Кратко о журнале «Бизнес Территория»
|
Привлекательность тех или иных территорий оценивается, в частности, такими показателями, как отношение темпов роста валового продукта на данной территории к темпам его роста в стране или в регионе, если речь идет о муниципальном образовании. Неравномерность развития приводит к негативным социальным последствиям. Но зачастую проблемные территории имеют такой нереализованный потенциал, такие резервы, которые могли бы открыть новые перспективы. Важно привлечь к территориальному брендингу людей грамотных и креативных, способных предложить свежие идеи и управлять сложностями в их реализации. Об этом журнал «Бизнес Территория» беседует с главой медиахолдинга ИД «УМПРО», автором книг о древнейшей истории мировой цивилизации Геннадием Климовым.
– Геннадий Андреевич, недавно Торжок в Тверской области получил грантовую поддержку на развитие городской среды и восстановление историко-культурного наследия. Наши читатели знают, что немалую роль в успехе проекта, победившего на конкурсе малых исторических городов и поселений, сыграло внимание к древнейшей истории Торжка и освещение деятельности инициативной группы Татьяны Соколовой в еженедельнике «Караван+Я» и журнале «Бизнес Территория».
– Да, наша команда, выпускающая еженедельник «Караван+Я», журнал «Бизнес Территория» и другие издания, занимается много лет созданием глобальных брендов территорий, корпораций, личных репутаций. Это важная часть любой деятельности, ее капитализация. В условиях глобального мира управление развитием сводится к управлению сложностями.
– Но Торжок не единственный исторический город в России, имеющий нереализованный потенциал развития туризма. Какие еще города, на ваш взгляд, наиболее перспективны в этом плане? Как реализовать этот потенциал?
– В случае территорий мы делаем это через возвращение памяти о древнейших временах этой местности. У любого места в Восточной Европе существует своя древняя великая история, которая легко трансформируется в современную мифологию – важнейший культурный код, обеспечивающий экономическое развитие и поток туристов. А туристы возникают только там, где хорошо местным жителям. Управление сложностями приносит уже свои дивиденды, например, в Торжке, в Конаково (Завидово), на озере Бросно и др. У нас готовый проект ждет своего часа для Старицы, столицы древних старков.
– Тех самых старков – хранителей Севера из «Игры престолов», снятой по серии фэнтези-романов Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени»? Какие топонимы, семиотические знаки, особенности ландшафта позволяют нам связать старков и Старицу?
– В «Игре престолов» столица старков Винтерфелл (зимний холм) как раз и есть Старица во время Валдайского оледенения. Первые люди на Верхней Волге поселились около 10 тысяч лет назад, сразу после того, как эта земля освободилась от ледника. По мере того как Валдайский ледник из-за потепления климата уходил на север и запад, за ним двигались и люди. Здесь сменилось много культур, древних народов, из которых нам известны кривичи и вепсы. Кривичи – это балтийские славяне, вепсы – финно-угры.
Ледник – это ледяная стена, из-за за которой периодически пробиваются одичалые народы, немногочисленные великаны и разная, как на Руси говорили, Навь, или Кощный мир. Вот этих ходячих мертвецов во главе с Кощеем изобразил в своем эпосе Дж. Мартин.
Старк переводится с английского, на котором пишет Мартин, как сильный, но также и как суровый, окоченевший, застывший – эпитеты, подходящие для умудренных жизнью стариков и стариц древнего Валдая. Здесь испокон веков находились фиваиды, даже при Екатерине II они еще сохранялись на тверской земле, она их запретила.
Среди семи богов («новых»), которым поклоняются в древнем мире Мартина, есть Старица. Между прочим, интуитивно жители Старицы уже установили нужный памятник. В «Игре престолов» древняя раса Детей леса живет в пещерах за ледяной стеной, их религия «Старые боги» связана с деревьями. Недалеко от Старицы есть пещеры, огромные, одна из пещер называется Ледяная пещера.
В общем, наша команда готова создавать мифологию с привязкой к местности, разрабатывать концепции туристических брендов, брендов территорий.
– Например, таким брендом может стать фестиваль – мероприятие событийного туризма для Старицкого района по мотивам «Игры престолов» и нашей истории? Могли бы мы все вместе организовать такой фестиваль, разработать перспективный бренд и туристические маршруты для Старицы?
– Конечно, надо только найти живых, активных людей в Старице и в Твери. Таких как Татьяна Соколова в Торжке. Наше дело создавать мифологию, разрабатывать бренд и управлять сложностью. А фестиваль должны делать другие. В этом мы могли бы сотрудничать с Министерством туризма Тверской области, министр Иван Егоров производит впечатление человека компетентного в вопросах территориального маркетинга.
– Это очень смелый и перспективный проект, позволяющий в увлекательной и доступной форме заглянуть за непроницаемую для многих стену тысячелетий. Но как случилось, что именно на Валдайской возвышенности возникли фиваиды?
– Надо иметь в виду, что самые древние фиваиды были не в Африке, а на севере, на Валдайской возвышенности на истоке рек Волга, Днепр и Даугава, берущих начало почти в одной точке, но впадающих в разные моря, и у современного города Воронеж в бассейне реки Дон.
В Африке город Фивы, древнейшее поселение рядом с Луксором, заселилось мудрецами около 3200 года до н.э. Жрецы Фив способствовали возведению на фараонов престол женщины – царицы Хатшепсут. Самым значительным успехом правления Хатшепсут была экспедиция на север в «Пунт».
Они могли пойти вверх по Днепру и добраться до его истока на Валдае. Но могли они пойти и другим путем: через Керченский пролив попасть в Азовское море, а там двинуться вверх по реке Дон до сакрального центра индоевропейцев Дивногорье. Это знаменитое Семиречье с их главным городом Варанаса (ныне Воронеж) – центром древней учености. В конце своего путешествия египтяне преподнесли дары своей страны правителям «Пунта» и, закупив мирры, успешно вернулись домой. На стенах могильника Хатшепсут сохранился рельеф, где изображены правители страны «Пунт», принимающие дары Египта. Царь «Пунта» изображен со светлыми волосами, а царица примечательна внушительными габаритами.
– То есть поблизости от Воронежа находится еще один древний центр учености, аналогичный Валдаю? Они существовали одновременно или в разные исторические периоды?
– Наиболее древнее – это современное Черноземье, бассейн реки Дон, в древности Танаис. У древних египтян эти места именовались ТаНе-Чер – «Землей Бога», куда плавали аргонавты за елеем и миррой, а у античных греков – Троей, в эпосе ариев Махабхарата здесь было их Семиречье.
Окрестности современного Воронежа не были подвержены оледенению, там было Прекрасное Лукоморье – мелководное пресное море, изрезанное островами и луками, заросшее кораллами, камышом и лотосом, полное рыбы, где гнездились миллиарды птиц. На его берегах жили люди.
В Костенках работают археологи со всего мира, здесь обнаружены самые древние городища людей на Земле возрастом 50 тысяч лет. Именно отсюда люди заселили Землю, здесь найдены многочисленные останки мамонтов, использовавшиеся людьми для изготовления жилищ, оружия и одежды.
Море, которое еще называют Сарматским, высохло примерно 7 тысяч лет назад, от него остались только отдельные заболоченные участки, бескрайние степи и известковые горы. Двенадцать народов, которые образовали потомки Ноя, впервые получили возможность двигаться на север и юг, восток и запад по сухопутным дорогам на колесницах, запряженных лошадьми, и арбах, которые тянули за собой быки.
Стали образовываться современные реки. Государство индоевропейцев уже к своему появлению располагалось на семи реках: Волга, Северная и Западная Двина, Дунай, Днепр, Дон, Яик (Урал). Всего семь рек, от которых происходит название – Семиречье.
В центральной провинции Семиречья было семь важнейших городов, где сосредотачивалась вся административная и религиозная власть ариев, которые отсюда управляли миром. Самым великим из этих семи священных городов был Варанаси – центр учености. Он был основан в глубочайшей древности внуком Ноя, праотца индоевропейцев. Это было примерно 12 тысяч 300 лет до нашего времени. Так что однозначно это более древнее место, чем на Валдае. Дивногорье – это самый древний город жрецов, здесь первобытная Фиваида (Фивы), конкурирующая с Валдаем. Когда арии разошлись по планете, они во многих странах создали новые Фивы – в Египте, Греции и Ближнем Востоке…
Арийское слово «варана» означает «лесной слон» – мамонт. Еще до потопа здесь было традиционное обиталище мамонтов. В честь мамонтов и названа местная река Варана, на которой расположен Воронеж. Древнеарийский эпос содержит описание окрестностей Варанаси. Есть важные доказательства того, что он в древности располагался в Восточной Европе, а не в Индии. Ряд географических объектов, указанных в эпосе ариев, в далекой Индии отсутствуют, но легко обнаруживаются в окрестностях российского Воронежа. Помимо реки Вараны, о которой мы уже говорили, возле Варанаси текли реки Аси, Кавери, Дева. У Воронежа и сейчас текут реки Усмань, Каверье, Девица.
– Но используют ли воронежцы такой удивительный потенциал территории?
– К сожалению, нет! Я давно мечтаю заняться своей малой родиной, городом Семилуки Воронежской области. Мое детство прошло на реках Девице и Ведуге в городе Семилуки, а по Усманке мы студентами сплавлялись на байдарках. Недалеко от Варанаси, согласно древним книгам, находились водоем Вай-дурья и горы Дева-сабха. В Воронежской и Липецкой областях течет река Бай-гора, а южнее Воронежа расположено меловое плато Дивногорье. Здесь в меловых кряжах оборудованы подземные жреческие церкви, я туда спускался. Изучающие Дивногорье ученые ботаники удивляются многообразию растительности, которая доставлена сюда из самых дальних стран.
Реки Ведуга, Девица и Дон омывают с трех сторон возвышенность, которая в древности называлась горой Индры (Индовище). Теперь здесь город Семилуки. «Семь Лук» – семь божественных огней, место для умягчения злых сердец. Икона Пресвятой Богородицы Семилучницы с давних времен всем известна и почитается чудотворной, но сведений о ней почти никаких нет. На иконе Богоматерь изображается Одна с семью мечами – это семиотический знак арийского Семиречья.
Наш городок Семилуки обязан своим рождением заводу огнеупоров, ровеснику первых советских пятилеток. Так, относительно недавно и появились рудники «Средний», «Стрелицкий», «Белый колодец». А вместе с ними на берегу тихой речушки Девицы выросли песчаные отвалы – высокие, крутые, с заросшими акацией плоскими вершинами. Вот только название Семилуки уходит в совсем первобытные времена. Сегодня здесь лунный пейзаж заросших сосновым лесом, заброшенных и засыпанных рудников. Завод огнеупоров тоже на ладан дышит. Давно назрело сломать его забор, открыть улицы для сквозного прохода и проезда горожан, оборудовать здесь в неиспользуемых помещениях лофты, торговые площадки, индустриальный парк новой экономики и просто парки и велодорожки.
– Как, на ваш взгляд, можно изменить сложившееся положение? От кого зависит новый взгляд на потенциал территории?
– Конечно, от жителей, от местного руководства, ну и наша команда готова помочь с территориальным маркетингом. Весной этого года в Семилуках появился современный глава района Геннадий Юрьевич Швырков. И как-то все начало меняться к лучшему. Вижу вновь заасфальтированные дороги, читаю об открывшемся тепличном комплексе пятого поколения. Здесь же метровые черноземы – эта земля может быть главной житницей планеты. Собственно, она всегда ею и была.
Вы знаете, что античный Рим и Афины получали зерно в основном отсюда? Но работы у власти еще очень-очень много. Здесь какая-то жуткая безвкусица в архитектуре, навязанная кочевыми гунами в пятом веке, и везде кривые бордюры. Я часто езжу в Среднюю Азию – и все это степное захолустье вокруг Семилук мне напоминает окраину Бишкека, столицы Киргизии. Семилукам надо возвращаться в европейскую культуру, к наследию античности.
Новый глава Швырков – интересной судьбы. Родился и работал в Липецкой области, потом его занесло в Новгород, потом работал в Москве, Воронеже, теперь его направили в Семилуки. Похоже, у него достаточно кругозора, чтобы понимать: главным драйвером развития всегда является культура. Сегодня Геннадий Юрьевич вносит в Семилукский край какие-то другие смыслы, кроме надоевшего всем совка первых пятилеток, – например, здесь уже дважды на берегу Дона проводились джазовые концерты. Народа на концертах под открытым небом пока мало с непривычки, но думаю, что это только начало. Скоро сюда будут ездить меломаны со всей России.
– Удивительно, что два древних центра учености сейчас могут раскрыть свои тайны и стать центрами мирового туризма. Для этого нужно только заглянуть в историю и мифологию, разработать грамотные концепции брендов территорий и реализовать перспективные проекты силами местных инициативных групп.
– Это так, все осуществимо, нужно только по-умному дело делать.
– Спасибо, Геннадий Андреевич, надеюсь, мы продолжим рассказывать о развитии этих территорий уже в ближайшем будущем.
Геннадий Климов, 1956 года рождения, глава медиахолдинга «УМПРО», главный редактор журнала «Умное производство» (Москва). Начал трудовую деятельность еще школьником в Воронежской области, на Семилукском комбинате строительных материалов. Окончил Воронежский политехнический институт. Работал на различных машинострои-тельных предприятиях Пскова, Воронежа, Твери. Был организатором первого советско-германского высокоавтоматизированного предприятия «Свар-теплотехника». Возглавлял службы компьютеризации и автоматизации объединения «Центросвар». Был генеральным директором различных коммерческих организаций и издательств. В научной деятельности развивает теорию «умного будущего», «умных производств», «умного общества» и семиотической антропологии. Геннадий Климов (в развитие идей Владимира Вернадского и Льва Гумилева) – создатель оригинальной теории этногенеза в мировой культуре и подобия мозга и ноосферы, согласно которой на планете существует коридор, определяющий ход мировой истории и истории формирования сознания, где происходит формирование мировых религий. У Геннадия Климова вышло 10 книг о хронологии древнейшей истории мировой цивилизации.
тел./факс
(4822) 33-91-20
170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6
Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64
© 2009- Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом. |