«Железное сердце» Сергея Калина
Вы знаете Сергея Калина? Вы, конечно же, знаете Сергея Калина! Ведь он оформлял популярное в Твери кафе «Фабрика блюза». То самое, которое по пути в областную филармонию встречает вас экстравагантно выглядывающим прямо из стены мотоциклетным колесом. Правда, увидев Сергея, вы вряд ли заподозрите в нем дизайнера. А вот и он – паркует старенький мотоцикл-круизер, поправляет бандану и заходит в кафе, чтобы поговорить с нашим корреспондентом о деле своей жизни.
Сергею 30 лет. Красивый, ладный парень в скрипучей кожаной байкерской экипировке с символикой «Ночных волков». Широкие плечи и ясный, открытый взгляд. Он коренной тверичанин, окончил здесь школу, училище. А еще – смалу любил рукодельничать.
- Когда в школе учился, немного шил… Потом пытался что-то мастерить из дерева, фигурки вырезал, ложки. А лет в 13 у меня появился первый мотоцикл – старенький «Минск». И вот тогда я впервые и взял в руки сварочный аппарат: крыло отвалилось. Присадил, помнится, криво, косо – что называется, на живую нитку. Прожег все что можно… Но вот это ощущение радости от процесса, понимание: «Вот оно, моё!» - оно осталось.
В начале 2000-х Сергей активно примкнул к тверскому байк-движению. В ту пору ребята, еще носившие название «Викинги», жили весело. Обычным делом были концерты с байкерской тематикой, вечеринки: открытия, закрытия сезона, тату-фестивали. Для одного из таких конкурсов понадобились призы. Многие байкеры – мастеровитые ребята. Кто-то занимается кожаными изделиями, кто-то аэрографией. Рукодельному Сергею тоже предложили что-нибудь придумать. И он принес свою первую работу: миниатюрный мотоцикл, созданный из завалявшегося в гараже ненужного железного хлама.
С тех пор он чего только не мастерил! Самое частое изделие, конечно, мотоцикл: двух-, либо трехколесный. Размером все – с кошку, не больше. На крупную форму Сергей еще ни разу не пробовал замахнуться. Впрочем, кроме чисто байкерской тематики, есть у него и другие работы. Вот лампа с поэтическим названием: «Прометей» - в виде стальной руки, сжимающей пламенеющий (тоже стальной!) свет. Тут – самый настоящий лесовоз-погрузчик в миниатюре, который жена пилорамщика заказала в подарок любимому супругу. А помнится, на один из байкерских конкурсов Сергей ради шутки сделал для самой красивой мотто-леди бюстгальтер из мотоциклетных поршней.
Сейчас он обитает в Ново-Мелкове, на базе байк-клуба «Ночные волки». Там никто не мешает ему творить и не ругает за едкий запах сварки и валяющиеся повсюду железки.
- Мать поначалу очень недовольна была. Но однажды на день рождения я сделал розу из металла и подарил ей. Было удивление, была радость, и сердце, конечно смягчилось… А девушке своей, которая увлекалась хореографией, я сделал пару, сплетенную в танцевальном па танго.
На его поделки (впрочем, куда уместней называть их миниатюрными индустриальными скульптурами), идут всевозможные шестерни, подшипники, отработавшие свой срок свечи и просто куски металла. Зубило творцу заменяет сварочный аппарат.
- Когда мне чего-то не хватает, я просто еду по автосервисам. Во многих меня уже знают, без проблем разрешают выбрать что нужно.
Так и рождаются индустриальные картины, механические натюрморты: сначала в голове, потом воплощаются в металле. И когда товарищи по увлечению мотоциклами пригласили Сергея оформить свое кафе, он сразу «увидел», как оно будет выглядеть: здесь – барные табуреты из коленвалов, тут – панно со старыми гитарами, рвущими стальные листы, а здесь примостится старинный, довоенный еще байк «БМВ».


Если «Фабрику блюза» он оформлял довольно долго, на изготовление одной обычной скульптуры у Сергея уходит максимум две недели. Но кроме материала художнику требуется и вдохновение. Напрасно думать, что байкеру неоткуда его черпать, кроме как от моторов, ядреного рока и крепких напитков. Хотя Сергей говорит, что иной раз рюмка-другая абсента могут подстегнуть заблудшую музу… Но все-таки, как и большинство собратьев по мотору, он большой романтик. И встреченный за городом туманный, прохладный лимонно-желтый рассвет может навеять мысли создать вот такое железное сердце. Снаружи оно монолитно, внутри – механизм.
.jpg)
- Я назвал эту композицию "Мечта железного дровосека". Нарочитая небрежность исполнения говорит о том, что любой живой организм, как бы он ни был силён и могуч, также несовершенен, как этот набор шестеренок. Он выглядит мощно и грубо, но хрупок, словно живое сердце. Механизм внутри – мужская душа, простая, как эта механика, заключенная в стальную оболочку.
Вот такая сложная логика. Сергей без обиняков заявляет, что его любимое чтиво, кроме специализированных сайтов в Интернете, – книги по психологии. И такое полезное самообразование уже принесло свои плоды. Мастеру достаточно немного пообщаться с человеком, чтобы понять, какой сувенир придется ему по душе.
Пары одинаковых изделий просто не существует, каждое индивидуально и неповторимо.
- Бывает так, что делаю подарок на заказ, и понимаю, что отдать не смогу – настолько самому нравится. Приходится другой мастерить, этот себе оставляю.
Зачем оставляет? Ни много ни мало, Сергей Калин хочет устроить персональную экспозицию. Уже обращался в выставочный зал, узнавал, как это сделать. Оказалось, для полноценной выставки нужно не менее 150 единиц. Сейчас такого количества нет – поскольку изготовление индустриальных сувениров на заказ является основной статьей дохода Сергея, большинство идет на продажу. Кстати, стоимость такого чисто мужского хэнд-мэйда вовсе не шокировала.
- Сережа, никогда тебе не приходила в голову идея поставить свое ремесло на поток? Наймешь ребят, сам будешь им только чертежи чертить, а сам похаживать в пиджаке – чистый, холеный и без сажи на руках…
- О, мне уже предлагали такое. Москвич хотел вложиться в бизнес, открыть мастерскую. Только мне это совсем неинтересно. Момент творчества пропадет – а он все-таки тут главный. А вот выставка… От нее бы я точно не отказался.