Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное ежемесячное 60-страничное издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса. Издается в Твери, распространяется в Тверской, Московской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Ленинградской, Ярославской, Воронежской, Липецкой, Белгородской областях. Журнал анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, логистика, энергетика и многое другое – все это в журнале «Бизнес территория». Основные темы журнала: комплексное развитие территорий, территориальный маркетинг, девелопмент, инфраструктура, инвестиции, промышленность, сельское хозяйство, недвижимость, промышленные площадки, новости.

 

 

 

 

 

Вячеслав Миронов: управлять промышленностью должны инженеры

Профессия инженера в советское время была массовой. Мальчики шли в инженеры, девочки - в педагоги. Или тоже в инженеры. Круг обязанностей, которые могла включать работа инженера, был необычайно широк. Сейчас с ней может сравниться только спектр обязанностей менеджеров, которые на разных предприятиях могут заниматься чем угодно. Как в прошлом инженеры.
В Тверской области «кузницей инженерных кадров» по праву считается Тверской государственный технический университет, который начал подготовку инженеров в 1958 году после перевода Московского торфяного института. За эти годы вуз подготовил для различных отраслей промышленности около 60 тысяч инженеров по 32 специальностям. Выпускники с дипломом ТГТУ имеют высокую репутацию, а университет в течение последних лет входит в число 50-ти лучших высших учебных заведений России, специалисты которых наиболее востребованы на рынке труда.
Двадцать лет ректором этого вуза был его выпускник, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ Вячеслав Александрович Миронов, ныне занимающий должность президента ТГТУ. Научно-педагогическая деятельность, принесшая ему известность, связана с его работой в университете, Совете Федерации Федерального собрания РФ и Законодательного собрания Тверской области. В беседе с нашим корреспондентом он поделился своей точкой зрения по вопросу подготовки инженерных кадров и престиже инженерных специальностей.
- Вячеслав Александрович, расскажите, пожалуйста, как вы выбрали профессию инженера и почему?
- Сказать откровенно, не я выбирал профессию, а она меня. И вот почему. В Калининскую область наша семья переехала из Ленинграда в начале войны, и уже здесь, на тверской земле, родились мои младшие братья. Наш ленинградский дом был разрушен во время блокады, многие наши родственники погибли, так что после войны нам возвращаться было некуда и не к кому. В послевоенное время жить было трудно всем, в том числе и нашей семье, в которой было четверо детей. Поэтому после окончания семи классов я и мои братья поступали в техникум. И только после его окончания, устроившись на работу, чтобы поддержать семью, начинали думать о высшем образовании. Такой путь прошел и я, прежде чем поступить на заочное отделение Московского инженерно-строительного института. Но проучился там недолго - пришла повестка из военкомата, и я три года служил в армии, сначала в Прибалтике, потом - в Восточной Германии. К моменту моего возвращения домой здесь уже появился Калининский торфяной институт.
Поступить туда особого труда мне не составило, более того, я был зачислен в группу ускоренного обучения и за год освоил программу двух курсов. Какой факультет? Конечно, ПГС - промышленное и гражданское строительство. Ведь и мой дед, и отец были инженерами-строителями, поэтому с самого детства я не мечтал ни о какой другой профессии. Случилось так, что поступал я в один институт, а заканчивал, учась в тех же стенах, другой, потому что к моменту защиты моего диплома Калининский торфяной был преобразован в Калининский политехнический институт. Как видите, путь к профессии у меня был долгим, но за всю свою жизнь я никогда не пожалел о своем выборе. И, в отличие от многих нынешних выпускников вузов, всегда работал только по специальности.
- В советское время, а это более 70-ти лет нашей истории, выбор для поступления в вуз у абитуриентов, в том числе и в Тверской области, был небольшой: или в педагогический, или в технический, где готовили инженеров. Как вы думаете, возможно, именно ограниченностью этого выбора объясняется переизбыток инженерных кадров, что наряду с небольшой зарплатой в какой-то период привело к падению престижа этой профессии?
- Я бы не стал так ставить вопрос, и вот почему. Профессия инженера всегда была востребована в нашей стране, а их количество до начала 90-х годов определялось заявками, поступающими в Госплан от предприятий различных отраслей промышленности и строительства. Более того, для каждого будущего инженера было забронировано место работы - вспомните существовавшую тогда систему распределения выпускников вузов. Им на выбор предлагался перечень городов и предприятий, где требовались специалисты того или иного профиля, которым помимо должности часто гарантировалось и внеочередное получение квартиры. Таким образом, те, кто осознанно выбирал профессию инженера, всегда могли рассчитывать и на карьерный рост, и на хорошую зарплату.
Другое дело, что и тогда, и сейчас была довольно значительная часть студентов, для которых главное - получить диплом о высшем образовании. А где и кем работать - это уже второй вопрос. Именно эта категория «инженеров» во многом и формирует неверное представление о профессии в нашем обществе.
- Тем не менее в конце восьмидесятых, не говоря уже о девяностых годах, престиж инженера упал до такой степени, что многие технические вузы, в том числе и Тверской политехнический, испытывали дефицит абитуриентов. На некоторые инженерные специальности конкурс был небольшой или его вообще не было.
- Да, все это имело место. Но давайте вспомним то время, которое вошло в историю под словом «перестройка». Хотя к нему, на мой взгляд, больше подошел бы термин «разрушение», потому что вместе с неэффективными производствами, которые действительно следовало реформировать, беда коснулась и многих предприятий ведущих отраслей страны. Предприятия оборонной промышленности, всегда отличавшиеся своим высокотехнологичным производством, вынуждены были перепрофилироваться на выпуск чайников и других товаров массового спроса.
В девяностые годы, во время печально известной приватизации, за бесценок скупались ваучеры, закрывались НИИ, заводы, а деньги зарабатывали не те, кто умнее, а те, кто оборотистее, и могли, купив товар подешевле, тут же продать его подороже. О каком престиже инженерной профессии тогда могла идти речь, когда целые отрасли подверглись серьезной деформации? И только в начале нового тысячелетия, когда российская экономика стала возрождаться, вновь появился спрос на инженеров. К примеру, в последние три года для поступления на технические факультеты ТГТУ вновь нужно пройти серьезный отбор. Правда, уже два года зачисление в вуз происходит по результатам сдачи единого государственного экзамена.
- Но сначала абитуриентский бум пережили такие профессии, как юрист, экономист, менеджер...
- И сколько из них годами безуспешно ищут себе работу по профессии? С моей точки зрения, хорошим экономистом можно стать только будучи специалистом в той отрасли, где ты работаешь. А значит, без базового инженерного образования не обойтись. Что касается модной сейчас профессии «менеджер», то зачастую выпускники наших школ толком и не знают, что это означает и чем они будут заниматься.
- В одном из наших словарей слово «менеджмент» переводится на русский язык следующим образом: «управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности». Как вы думаете, можно выпускнику факультета менеджмента, да еще коммерческого вуза, доверить руководство производством хотя бы на уровне небольшого цеха или строительного объекта?
- Однозначно, нет. Как можно руководить, не зная производства, досконально не изучив его технологию, не будучи специалистом в этой области? На мой взгляд, это иностранное слово «менеджер» больше соотносится с русским «приказчик». И уж никак не со специалистом в области управления производством. Другое дело, когда менеджмент как систему управления производственными и социальными процессами изучает специалист, решивший получить второе высшее образование. Но это - тема отдельного разговора.
- Согласна, поэтому давайте вернемся к главной теме нашей беседы. Вячеслав Александрович, престиж любой профессии во многом определяет ее востребованность на рынке труда. Насколько востребованы инженеры на сегодняшний день?
- Спрос на них есть, но нет единой системы их подготовки и дальнейшего трудоустройства. Мне думается, что в этом вопросе государственные и бизнес-структуры должны объединиться и соз-дать такую систему.
Что мы видим на сегодняшний день? Государственные вузы осуществляют подготовку специалистов, не имея достаточно четкого представления о том, инженеры какого профиля будут востребованы на рынке труда хотя бы на ближайшую перспективу. Для того чтобы наши выпускники гарантированно могли найти себе работу по специальности, вузам надо знать, какие отрасли промышленности будут особенно интенсивно развиваться в ближайшие годы. А бизнесу, который использует наш кадровый потенциал, необходимо принимать участие в его подготовке, то есть вкладывать деньги в обучение специалистов. Отдельные примеры такого участия в нашей стране есть, вспомним хотя бы «потанинские стипендии», которые на основе конкурса получают лучшие сту-денты, в том числе и тверские.
Наш университет ежегодно получает достаточно заявок от предприятий на трудоустройство наших выпускников. Но системы, обязывающей бизнес вкладывать свои финансовые средства в образовательный процесс, в нашей стране пока нет. Для этого необходимо прежде всего обновить законодательную базу. И я, как член экспертного совета Комитета по образованию Государственной думы, вместе со своими коллегами сейчас занимаюсь этой проблемой. Мы прекрасно понимаем, что в эпоху рыночных отношений заставить российских капиталистов финансировать тот или иной проект по приказу или по настоятельной просьбе государства, невозможно. Но можно создать такие условия, при которых вкладывать деньги в образование нации будет не только престижно, но и выгодно. К примеру, не облагать налогами деньги, идущие на обучение специалистов. Можно продумать и другие меры, стимулирующие этот процесс.
  Пора пересмотреть Закон о высшем и послевузовском образовании, насчитывающий уже многие десятки поправок. В ближайшей перспективе необходимо принять интегральный закон, то есть охватывающий всю систему образования. И прописать в нем, в частности, права и обязанности федерального центра, региональной власти и бизнеса. Конечная цель - создать конкурентоспособную систему образования, встроенную в российскую и мировую экономику. И тогда не только профессия инженера, но и все другие будут «звучать гордо», потому что выпускники вузов будут востребованы рынком труда, и российскую элиту - кадровый резерв - будет из кого формировать. Это уже доказано историей России. Уверен, что интеллектуальные способности нашей молодежи будут востребованы в должной мере. А в качестве национальной идеи: «добиться, чтобы Россия стала самой образованной страной в мире». Все предпосылки для этого в нашей стране есть.
- Спасибо за беседу, Вячеслав Александрович, и успехов вам на пути достижения поставленных целей.

Версия для печати
Авторы: Светлана АВДЕЕВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 

тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6
e-mail:



 

© 2009-2016 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»