Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Философия дерегулирования. Минпромторг представил стратегию развития торговли

Ключевые постулаты новой стратегии развития торговли, разрабатываемой Минпромторгом РФ, представил на конференции «Стратегия развития торговли как новая парадигма восприятия отрасли» в рамках «Недели российского ритейла» замдиректора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции Никита Кузнецов.

 

Представления обычной в подобных случаях видеопрезентации, изложения содержания разделов и основных новаций не было. Заинтересованные участники рынка в зале пытались уловить тренд.  Участники обсуждения, предварительно ознакомленные с текстом,  были осторожны в высказываниях, однако даже из них можно получить представление о том, какова эта парадигма.

 

Собственно «Стратегия развития торговли» находится в стадии активной доработки, поэтому было принято решение предварительно обсудить ее с игроками рынка и лишь потом представить проект широкой общественности. Минпромторг пытается предложить некую целевую модель, к которой должны стремиться органы власти всех уровней при развитии сектора потребительского рынка той или иной территории. 

 

Представители власти оперируют понятием «комфортная потребительская среда», за которым стоит  дерегулирование и снятие административных барьеров, а также угадываются интересы крупных сетевых компаний и холдингов. 

 

 

ПРЕСЛОВУТАЯ БРИТВА ОККАМА

 

Известно, что главным требованием, предъявляемым к стратегиям, является эффективность, следовательно, в первую очередь должны быть установлены цели и измеримые целевые показатели.  Однако Никита Кузнецов, замдиректора департамента Минпромторга, представляя свое детище, высказал мнение, что документ должен быть прежде всего читабельным и прикладным, не отягощенным цифрами:   

 

–  Мы сейчас работаем над тем, чтобы уже в этом году была принята новая стратегия развития торговли до 2025 года. Сегодняшнее обсуждение – первое обсуждение ключевых положений, по итогам которого мы окончательно подготовим проект к публикации. Два ключевых сущностных момента: во-первых, мы не хотим, чтобы стратегия была чиновничьим документом, который тяжело читать. Мы хотим, чтобы это был документ в достаточной степени прикладной, которым можно пользоваться и находить в нем ответы на интересующие вопросы. 

 

Какие задачи стратегии? Торговля развивается, технологии применяются. Стратегия нужна для того, чтобы сформировалось общее представление по реперным точкам. В таком случае, как говорят философы, применяя «бритву Оккама» (английского философа XIV века. – Прим. ред.), можно будет отсекать сущности. Мы не хотим, чтобы стратегия изобиловала цифрами.  Как говорил кто-то из великих, если человек сыплет цифрами – значит, он не понимает сути. (А. Эйнштейн   сформулировал принцип «бритвы Оккама» следующим образом: «Все должно быть изложено так просто, как только возможно, но не проще». – Прим. ред.).  Мы хотим, чтобы была суть. Язык стратегии должен быть нормальным, доступным широкому кругу читателей, потому что торговля – это  массовый сегмент, это не бином Ньютона, а то, что касается каждого человека. 

 

Я не буду подробно останавливаться на традиционных наших моментах, таких как дерегулирование, снятие административных барьеров, развитие различных сегментов бизнеса. Мы все это усиливаем в стратегии. Но сегодня хотелось бы сказать о новых вещах. Во-первых, мы предлагаем главной задачей стратегии формирование комфортной потребительской среды. Мы вводим этот термин в оборот впервые, потому что необходимо представление об идеальном состоянии, целевой модели, к которой мы хотим прийти.  Комфортная потребительская среда и есть та целевая модель, к которой мы стремимся на каждой территории. Важно выработать общее мнение о том, что мы будем понимать под комфортной потребительской средой. 

 

Комфортная потребительская среда – это когда в любом городе потребитель должен иметь возможность, исходя из своих доходов, купить все необходимое – еду, одежду, другие товары, которые предлагает современный рынок, а также воспользоваться услугами общественного питания. Помимо этого, человек должен в комфортной транспортной доступности иметь торговые объекты всех форматов. И наконец, на территории должны быть максимально представлены бренды – как товаров, так и торговых операторов. Совокупность этих трех элементов и есть комфортная городская среда. 

 

 Международные торговые операторы с учетом того, что наш рынок молодой, ему всего 25 лет, а до этого у нас было отрицательное понимание торговли, приносят нам совершенно другой формат и стандарт обслуживания. Поэтому если на территории присутствуют транснациональные компании, то это очень большой плюс к комфортной городской среде. Важным элементом комфортной потребительской среды также является стабильность для потребителя. У человека формируются привычки в его потребительском поведении, посещении кафе, ресторанов. Поэтому стабильность среды, где он совершает покупки, пользуется услугами общепита, очень важна. Если  он видит свое любимое кафе закрытым, он испытывает разочарование, дискомфорт. Мы же не хотим жить в доме, где постоянно меняется паркет с  хорошего на очень хороший. Нужно сделать дом удобным и комфортным и жить в нем, а не перестраивать постоянно. 

 

Очень важный, на наш взгляд, вопрос – территориальное размещение торговли.  Мы находимся еще в парадигме советского размещения торговых объектов, когда задачей было снабжение населения, чтобы оно не умерло от голода. Поэтому местные власти до сих пор стремятся рассредоточить торговые объекты. А торговля, наоборот, стремится к сосредоточению, к людским потокам. Гипермаркеты, крупные торговые центры могут сами генерировать поток ввиду того, что у них гигантская концентрация товара, которого нет в малых форматах. Их можно размещать там, где нужно создавать покупательский трафик, и эти места оживляют территорию, к ним тяготеют малые форматы.  Поэтому мы предлагаем в стратегии это осмыслить.  Если мы будем настаивать на размещении торговли против экономической логики, не используя, как во всем мире делается, крупные форматы для оживления территории, то мы будем совершать большую глупость. 

 

И последний момент – баланс крупных торговых сетей и малого торгового бизнеса. Сейчас в общественном понимании еще присутствует мнение, что развитие крупных сетей убивает малый бизнес. Мы с этим не согласны, потому что торговая среда развивается, сети существуют только 15 лет.  Мы считаем, что все очень просто – никакого подавления не происходит, когда на территории развиваются крупные сети, в том числе сети товаров для ремонта, на которые сейчас много грешат, не происходит смерть малого бизнеса. Происходит его трансформация в сторону специализации. Ни одна торговая сеть не может предоставить абсолютно весь товар, который  предлагает узкоспециализированный в своем сегменте магазин, эксклюзивная площадка. В Москве и в регионах, где происходит экспансия, в хорошем смысле, торговых сетей, мы это наблюдаем.  

 

 

ГУМАННАЯ БЕСЧЕЛОВЕЧНАЯ СРЕДА

 

Обсуждение проекта, который правильнее назвать доктриной, нежели стратегией, проходило в дружественной обстановке – было бы удивительно на профильной выставке министерства услышать его жесткую критику. Владимир Посаженников, министр потребительского рынка и услуг Московской области, в своем выступлении одобрил предложенный документ и представил инновационную систему учета объектов потребительского рынка, позволяющую минимизировать человеческий фактор: 

 

– Действительно, чиновникам не следует слишком сильно вмешиваться в процесс развития торговли.  Все течет, все меняется (Гераклит Эфесский. – Прим. ред.),  и приходится поспевать за современными технологиями.  Я сам из среды «розничников», поэтому мне проще общаться, и с сетевым и с несетевым ритейлом и с общепитом.  Мы в Московской области работаем над пилотным проектом информационной электронной системы «Регион свободной торговли», предоставляющей доступ к полной информации об объектах потребительского рынка. В рамках обмена данными  у нас идет постоянный поток запросов от муниципалитетов и центральных органов власти, поэтому мы попытались создать эффективную систему общения, минуя прямой контакт между чиновником и продавцом. Это упрощает проверочную деятельность, сбор и отображение информации об арендаторах в торговых центрах – в рамках сегодняшней ситуации по линии МЧС (после трагедии в кемеровской «Зимней вишне». – Прим. ред.) это особенно актуально. Повышается прозрачность, степень легальности бизнеса, находящегося на наших объектах.  Самое главное – эта система позволяет через QR-кодирование упростить взаимодействие с чиновниками.  В Одинцове это у нас уже работает – по пилотному району в систему внесено 520 нестационарных торговых объектов, 783 объекта бытовых услуг, 271 объект общепита и 53 торговых центра.

 

 

По мнению регионального министра, органы власти с помощью этой системы смогут осуществлять мониторинг отзывов покупателей – в ней будут отражаться все жалобы на торговый объект, вся документация по объекту.  Также облегчится взаимодействие органов местного самоуправления с правоохранительными органами.  Легальность работы объекта будет устанавливаться через интерфейс  системы, QR-код считываться при помощи приложения на мобильном устройстве, а оперативные действия по конкретному объекту будут осуществляться без обращения с запросом в ОМСУ. 

 

Для бизнеса, работающего в правовом поле, внедрение электронной системы также несет ряд позитивных изменений. Производители и оптовые поставщики видят в системе личную карточку предпринимателя, ассортимент каждого торгового объекта, контактные данные – это повышает доверие, упрощает взаимоотношения поставщиков и продавцов.  Также при планировании создания новых объектов инвестор может выбрать место с учетом расположения и специализации уже существующих торговых объектов.  Система наглядно предоставляет информацию о наличии свободных мест для размещения нестационарных торговых объектов, ярмарок и других объектов потребительского рынка в границах муниципального образования или отдельно взятой улицы.  По каждому объекту потребительского рынка в системе содержатся основные характеристики, кадастровая информация, данные о наличии лицензии на реализацию алкоголя, паспорт безопасности, права хозяйствующих субъектов на объект торговли, свидетельства, договоры, фотографии и другие данные.  

 

ОМНИКАНАЛЬНОСТЬ КРУПНОГО БИЗНЕСА

 

Директор по стратегии и инновациям X5 Retail Group Вадим Капустин,  на протяжении 25 лет живший в США, где возглавлял международную стратегию компании Wal-Mart, на долю которой приходится 10% общей выручки всех участников топ-250 мирового ритейла, прочитал все 69 страниц проекта стратегии и выразил свое восхищение Никите Кузнецову: 

 

– Я даже не поверил, что это государственный документ. Он очень легко читается, и очень правильно выражены все мысли. Очень важны для развития ритейла клиентоцентричность и развитие конкуренции. Дерегуляция создает возможности для того, чтобы в честной борьбе дать потребителю наиболее дешевые и качественные товары.

 

 Мы считаем, что парадигма ритейла будет меняться в ближайшие 5–10 лет.  Конкуренция архиважна для развития любого государства, конкурентную среду надо всячески поощрять. Усиливается борьба за внимание и кошелек потребителя, инвестиции в R&D (НИОКР) меняются с усилением конкуренции. У нас в ритейле конкуренция раза в три меньше, чем в Германии или даже Польше, и в шесть раз меньше, чем в США. В Германии, Японии, Южной Корее и других странах 3–4% ВВП инвестируется в R&D. Когда ритейлеры больше не смогут строить и открывать новые магазины, пойдет борьба за каждого покупателя, и без технологий это практически невозможно. 

 

Люди заменяются роботами, беспилотниками – это снижает себестоимость. Магазин без кассиров, магазин на колесах, который вызывают по телефону, онлайн-омниканальность (интеграция каналов коммуникации в единую систему, с целью обеспечения непрерывной коммуникации с клиентом. – Прим. ред.) – те направления, которые развиваются во всем мире. 

  

Wal-Mart провел несколько экспериментов.  Например, в магазине устанавливается киоск, в котором вы получаете то, что заказали через интернет.  Существует проблема доставки заказов интернет-магазинов домой – доставщикам хотелось бы, чтобы эта доставка была «размазана тонким слоем» в течение дня. Тогда себестоимось минимальна. А покупателю удобно получить заказ после 18 часов. Чтобы решить эту проблему, создаются умные замки, которые вкупе с умной камерой внутри вашего дома позволяют курьеру зайти к вам домой, положить все, что вы купили, в холодильник и выйти. Пока к этому и на Западе не все готовы – старшее поколение точно нет, а молодое сказало: «Конечно, без проблем». 

 

Вы, наверно, слышали про умные зеркала, позволяющие без физической примерки померить те или иные модели одежды. Дроны уже работают в Европе и США для доставки пиццы и других товаров по воздуху. Все идет к тому, что будут развиваться мобильные технологии, создающие цифровые удобства. Все больше и больше сервисов будет концентрироваться в одной кнопке мобильного телефона. X5 Retail Group   также стремится к тому, чтобы создать систему цифрового удобства для клиентов.  

 

НУЖНА ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ

 

Глава представительства Metro AG в России Алексей Григорьев  в своем выступлении  деликатно намекнул на ожидания ритейла, связанные с будущей стратегией – все же она должна обладать конкретными параметрами, позволяющими бизнесу строить свои планы и прогнозы:

 

– Я хотел бы в большей степени затронуть тему того, как стратегия развития торговли будет содействовать собственно развитию торговли. В стратегиях мы сначала определяем текущее и желаемое состояние отрасли, а затем определяем пути достижения целей. Единственное, в чем я бы не согласился с Никитой Вячеславовичем (Кузнецовым. – Прим. ред.), – это то, что это стратегия для нас всех. Она для нас всех только в том аспекте, что это стратегия нашего государства, правительства.

 

 Хорошо, что формирование стратегии происходит в диалоге с бизнесом. От стратегии, от государства мы ждем четких ориентиров, установок относительно того, как государство будет строить свое поведение в отношении отрасли, которая занимает по разным оценкам до 15 или 20% ВВП России. Для нас это вопрос стабильности, предсказуемости условий, в которых мы будем работать в предстоящий период. 

 

 В последние несколько лет поштормило, мы пережили достаточно  тяжелый период. Потребительский рынок России пострадал, но не умер и имеет перспективы развития. Клиентоцентричность стратегии – это положительный момент. Базовые инструменты тоже выбраны, на мой взгляд, верно: конкуренция, дерегулирование, я бы даже сказал переход к саморегулированию. 

 

Другое дело, что государство должно скорее стимулировать, мотивировать к действиям, а не делать это само. Например: создавая транспортную инфраструктуру в той или иной локации, государство побуждает бизнес к открытию торговых объектов поблизости.  

 

Вопросы, которые также должны найти отражение в стратегии:  цифровизация, занятость, обеление рынка, повышение платежеспособного спроса, насыщение рынка товаров, открытость рынка, защита от регионального протекционизма. 

 

Маятник качается в разные стороны – то мы говорим о трудностях мелких форматов торговли, то теперь встает вопрос о неэффективности формата гипермаркетов в нынешней экономической ситуации.  Сейчас существует тренд на слияние различных форматов торговли, слияние торговли, производства, логистики и т.д.  В современном мире нет четкого деления, мы переходим в парадигму смешения форматов и государство должно учесть это при подготовке стратегии.  Важно, чтобы государство продвигало торговлю как важную и значимую для государства отрасль.

 

ОНЛАЙН-КАССЫ И ХИПСТЕРСКИЕ РЫНКИ

 

Директор Союза независимых сетей Сергей Кузнецов обосновал необходимость дифференцированной поддержки малому бизнесу: 

 

– Стратегия написана понятным языком, отрадно, что в ней заложены многие элементы, отвечающие запросам бизнеса. Дерегулирование – это хороший посыл и другим регуляторам. Все поддерживают конкуренцию, но добросовестную конкуренцию! При этом  снятия ограничений недостаточно – надо создавать условия для развития всех каналов. Не секрет, что все нововведения, например онлайн-кассы, накладывают нагрузку неравномерно – чем ты меньше, тем  больше доля этих затрат в твоей выручке.  Поэтому хотелось бы от государства дифференцированной поддержки малому бизнесу – времена непростые, и происходит быстрый процесс сокращения малого и среднего бизнеса в отрасли. В нашем законодательстве есть, например, штрафные санкции в абсолютном значении. За одно и то же нарушение маленький и большой получают одинаковый штраф. Большой заплатил и не почувствовал, а маленький перестает существовать. Важно это учесть в стратегии, когда мы говорим о равных условиях и конкурентной среде. 

 

Президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов  также познакомился с проектом стратегии и отметил, что он написан хорошим литературным языком, с риторическими вопросами: 

 

– Не припомню другого такого государственного документа! Это своего рода манифест – возникает параллель с законом о свободе торговли 1992 года. Я случайно узнал, что один из основных авторов Никита Кузнецов недавно встречался с одним из авторов этого закона. Не знаю, о чем они разговаривали, но мне видится в этом какая-то мистическая связь. 

 

В проекте много правильных мыслей. Вот одна цитата, которая говорит сама за себя: «Повсеместной практикой в регионах является проведение совещаний с участием контролирующих и надзорных органов по налаживанию взаимодействия между производителями и торговыми сетями, где делаются попытки наладить такое взаимодействие путем давления на торговые сети принимать продукцию у местных производителей. Примечательно, что эти совещания проводятся ровно теми же людьми, которые выступают за сокращение нестационарных объектов, то есть сокращают каналы сбыта для тех же местных производителей».

 

У нас много прогрессивных регионов, где все это правильно понимают.  Нужно составить рейтинг регрессивных, неправильных регионов и муниципалитетов и двигаться дальше. Есть города, где продолжаются сносы НТО, проблемы первого этажа, и  люди делают это не потому, что не прочитали стратегию. Также разумный момент – предостережение от создания хипстерских рынков. Это может быть актуально для туристов, но неправильно все рынки превращать в такие – нужно оставлять и рынки для простых, нормальных людей. 

 

НАШ ДОРОГОЙ ЭКВАЙРИНГ

 

Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), напомнил, что закон о торговле на интернет-магазины не распространяется, нормы регулирования для них не действуют:

 

– Это прекрасно, это позволяет людям улыбаться, получая свои покупки, а e-commerce – расти довольно стремительно. Говоря о стратегии развития этой отрасли, надо понимать, что по темпам роста e-commerce опережает любую другую отрасль, и тут очень важно аккуратно подходить.

 

У электронной торговли не существует границ. 64% покупок домохозяйств приходится на локальные покупки и 36% – на покупки в зарубежных интернет-магазинах.  За последние несколько лет зарубежные площадки «отъели» довольно серьезную долю рынка у наших игроков.

 

 Приятно, что у нас, наконец-то, появилось стратегическое видение того, как интернет-торговля должна развиваться.  Но важно выравнять конкурентные условия. Сейчас если мы открываем юрлицо здесь, уплачиваем все налоги и пошлины, фискализируем, сертифицируем товары,  то наша маржа на 30% меньше, чем у любой зарубежной площадки.  Зарубежным интернет-площадкам созданы льготные условия – их покупатели имеют право до 1000 евро ввозить без НДС и беспошлинно. Мы хотим так же!

 

Есть целый ряд товаров, которые нельзя продавать через интернет. И обсуждение этого вопроса идет довольно вяло. Надеемся, что  новый стратегический документ поможет решить все эти вопросы.  Мы анализировали международный опыт. Алкоголь  и лекарства свободно продаются в различных странах мира, это должным образом контролируется.

 

Проблема, которую мы неоднократно пытались осветить, – это то, что эквайринг у нас в стране очень дорогой. В Китае максимальная комиссия за эквайринг составляет 0,35%, во многих странах это и вовсе бесплатная услуга. И есть решение, но каждый раз, как только мы пытались включить этот пункт, он по мановению волшебной палочки из стратегии исчезал. Мы предложили: существует новая национально значимая платформа Sendy – платежная система для совершения операций с помощью мобильного устройства. В ее основе лежит технология оплаты через QR-код. Ее операции по себестоимости гораздо ниже, чем по обычным кредитным карточкам.  В Китае уже 90% платежей проходят  аналогичным образом. Хотелось бы, чтобы в стратегии в разделе о безналичной оплате появилось движение в сторону новых, альтернативных средств платежей, таких как QR-код. Как только эти системы выйдут на наш рынок, конкуренция расставит все на свои места.

 

На всей территории ЕАЭС были приняты рекомендации по гармонизации потребительских  отношений, в том числе в интернет-торговле. Это и вопросы того, как правильно применять перечень невозвратных товаров, и возврат денег именно в той форме, как производилась оплата – наличной или безналичной. Продавец должен иметь право задержать возврат денег до момента возврата ему товара. И еще один момент: сейчас при доставке товара мы должны на бумажках рассказывать потребителям, как они имеют право вернуть свои деньги и товары. Очень хотелось бы, живя в цифровой среде, предоставлять и эту информацию в электронном виде, а не грузить курьера тоннами бумаг.

 

***

 

В целом обсуждение разрабатываемого документа прошло достаточно конструктивно – разработчики стратегии имели возможность, при желании, дополнить стратегию недостающими признаками «содействия собственно развитию торговли». Думается, что в ходе дальнейшей доработки стратегии должен претерпеть изменение и ключевой тезис, который озвучил Никита Кузнецов: «Задача органов власти в том, чтобы не препятствовать нормальному развитию всех форматов торговли». Все же задача органов власти не в том, чтобы не препятствовать. В Послании Федеральному Собранию – 2018 президент Владимир Путин иную задачу поставил:  «Госслужащие и управленцы должны быть нацелены на результат». Он обозначил достаточно конкретные и измеримые цели, например увеличить ВВП страны в 1,5 раза к 2025 году, помочь людям сделать первый шаг, чтобы можно было открыть свое дело буквально одним кликом. Саморегулирующийся, дикий рынок еще больше разорит и уведет в тень малый бизнес, увеличит безработицу, а также диспропорции между центром и регионами. Да и нужен ли целый квартал московских чиновников, управляющих торговлей, если это управление состоит в бездействии?

Версия для печати
Авторы: Мария Парамонова


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009- Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»