail: [email protected]
тел./факс
(4822) 33-91-20
170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6
Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64
© 2009- Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом. |