Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Целевые программы ориентированы на результат

Бюджет Тверской области на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов принят. В одном из прошлых номеров мы уже писали о том, что новый главный финансовый документ региона сохранит свою социальную направленность. Масса проектов будет реализована в нашем регионе за счет целевых программ.

Что это такое – целевые программы? Для чего они нужны? Рассказывает заместитель губернатора Тверской области, и.о. начальника департамента финансов администрации области Алексей Каспржак:

- Целевая программа - это прежде всего документ, в котором увязаны объемы финансирования мероприятий и результаты, которых надо достичь. Причем результаты могут быть рассчитаны на несколько лет вперед.

Часть мероприятий, которая связана с реализацией расходных полномочий, уже и так закрепленных за областью различными законами, входит в состав ведомственных целевых программ. Такие программы сегодня реализуются всеми областными органами исполнительной власти.

Наряду с этим есть еще так называемые долгосрочные целевые программы. Они могут быть рассчитаны на длительный срок – до семи лет – и, как правило, носят межведомственный характер, то есть в них участвуют сразу несколько отраслей-исполнителей. Логика их выстраивания в целом такая же, но их мероприятия представляют собой дополнительные полномочия, которые мы на себя принимаем.

Как правило, долгосрочные программы связаны с решением задач развития, в то время как ведомственные целевые программы нацелены на достижение определенных результатов в текущей деятельности органов власти. Например, субвенция на общее образование входит в ведомственную целевую программу департамента образования, а развитие материально-технической базы в здравоохранении – предмет отдельной долгосрочной программы.

Сейчас в долгосрочные целевые программы включены и все объекты адресной инвестиционной программы.

Для чего нужны целевые программы? Прежде всего для того, чтобы бюджет не представлял собой эклектичный набор каких-то несвязных действий. Мы понимаем, что нельзя решить всё и сразу. Значит, в количестве целей себя надо ограничить. Поэтому в целевых программах, будь они ведомственные или долгосрочные, существуют индикаторы, которые оценивают приближение к назначенной цели. Какие-то целевые показатели могут оказаться малодостижимы. Тогда мы за целевой показатель берем динамику приближения. Но делаем это очень условно. Вы же понимаете, что мы не можем, к примеру, достичь того, чтобы никто не болел или не умирал в Тверской области. Но с увеличением рождаемости и при помощи управляемых миграционных процессов мы можем обеспечить нужный темп прироста численности населения.

Любая отрасль, предлагая новые бюджетные расходы, прежде всего согласовывает это с департаментом экономики, контрольно-аналитическим комитетом и многими другими ведомствами, тем самым создавая некое экспертное дискуссионное поле относительно правильности выбранной стратегии.

Ведь в чем была проблема, когда целевых программ не существовало? Мы формировали бюджет исходя из его исполнения за предыдущий год и новых предложений, при этом последовательности действий не прослеживалось вообще никакой. Можно сказать, что полагались на интуицию или на везение.

При подготовке долгосрочных целевых программ интуиция тоже важна, но при этом существует процедура, которая заставляет более детально оценить всю деятельность той или иной отрасли, четко расставить приоритеты и определить достижимые цели.

В настоящее время губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин жестко поставил задачу по работе со средствами федеральных целевых программ. В соответствии с его поручением департамент финансов отслеживает составление четкого плана по привлечению федеральных денег и контроль над тем, чтобы наши отрасли участвовали в конкурсах, через которые, собственно, и распределяются федеральные средства. Хочу отметить, что отрасли начали проявлять хорошую активность в этом направлении. Я это объясняю тем, что они просто видят реальную поддержку своей работы.

На 2010 год мы первоначально утвердили лимиты безвозмездных поступлений из федерального бюджета в размере 6,5 миллиарда рублей. Сегодня мы выходим на 10 миллиардов рублей, то есть 4 миллиарда рублей мы привлекли через конкурсы. Я считаю, это очень хороший показатель.

Мы включаем расходы федеральных целевых программ в наши долгосрочные программы, считая, что они не оторваны друг от друга, федеральные средства помогают нам выполнить всю цепочку запланированных дел. Это единственный момент, из-за которого мы постоянно спорим с контрольно-счетной палатой, особенно при утверждении бюджета. И эти споры косвенно свидетельствуют о том, что принцип бюджетирования, ориентированного на результат, в нашей стране еще не очень прижился.

Теперь что касается методологии формирования целевых программ. Когда в свое время федерация заявила о необходимости формирования расходов в виде целевых программ, никакой методологии она нам не дала. Мы разработали свою. И здесь я хочу сказать спасибо своим предшественникам на этой должности: и Валерию Сидоренко, и Василию Толоко, которые начали заниматься проблемой. На сегодняшний день по целевым программам реально работают только два региона – Тверской и Красноярск. Мы с бывшим заместителем губернатора Красноярского края, ныне начальником департамента в Минфине Михаилом Котюковым, являемся членами комиссии по совершенствованию межбюджетных отношений при Минфине.

Я не ставлю перед собой задачу - выйти на площадь и рекламировать долгосрочные целевые программы. Всем всего не объяснишь. Но главная задача бюджета – сделать так, чтобы как можно больше людей участвовало в формировании приоритетов бюджетных расходов. Ведь основа бюджетной политики – конкуренция за право получения бюджетных средств. Кстати, именно поэтому для меня в будущем году будет особенно важен проект по финансовой грамотности. Чтобы на публичных слушаниях следующего бюджета было как можно больше финансово грамотных людей, которые смогут повлиять и на его расходы, и на его доходы.

Версия для печати
Авторы: Марина ГАВРИШЕНКО


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009- Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»