Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное ежемесячное 60-страничное издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса. Издается в Твери, распространяется в Тверской, Московской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Ленинградской, Ярославской, Воронежской, Липецкой, Белгородской областях. Журнал анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, логистика, энергетика и многое другое – все это в журнале «Бизнес территория». Основные темы журнала: комплексное развитие территорий, территориальный маркетинг, девелопмент, инфраструктура, инвестиции, промышленность, сельское хозяйство, недвижимость, промышленные площадки, новости.

 

 

 

 

 

Налоги и кризис: кто кого?

В период экономического кризиса, когда банкротства предприятий носят массовый характер и в стране ежедневно регистрируются тысячи безработных, налоговая база сокращается, в то время как оскудевшая государственная казна особенно в них нуждается.

Для того чтобы оживить экономику, правительство нашей страны снизило на нее фискальную нагрузку: амортизационная премия была увеличена с 10 до 30%, налог на прибыль снижен с 24 до 20%, введен новый, менее обременительный порядок оплаты НДС - не вперед, а по факту. Субъекты федерации получили право устанавливать дифференцированную ставку налога на малый бизнес с 15 до 5%. Основной эффект от снижения налогов российское правительство рассчитывает получить уже в этом году: по оценке экспертов, благодаря этим мерам в реальном секторе экономики должно дополнительно остаться порядка 600 млрд рублей. То есть это те деньги, которые недополучит бюджет. Но государство сознательно идет на такие меры, видя в них один из путей выхода из кризиса. В этих условиях роль налоговых служб возрастает многократно. Именно от налоговиков во многом зависит наполняемость бюджета, а значит, и своевременные выплаты пенсий нашим старикам, получение детских пособий - словом, выполнение всех социальных обязательств государства перед населением.

В 2008 г. Тверская область заняла 7 место среди субъектов Российской Федерации, входящих в ЦФО (без г. Москвы и Московской области).

Несмотря на снижение поступлений НДФЛ в декабре прошедшего года за счет введения на крупных предприятиях сокращенной рабочей недели и предоставления административных отпусков, удалось сохранить его прирост по сравнению с 2007 годом. Вторым по значимости источником доходов бюджетной системы стал налог на прибыль (18%), на третьем месте - НДС (16,5%).

Именно эти цифры и стали отправной точкой беседы нашего корреспондента с руководителем УФНС России по Тверской области Владимиром ПОЛЕЖАЕВЫМ.


- Владимир Алексеевич, как вашему ведомству удается в условиях экономического кризиса увеличивать налоговые поступления в бюджеты всех уровней, тогда как, по логике вещей, они должны сокращаться?

- Действительно, налоговыми органами области в 2008 году по результатам контрольной работы дополнительно начислено платежей в бюджеты всех уровней, с учетом налоговых санкций и пени, на сумму 1,8 млрд рублей. А взыскано 797 млн рублей. Таким образом, каждый 58-й рубль поступил в бюджет в результате контрольных мероприятий налоговиков. Особенностью нашей контрольной работы стала нацеленность на результат. Любая проверка назначается теперь только на основе предварительного анализа и сбора доказательной базы, то есть определенных доказательств, указывающих на то, что она будет результативной.

Такой подход мы практикуем уже последние 2 года, перейдя от тотального контроля за налогоплательщиками к методу управления налоговыми рисками. Постепенно у нас создается такая система налогового контроля, при которой налогоплательщик, оценивая свою экономическую деятельность, может сам определить имеющиеся у него налоговые риски и возможность назначения проверки. И далее принимать соответствующее решение: рисковать дальше и ждать визита налогового инспектора или самому уточнить свои налоговые обязательства. Таким образом, предлагая налогоплательщикам рассматривать свои налоговые риски и в необходимых случаях уточнить налоговые декларации, заплатив соответствующую сумму налогов, тверские налоговики дополнительно получили в бюджеты всех уровней более 1 млрд рублей. При этом не включался затратный механизм выездных налоговых проверок.

Примерно каждый 20-й рубль поступил в бюджет в результате контрольно-аналитической работы налоговых органов.

- Возможно, такая система полностью оправдывает себя в условиях стабильной экономики, но в кризис?

- Конечно, экономический кризис вносит определенные коррективы в нашу работу, но налоговики должны четко осознавать, в каких случаях на отрицательную динамику уплаты налогов повлияла финансовая ситуация в стране и области, а в каких кризис лишь «дымовая завеса», предлог для сокрытия или незаконного уменьшения налоговой базы предприятия. Поэтому в 2009 году роль аналитической работы налоговых органов, направленной на детальный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, в том числе допустивших существенное снижение экономических показателей, будет только возрастать.

В условиях финансового кризиса особое значение приобретает работа налоговиков с убыточными предприятиями. И вот ее конкретные результаты: в 2008 году произошло уменьшение доли убыточных предприятий с 28,5 до 15%. Перестали заявлять убытки 215 налогоплательщиков. Более 2700 налогоплательщиков отреагировали на аргументированные требования налоговых органов по выводу зарплаты из тени. Безусловно, комиссии по рассмотрению налоговых рисков и комиссии по легализации заработной платы, которые в 2009 г. объединяются в одну комиссию по легализации объектов налогообложения, не подменяют контрольные мероприятия налоговых органов. Там, где проблематично ожидать результата от диалога с налогоплательщиком, налоговые органы будут собирать контрольные материалы для назначения выездной налоговой проверки со всеми вытекающими отсюда последствиями.

- Тем не менее следует ожидать, что в условиях кризиса убыточность «поползет» вверх, хотя и не исключено, что многие компании будут использовать различные методы налоговой оптимизации, ссылаясь на такие факторы, как снижение доходности, уменьшение спроса, удорожание кредитов, повышение цен на энергоносители и сырье, с тем чтобы выдать виртуальные убытки за реальные. Налоговые службы готовы к такому развитию ситуации?

- Мы будем тщательно отделять реальные убытки от мнимых, ведь предприятия не могут быть убыточными годами, не объявляя себя при этом банкротами. Мы разработали порядок мониторинга финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков с учетом новых реалий экономики. Он охватывает множество аспектов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, в том числе в разрезе видов деятельности.

Могу привести пример, касающийся организаций, осуществляющих деятельность в сфере розничной реализации бензина, т.е. владеющих заправками. Как известно, во втором полугодии 2008 года в связи с мировым финансовым кризисом произошло резкое снижение цен на нефть, и если раньше цена барреля нефти доходила до 140 долларов, то сейчас она снизилась до 40 - 50. При этом оптовые цены на бензин (в себестоимости которого нефть составляет более половины всех затрат) понизились лишь на треть. Однако существенного снижения розничных цен на бензин на автозаправочных станциях не произошло. Соответственно, мы вправе ожидать повышения рентабельности финансово-хозяйственной деятельности таких налогоплательщиков и повышения налоговых отчислений, но этого не происходит. Поэтому налоговые органы будут тщательно анализировать показатели финансово-хозяйственной деятельности таких организаций.

- Владимир Алексеевич, как решается проблема так называемой фиктивной миграции налогоплательщиков в Тверскую область из других регионов России?

- Чаще всего эта миграция происходит в виде реорганизации путем слияния ряда налогоплательщиков с их последующей ликвидацией. Такие горе-мигранты перемещаются по всей России, заметая следы налоговых преступлений. Если раньше это можно было сделать только в пределах одного субъекта Российской Федерации, то теперь они кочуют из региона в регион. В результате смены адреса в 2008 году в Тверской регион прибыло 286 юридических лиц, что на 74% больше показателей прошлого года. Убыло из Тверской области за этот же период времени 486 юридических лиц, на 42% больше, чем в 2007 году. Круг регионов, наиболее часто участвующих в миграции, по-прежнему не изменился: это Москва, Московская и Ярославская области, Санкт-Петербург.

Есть ли экономическая подоплека такой миграции? Как правило, за ней стоит попытка избежать камеральной проверки при возмещении НДС, выездной налоговой проверки, затянуть сроки для невозможности взыскания недоимки, сокрытия деятельности по участию в схемах уклонения от налогов или по обналичиванию денежных средств.

Для предотвращения ложной миграции и противодействия ей, в рамках Временного регламента действий налоговых органов Тверской области по противодействию созданию и функционированию фирм-однодневок, по выявлению и анализу причин миграции налогоплательщиков и по предотвращению ложной миграции, утвержденного приказом Управления, в 2008 году вынесено 110 решений об отказе в государственной регистрации. Основные причины – это выявление адреса «массовой» регистрации, установление фактического отсутствия указанного в заявлении адреса, установление факта подделки печатей и подписей нотариусов, выявление в документах данных утраченного либо «старого» паспорта. А также на основании заявлений граждан о непричастности к регистрируемым юридическим лицам после получения ими от межрайонных инспекций налоговой службы расписок о представлении документов на регистрацию.

В последние годы, и особенно в 2008 году, налоговыми органами Тверской области накоплен положительный опыт по пресечению деятельности фирм-однодневок и фирм-мигрантов. С помощью правоохранительных органов (ФСБ по Тверской области и УНП УВД Тверской области) удалось пресечь деятельность ряда фирм-однодневок, обеспечить поступление в бюджет денег, предназначенных для обналички.

Есть у тверских налоговиков и свое ноу-хау для борьбы с фирмами-однодневками - это разработанный в Управлении порядок работы с контрольными сообщениями. Суть его в следующем. Проводя мероприятия налогового контроля в отношении фирм-однодневок или фирм, специально созданных для оказания услуг по обналичиванию денежных средств, через счета которых безналогово проходят миллионы, а то и миллиарды рублей, налоговый инспектор составляет контрольное сообщение в адрес налогового органа, где стоит на учете контрагент этой фирмы. Таким образом собирается материал о наличии зон риска в отношении такого рода налогоплательщиков. Все эти контрольные сообщения наряду с прочей внешней информацией о налогоплательщике вносятся в его «досье» с целью дальнейшего возможного доначисления ему налогов как выгодоприобретателю. Но довольно часто приходится сталкиваться с тем, что выгодоприобретатель находится в другом регионе. Поэтому мы направили в Федеральную налоговую службу наши предложения по организации взаимодействия налоговых органов России при выявлении межрегиональных схем по уклонению от налогообложения.

В чем суть наших предложений? Поясню это на конкретном примере. Совместно с УНП УВД Тверской области нами был установлен конкретный гражданин, С.Е. Польшин, являющийся учредителем в 32 организациях, зарегистрированных по адресу его места жительства. По материалам следствия, этот гражданин создал ряд коммерческих организаций с целью обналичивания денежных средств. За свои услуги он получал вознаграждение в размере 3,5% от обналиченной суммы и решением суда приговорен к двум годам лишения свободы. Далее нужно было назначать мероприятия налогового контроля в отношении контрагентов этих 32 фирм, так как их взаимоотношения с фирмами мошенника преследовали цель уклонения от налогов. При этом выяснилось, что все контрагенты стоят на учете в других субъектах РФ. Следовательно, мероприятия налогового контроля должны быть инициированы соответствующими налоговыми органами России по нашим контрольным сообщениям.

Еще один пример. В настоящее время Управление исследует схему движения денежных потоков, замкнутых на одну из тверских организаций, имеющую все признаки фирмы-однодневки. При анализе информации о движении денежных средств по ее расчетному счету было установлено, что при нулевой бухгалтерской и налоговой отчетности через расчетный счет прошло более 5 млрд руб. Основной поток денежных средств в виде беспроцентных займов идет в основном от двух московских организаций. Кроме того, денежные средства поступают от ряда хлебоприемных и мукомольных предприятий России. Далее денежные средства начинают перераспределяться между зерновыми компаниями юга России под видом покупки ценных бумаг. Таким образом, есть все основания предполагать, что выгодоприобретателями (уклонистами от налогов) являются контрагенты этого «фантома». Доначислять налоги этому «летучему голландцу» не имеет смысла, так как это фирма-пустышка, учредителем которой является недееспособный гражданин, ведущий асоциальный образ жизни. Согласно нашему порядку работы с контрольными сообщениями мы направим соответствующую информацию в налоговые органы, где стоят на учете контрагенты этой фирмы. Думаю, что лучшую доказательную базу для проведения выездной налоговой проверки в отношении фигурантов этой «схемы» для наших коллег из других регионов трудно представить. Таким образом, развернув по стране межрегиональный обмен контрольными сообщениями, мы вправе ожидать таких сообщений и в отношении тверских недобросовестных налогоплательщиков.

К сожалению, на сегодняшний день контрольные сообщения идут лишь из Тверской области. Надеюсь, что в ближайшее время межрегиональное взаимодействие по пересылке контрольных сообщений с целью выявления и пресечения «схем» по уклонению от уплаты налогов, в которые встроены фирмы-однодневки, станет более эффективным.

- Известно, что Тверская область является не только активным участником пилотных проектов ФНС России, но и разрабатывает собственные, в том числе в налоговой сфере.

- В прошлом году был запущен пилотный проект «Земельный пай - объект налогообложения», целью которого стало привлечение к уплате земельного налога собственников земельных паев. А также декларирование доходов физических лиц, получивших доходы от продажи земельных паев.

Продолжается реализация проекта по выявлению и учету выморочного и бесхозяйного имущества для возможной передачи в собственность субъекта РФ или муниципальных образований, а также по выявлению новых собственников имущества, уклоняющихся от уплаты налога на имущество физических лиц и земельного налога. Такие сведения налоговые органы получают на основе анализа информационных ресурсов и от органов ЗАГС, ФМС, Росрегистрации, нотариусов, органов местного самоуправления и в ходе акций, проведенных с использованием Мобильных офисов налоговой службы (МОНСов). Уже выявлено около 4 тыс. объектов (земельных участков и недвижимого имущества), у которых формально отсутствуют собственники.

В 2008 году стартовал проект приема налоговых платежей через банковские платежные терминалы, что позволило расширить диапазон услуг, предоставляемых налогоплательщикам, и улучшить качество информационных ресурсов по налоговым платежам физических лиц.

В условиях финансово-экономического кризиса особенно важно своевременно выявлять нестандартные ситуации, которые потенциально могут привести к проблемам в финансово-хозяйственной деятельности предприятий Тверской области, а соответственно, к снижению объемов налоговых поступлений. Для мониторинга исполнения параметров, заложенных в бюджетах всех уровней, в УФНС России по Тверской области создан Ситуационный центр, являющийся новым антикризисным механизмом налогового администрирования. Его задача - принятие своевременных и компетентных решений, в том числе во взаимодействии с органами исполнительной власти Тверской области, в нестандартных ситуациях, обусловленных в том числе проблемами в финансово-хозяйственной деятельности крупных, социально-значимых предприятий Тверской области. Таким образом, налоговая система Тверской области находится в постоянном развитии, и налоговым органам на ходу приходится настраивать механизмы налогового администрирования. Но на поддержку и понимание со стороны налоговых органов могут рассчитывать только те, у кого возникли финансово-экономические затруднения в связи с нынешней экономической ситуацией. Ошибки и долги прошлого списываться на кризис не будут.

Версия для печати
Авторы: Светлана АВДЕЕВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 

тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6
e-mail:



 

© 2009-2016 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»