Кратко о журнале «Бизнес Территория»
|
![]() |
Не будем лукавить, современная российская промышленность переживает сегодня отнюдь не самые лучшие свои времена. Некогда мощная отрасль, гордость страны, за перестроечно-реформаторские годы капитально износилась, сдала позиции. Объявленный Президентом России курс на модернизацию – это прежде всего сигнал к возрождению. Тверская область стала одним из первых регионов, где отрасль начала реально развиваться.
Новые подходы требуют «свежего» прогрессивного взгляда. Год назад департамент промышленного производства, торговли и услуг Тверской области возглавил молодой, но уже опытный и перспективный руководитель – Андрей Суязов. Сегодня Андрей Суязов – гость нашего журнала.
- Андрей Вячеславович, ведь вы – профессиональный дорожник, много лет проработавший именно в сфере дорожного хозяйства Тверской области. Конечно, где-то как-то эти отрасли соприкасаются, но как лично вам руководится в новой для вас и столь сложной сфере.
- Не так давно в передаче Владимира Познера принимал участие министр промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Христенко. Ведущий задал министру похожий вопрос. Христенко ответил, что в советские времена было порядка семнадцати министерств, которые позже срослись в единое Министерство промышленности и торговли. И просто нереально было найти в стране человека, который обладал бы всеми знаниями тех профильных ведомств, чтобы управлять и машиностроением, и пищевой и легкой промышленностью, другими отраслями. Я абсолютно с ним согласен: совершенно не важно, чем управлять, важно, как эффективнее задействовать все механизмы управления.
Если говорить конкретно про меня, то в дорожном строительстве я только начинал работать, причем в тех сферах, где как раз приходилось принимать оперативные управленческие решения. Этот опыт мне, несомненно, пригодился.
Когда я еще работал главным инженером Дорожного фонда, от губернатора мне поступило предложение создать и возглавить управление дорожного хозяйства. Именно тогда я понял, что работать в администрации области очень сложно без профильного образования. В 2007 году поступил в Российскую академию государственной службы при Президенте РФ на специальность «Государственное и муниципальное управление». В этом году я его заканчиваю.
- Вы уже год в этом кресле. Скажите честно: промышленность в тверском регионе есть или ее нет?
- По результатам 2010 года Тверская область заняла шестое место среди восемнадцати субъектов Центрального федерального округа по росту индекса промышленного производства. Это хороший показатель.
Приступив к исполнению своих обязанностей на новой должности, я решил в первую очередь ознакомиться с положением подшефных промышленных предприятий области на местах. Проблемы у всех оказались абсолютно одинаковыми: пустующие производственные площади, старое оборудование. Дальше надо было понять: что с этим делать и надо ли с этим что-то делать вообще.
Благодаря форуму «Умное производство» мне удалось познакомиться и пообщаться со статс-секретарем - заместителем министра промышленности и торговли РФ Станиславом Наумовым, вице-президентом Союза машиностроителей России Владимиром Гутеневым, со многими промышленниками. С одной стороны, эти встречи и поездки показали, сколько у нас проблем. С другой - что с этим все равно надо что-то делать. Губернатор поставил меня на эту должность и, значит, будет спрашивать за результат.
Что мы сделали? Прежде всего нашли ученых, специалистов, причем тверских, которым заказали фундаментальную работу - подробный и глубокий анализ всей тверской промышленности за последние 15 лет. Может быть, это не совсем скромно, но, думаю, подобные работы, на основании которых можно уже выстраивать тренды, вряд ли еще у каких отраслевых департаментов есть.
Еще один важный момент - 19 января нам удалось провести крупное совещание практически со всеми руководителями тверских промышленных предприятий. Было порядка 120 человек, представляющих 65 предприятий. Такие совещания не проводились как минимум последние восемь лет. И вот такой диалог наконец состоялся.
На этом совещании я выступал с докладом, главная мысль которого заключалась в том, что потенциал у тверской промышленности есть, причем весьма солидный. Другой вопрос, как руководители предприятий используют его в своих целях. То есть мы умеем что-то производить, а теперь нам важно научиться это продавать. У нас практически отсутствуют маркетинговые службы на предприятиях, что свидетельствует о том, что они не знают рынка, на который работают. А ведь они зачастую выходят со своей продукцией уже не только на внутренний региональный рынок, но и на российский, а иногда и на мировой. Не анализируя и не зная ситуации, бесполезно вкладывать деньги и что-то производить. Вот если есть у нас сильное предприятие ДКС Вадима Рыбачука, у которого представительства в 60 субъектах Российской Федерации, так и маркетинговая служба у него, понятно, есть. Предприятие, соответственно, изучает спрос, предложения, конкурирует, оптимизируется, как следствие, развивается. Много у нас таких предприятий? Нет.
- Колоссальные проблемы российских предприятий связаны как раз с провозглашенным президентом курсом на модернизацию. Не секрет, что имеющиеся станки, линии, оборудование устарели не только технически, но и морально. С другой стороны, замена грозит сокращением рабочих мест.
- Я вынужден это признать, да, любая модернизация – это сокращение. Если я ставлю линию, то, конечно, я кого-то или полностью высвобождаю, либо открываю на свободной площади новый цех, направляя туда людей.
На деле, инновационных предприятий у нас на сегодняшний день очень мало. Мы можем сколько угодно расширять меры поддержки, но будет решать лишь сам собственник: будет ли он вкладывать деньги в себя же. Модернизация обязательно требует высокопрофессиональных специалистов. И здесь очень важен образовательный процесс. Известно, наша область сама по себе возрастная, специалистов у нас не очень много готовят, имеющихся же «переманивают» Москва и Питер. Отмечу, сейчас люди начали постепенно возвращаться. И дело тут не в кризисе, а в том, что в Тверскую область начали приходить современнейшие предприятия: SKF, Парето-Принт, Hitachi, Shell.
Сегодня бизнес должен понять, именно он формирует заказ для себя с точки зрения подготовки специалистов. Я встречался со многими руководителями предприятий, которые говорят: «Сегодня инженер-технолог может гораздо быстрее построить себе карьеру, чем тот же экономист». Мы часто обсуждали эту проблему с заместителем губернатора Анатолием Боченковым, курирующим наш департамент. Губернатор ставит задачу - создание профильных классов как в школах, так и в средних и высших учебных заведениях.
Нам необходимо возвращать престиж рабочей профессии. Посмотрите, у нас сегодня все профессии престижные, кроме рабочих профессий Необходима социальная реклама, передачи по телевидению, статьи в газетах о лучших представителях этих профессий.
- Не так давно в Тверь пришел крупнейший мировой производитель – Hitachi. Пожалуй, инвесторов такого уровня у нас еще не было. Откройте секрет, на что удалось, если так можно выразиться, заманить столь крупное предприятие?
- Многое сегодня зависит от личности губернатора Дмитрия Зеленина. Без его энтузиазма и его пробивного характера многое не получилось бы. Еще его прошлой командой, на мой взгляд, было правильно выбрано направление развития экономической политики. Если мы вспомним 2003-2004 годы, тогда область мало кто знал, практически не проводились никакие мероприятия не то что международного, даже российского уровня. Тогда правильно была поставлена задача - сформировать узнаваемость. А дальше уже началась рутинная кропотливая работа. Стали формироваться те методы и схемы поддержки, которые эту узнаваемость трансформировали в инвесторов, проекты, новые предприятия и так далее. У Тверской области очень удобное географическое положение. И, может быть, мы не всегда можем взять инфраструктурой (количество газа недостаточно, где-то воды нет, электричества), но при этом у нас есть и очевидные плюсы в виде транспортных магистралей, как железнодорожных, так и автомобильных, строительство платной трассы Москва - Санкт-Петербург, которые, естественно, привлекают в область инвесторов. Москва и Подмосковье – это дорого и, как показал кризис, часто неэффективно.
- Давайте отойдем от производственных вопросов и в завершение беседы поговорим немного о вас не как о руководителе, а как о человеке. Как вы все успеваете: работа, семья, да еще наверняка и регулярные сессии в Москве?
- Образование, которое я получаю сейчас, стало для меня обязательным, актуальным, потому что я выбрал его сам, понимая, что именно в этом у меня есть пробел. Иногда, правда, сдачу сессии мне приходится совмещать с деловыми поездками в Москву.
Я очень дорожу и горжусь своей фамилией. У меня здесь, в Твери, родились и растут три сына. Я очень хочу, чтобы они жили в богатой области и красивом городе. Понятно, что тут от меня одного мало что зависит. И тем не менее на своем месте я просто не имею права работать по-другому. Поэтому приходится все успевать.
Суязов Андрей Вячеславович
Образование:
1. 1995-2000 гг. Тверской государственный технический университет.
Кафедра «Автомобильные дороги и аэродромы».
Инженер-строитель.
2. 1998-2000 гг. Тверской государственный технический университет.
Факультет дополнительного профессионального образования.
Экономист-менеджер.
3. 2004 г. Межотраслевой институт подготовки кадров и информации,
г. Санкт-Петербург.
Сертификат «Передовой опыт строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений».
4. 2005 г. Общероссийский общественный фонд «Центр качества».
Присвоено звание «Инженер по качеству».
5. 2006 г. Участие в семинаре «Диагностика автомобильных дорог». Хельсинки, Финляндия.
6. 2006 г. (с 26 августа по 23 сентября). Прошел конкурсный отбор по программе «Специальная американская бизнес-интернатура» при Министерстве торговли США и принял участие в деловой стажировке «Инфраструктура: дорожное строительство». США
7. 2007 г. - по настоящее время. Учеба по дискретно-модульной форме обучения в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности «Государственное и муниципальное управление», специализация «Стратегическое управление и политика бизнеса».
8. 2011 г. - успешно окончил курсы профессиональной переподготовки в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации
Профессиональный опыт:
2000-2003 гг.
ОАО «Мостостроительный отряд №19».
Мастер строительных и монтажных работ на объектах Москвы, Санкт-Петербурга, Тверской области.
2003-2004 гг.
ГУ «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области».
Главный специалист отдела мостов и искусственных сооружений.
2004-2005 гг.
ЗАО «Балтийская строительная компания — Санкт-Петербург».
Инженер по надзору за строительством.
2006-2007 гг.
ГУ «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области».
Главный инженер.
2007-2008 гг.
Департамент транспорта и связи Тверской области.
Начальник управления дорожного хозяйства.
2008-2010 гг. (май).
Департамент экономики Тверской области.
Заместитель начальника департамента, статс-секретарь - заместитель начальника департамента экономики
С 12 мая 2010 года - начальник департамента промышленного производства, торговли и услуг Тверской области
Женат, воспитывает троих сыновей.
тел./факс
(4822) 33-91-20
170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6
Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64
© 2009- Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом. |