Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Конец эпохи потребления. Начало эпохи созидания?

Конец 2015 года окончательно развеял иллюзии относительно нашего экономического будущего. Наступил кризис и переоценка ценностей.

К какому типу стран относится Россия? Как оказалось, несмотря на набор уникальных компетенций, доставшихся нам от Советского Союза, мы – всего лишь развивающаяся страна. Со всеми болезнями роста, свойственными этому типу государств.

В сытые «нулевые» россияне, почти в первый раз за всю историю, дорвались до потребления. Отсюда вся эта мишура – пристрастие к дорогим не по статусу автомобилям, брендовой одежде, ресторанам с запредельными ценами. На любом курорте мира российский турист стал самым желанным гостем. «Немцы – они жадные, если и заказывают экскурсию, то не дальше соседнего с отелем переулка. То ли дело русские», – вздыхал хозяин маленького туристического бюро на Родосе этой осенью. По его словам, поток вожделенных русских туристов в этом году упал на 60%. И, делать нечего, в зимнее межсезонье он, понтийский грек, пойдет на курсы английского. Кажется, он понял, что тренд сменился надолго.

Да, немцы, которые на своих лоукостерах могут несколько раз в год смотаться погреться на солнышке последние лет сорок, потребляют не так активно. Шубы, золото – это им неинтересно. А достопримечательности они успели посмотреть, когда путешествовали в студенческие годы. И еще раз посмотрят – выйдя на пенсию (они точно знают, что смогут себе это позволить). Россияне не знают своего будущего, не помнят свое прошлое, не живут в настоящем. Потребление давало им возможность понять, что это на самом деле – и эта вилла, и этот мерседес, и эта норковая шуба. Теперь все переменилось.

Солидные западные бизнесмены уже не будут получать баснословные откаты от российских коррупционеров, итальянским официантам придется забыть о щедрых чаевых от гостей с хмурыми лицами, говорящих на непонятном языке… Россияне легко расставались с незаработанными деньгами, которые потекли в страну из-за благоприятной конъюнктуры на рынках сырья, сложившейся в нулевые. Далеко не все, конечно, имели отношение к нефтянке, но волна нефтяных денег, хлынувшая в бюджет, помаленьку докатывалась до многих. Да еще Федеральная резервная система США понизила на эти годы процентную ставку и насыщала рынок развивающихся стран (напомню, к которым относится и Россия) дешевыми кредитными деньгами.

То, что случилось сейчас, специалисты называют «идеальным штормом». Совпали все неблагоприятные факторы – повышение процентной ставки, снижение цен на сырье. Об этом в нынешнем номере «Бизнес Территории» подробно рассказывает экономист Нуриэль Рубини, ведущий специалист по кризисам современности. Он умалчивает еще об одном факторе, то ли из вежливости, то ли не владея предметом – в России за эти годы резко снизилось качество человеческого капитала. Прежде всего, случился огромный провал в образовании. Образования не хватает именно тем, кто сейчас должен вытаскивать страну из кризиса. Годы незаработанных денег не прошли даром. А еще российским чиновникам не хватает чувства ответственности и знания страны, которой они управляют. Вот взять то же потребление. Далеко не до всех оно дошло в том виде, который мы живописали. Для большинства граждан страны оно выразилось в возможности (правда, тоже возникшей первый раз за всю историю страны) просто покупать продукты и простейшую бытовую технику. Тоже хорошо, но еще недостаточно, чтобы претендовать на глобальную конкуренцию с сильнейшими экономиками мира.

Кажется, больше 80% населения России так и не получало никогда заграничный паспорт. И та тонкая прослойка русских, заполонившая модные курорты мира – это как богатые жители Кении или Танзании, тоже крупнейших экспортеров сырья. Такие же экзотические ребята, короли на час…

Мы как-то отвыкли жить во времени. После советского периода нашей истории время как бы обнулилось, и все как в первый раз. Маленькому ребенку кажется, что ситуация вокруг него неизменна. И вся страна вдруг стала по психологии как маленькие дети.

Хочу напомнить теорию нравственного развития Лоренца Кольберга – был такой американский ученый «золотого века» социологии, 60-70-х годов. В общем, эти самые маленькие дети – они оценивают действие, исходя из последствий. Выпорют или не выпорют, если, положим, разбить чашку? Не выпороли? Значит, можно бить дальше. Такое постоянное исследование пределов допустимого. На этой стадии, которая у нормальных людей длится лет до 7-10, у нас застряла большая часть взрослых людей. Постоянно пытаются залезть на голову ближним, и очень обижаются, если на это обращают внимание.

Следующий этап, свойственный в обычном мире подросткам, – это традиционная нравственность, групповые понятия о ценностях, которых надо придерживаться, если хочешь прослыть приличным человеком. Для российского обывателя само наличие таких понятий – высший пилотаж нравственного развития.

Хотя дальше есть стадия взрослого адекватного человека, который сам понимает, что такое хорошо и плохо, способен к рефлексии и моральной оценке происходящего. Впрочем, по Кольбергу, до этой стадии дорастают лишь процентов десять бывших подростков.

А остальные так и живут в мире, где все как в первый раз, где нет социальных норм, поведенческих образцов, социального контроля. Гуляй, детсадовец, ты теперь взрослый, и можешь ковыряться в носу! Хамить окружающим, будто больше их не увидишь, кидать партнеров по работе – ведь работа появилась на свет вместе с тобой, брать взятки, поскольку никто никогда тебе не говорил, что это нехорошо.

Теперь придется взрослеть. Болезни роста преодолеваются либо жизненным опытом, чаще всего негативным, либо воспитанием. Мы по-прежнему верим, что части ошибок можно избежать, читая полезные книжки и журналы. И выпускаем журнал «Бизнес Территория» для того, чтобы мягко преобразовывать наш мир к лучшему. Присоединяйтесь!

Версия для печати
Авторы: Мария Орлова, главный редактор журнала «Бизнес Территория»


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009-2018 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»