Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Города России – проблемы общие, пути особые

 

Ассоциация малых и средних городов России – общественная организация, объединяющая города численностью жителей до 200 тысяч человек. Мы уже имели возможность познакомить наших читателей с президентом ассоциации, главой города Дмитров Московской области Валерием Гавриловым. Сегодня мы беседуем с идейным вдохновителем ассоциации, много лет возглавлявшей ее дирекцию, бывшим депутатом Госдумы Любовью Олейник



Любовь Олейник– Может сложиться впечатление, что о малых и средних городах России на уровне федерального центра не очень думают. Почему так мало внимания уделяется самой близкой к народу власти – муниципалитетам?

– Конечно, хотелось бы больше внимания, но для малых городов есть организация, которая их лоббирует. Это такая мощная структура, как комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, который возглавляет Виктор Борисович Кидяев. Раньше в Администрации президента также была структура, которая занималась именно местным самоуправлением, она существовала начиная с 1990 года до начала 2000-х, а в Минрегионразвития РФ был профильный департамент.

Надо помнить, что местное самоуправление тогда только восстанавливалось. Причем восстанавливалось, на мой взгляд, не совсем в правильном направлении, потому что всегда был приоритет исполнительных органов над представительными. Представительные органы, местные депутатские собрания играли весьма несущественную роль, и тем самым нарушался главный принцип местного самоуправления.

Местное самоуправление людей, которые проживают на этой территории, выражается напрямую или через выборных лиц, которые их представляют. А у нас, начиная с ельцинских времен, все было отдано на откуп администрации. Наоборот, сейчас роль местных советов, а также роль депутатов повышается хотя бы в том, что они могут избирать главу, утверждать главу администрации…

– Сегодня во многих городах принята так называемая «двуглавая система», где реальные полномочия даются не главам, избранным из состава депутатов, а сити-менеджерам, которых назначают. Как вы думаете, правильно ли это?

– Когда главу администрации назначил выборный орган, этот же орган может в любой момент его отозвать, если он не выполняет решения депутатов или неверно действует. Многое в городе зависит от людей, входящих в депутатский корпус: есть ли у них своя позиция, могут ли они отвечать за свои решения. Сити-менеджеры – это еще достаточно новый институт, и пока трудно делать какие-либо выводы. Профессионалы в исполнительных структурных МСУ очень нужны, но они должны действовать строго в пределах своей компетенции и под контролем населения и представляющих его депутатов.

Поэтому нельзя резко отрицательно относиться к той системе, которая сейчас предлагается. Другое дело, мне не нравится, что ее у нас пытаются распространить всюду. У нас как: заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет. Грубая, но точная русская пословица. То есть нельзя везде использовать одни и те же методы.

Гипертрофированная роль администрации муниципалитетов – это не вина нынешнего закона, это отклики 90-х годов, когда все решала администрация. Хочу напомнить, что представительных органов в городах зачастую вообще не было, и в 1996 году нам, депутатам Государственной Думы, пришлось принимать специальный закон об обеспечении конституционных прав граждан, избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, потому что тогда выборы в представительные органы были приостановлены указом президента.

Сейчас, я считаю, если депутаты не будут пешками, то они не позволят сити-менеджеру творить, что он хочет. По уставу он должен выполнять решения местного совета.

– Может быть, сейчас, в условиях экономического кризиса, надо было бы делегировать больше полномочий на места, чтобы люди могли принимать решения, определяющие судьбу населения своих территорий?

– Сейчас тяжелое время. Будет, думаю, еще сложнее. Понятно, что на Россию идет международное давление. В этих условиях концентрация ресурсов оправдана. Вспомните, в 1921 году закончилась Гражданская война, а в 1941 году началась Великая Отечественная. Между ними прошло 20 лет. Смогли бы мы победить без концентрации ресурсов? Сравните те 20 лет и 20 лет с 1991 года и по 2011 год. Последние 20 лет мы в значительной мере все еще проедаем наследство Советского Союза.

Я понимаю логику президента, не нужно смотреть на Запад и ждать оттуда продовольствия, товаров и технологий, пора самим что-то делать. Но для этого надо концентрировать ресурсы. С точки зрения муниципалитетов это, конечно, не очень хорошо. Но, я надеюсь, будет относительно разумный баланс. Полностью разорять муниципалитеты – значит разорять страну. Без сильных муниципалитетов сильной страны не будет.

Глава Дмитровского района Валерий Гаврилов: развиваем сельскохозяйственный кластер

– Из-за централизации бизнеса в малых городах исчезают свои, ответственные за территорию предприниматели, все чаще заводами и фабриками, вошедшими в крупные корпорации, руководят директора, лишенные каких-либо полномочий. Если раньше главы муниципалитетов могли рассчитывать на помощь бизнеса, то теперь и разговаривать не с кем.

– Не буду называть фамилию губернатора, но был такой случай. В одном регионе руководитель области собрал таких менеджеров и сказал: «Ребята, будем думать, как мы будем жить: или вы будете обогащать Москву, или подумаете, что делать для той местности, где вы живете». Очень многое зависит от позиции главы региона, главы муниципального образования.

Почему в небольшом городе Шадринске Курганской области, где население 77 тысяч человек, мэру Алексею Кокорину удалось оживить производство и вообще экономическую жизнь? Потому что он объединил вокруг себя общественность, бизнес и сумел консолидировать их. Он четыре раза избирался главой города и с каждыми выборами получал все большую поддержки своих земляков. Когда осенью 2014 года Кокорин избирался губернатором Курганской области, он получил более 84% голосов зауральцев, а в родном Шадринске за него проголосовало около 94% избирателей.

Недавно я была в Сандовском районе Тверской области. Это типичный сельский район Нечерноземья, далеко от больших городов со всеми вытекающими отсюда проблемами и трудностями. Но район живет, развивается и настроен оптимистично в значительной мере потому, что глава района Марина Михайловна Тихомирова, прежде чем принять какое-либо решение, советуется с людьми, собирает разных представителей населения и проговаривает с ними возможные варианты. Причем не с командной точки зрения, а обсуждает, как лучше сделать, как лучше для населения, и они приходят к какому-то консенсусу, а потом совместно действуют. Вот роль руководителя.

– Мэры, которых вы назвали: мэр Шадринска Курганской области, глава Сандовского района Тверской области, были избраны на прямых выборах. То есть общество им доверило управление территорией, и они сумели подтвердить доверие общества. Сейчас от прямых выборов в муниципалитетах уходят. К чему это приведет?

– Я считаю, здесь есть как плюсы, так и минусы. Снова сошлюсь на советский опыт. В советский период избирались депутаты районного совета, у нас, например, было 75 депутатов, а совет избирал председателя исполкома. Но это не значит, что председатель исполкома был случайным человеком. Он сначала проходил депутатские выборы, а потом еще одни выборы – председателя исполкома.

В современной истории видела много плохих примеров на прямых выборах, когда на фоне демагогии, каких-то лозунгов, громких обещаний избирались совершенно неспособные к управлению люди. И многие беды муниципалитетов оттуда шли. Поэтому нет идеальной, на мой взгляд, системы организации власти. Она должна меняться в зависимости от ситуации в стране. Также и нет идеальной системы выборов. Плюсы и минусы есть и в той системе и в этой. Все зависит от людей.

– Как по-вашему, почему все-таки должность мэра города сейчас чаще всего «кадровый тупик»? Казалось бы, из глав городов малых должны выходить главы крупных, из мэров крупных городов – губернаторы?

– Да, советская система подбора расстановки, обучения, повышения квалификации и продвижения была разрушена.

Но я бы не сказала, что мэры не растут по карьерной лестнице. У нас, допустим, глава города Глазов, бывший президент АМСГР В.Ю. Перешеин был назначен вице-премьером Правительства Удмуртской Республики, мэр Арзамаса стал заместителем председателя правительства Нижегородской области. Губернатор Карелии вышел из мэров. В Тверской области глава Западной Двины стал сити-менеджером Твери.

Но вы правы, многие очень умные, толковые, хорошие организационники порой теряются. Я сочувствую президенту. Кадров сейчас не хватает, система их подготовки только складывается. Когда готовился Всероссийский съезд муниципальных образований, наша ассоциация посвятила специальный раздел своих предложений проблеме создания стройной системы подбора и подготовки кадров.

– Какую работу ассоциация ведет среди своих членов, может быть, правовую поддержку, семинары?

– В первые годы становления местного самоуправления мы проводили много семинаров, включительно по 2008 год. Но сейчас нет острой необходимости приглашать глав муниципалитетов в Москву. Их учеба и переподготовка осуществляются через региональные филиалы Российской академии государственной службы или региональные институты государственной и муниципальной службы.

Но на заседаниях правления, на общих Собраниях ассоциации мы продолжаем активно обсуждать актуальные для глав городов вопросы, направлять наши предложения и замечания в органы законодательной и исполнительной власти. На днях мэр города Арзамас Нижегородской области Михаил Михайлович Бузин прислал нам предложение обсудить высокую кредитную ставку, вопрос снижения ее для муниципалитетов. Вы знаете, что процентная ставка Центробанка была резко поднята, и это сделало невозможным кредитование не только предприятий, но и городов и регионов. Проценты по кредитам достаточно тяжелым бременем ложатся на местные бюджеты. Сейчас ставка ЦБ снизилась, но это не решает проблему полностью. Мы попросили членов АМСГР представить свои практические предложения.

Бывший мэр Щадринска А. Кокорин стал губернатором Курганской области

Поступило довольно много очень толковых предложений о действиях в условиях кризиса. Все они направлены в наш профильный Комитет Государственной Думы для обсуждения на парламентских слушаниях 9 апреля т.г., а после рассмотрения на расширенном заседании правления АМСГР будут направлены Президенту РФ и в Правительство РФ.

Я из сельского района и, соответственно, больше за село болею, и слава Богу, что его перестали называть «черной дырой» и стали вкладывать определенные государственные инвестиции, помогать по кредитам, в том числе путем погашения части банковской ставки за счет госбюджета.

В то же время муниципалитеты и сами активно ищут дополнительные возможности для развития экономики и пополнения местных бюджетов. Важную роль в этом играют экономические форумы, проводимые нашими городами. На Урале это – Шадринский международный инвестиционный форум, который будет проводиться уже в шестой раз.

Осенью прошлого года правление ассоциации приняло решение о проведении аналогичного форума в Центральной России. Здесь первый международный инвестиционный форум готовится совместно с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и пройдет в Дмитровском муниципальном районе Московской области.

Одним словом, несмотря на трудности, жизнь продолжается.

 

Версия для печати
Авторы: Мария ОРЛОВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009-2018 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»