Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное ежемесячное 60-страничное издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса. Издается в Твери, распространяется в Тверской, Московской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Ленинградской, Ярославской, Воронежской, Липецкой, Белгородской областях. Журнал анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, логистика, энергетика и многое другое – все это в журнале «Бизнес территория». Основные темы журнала: комплексное развитие территорий, территориальный маркетинг, девелопмент, инфраструктура, инвестиции, промышленность, сельское хозяйство, недвижимость, промышленные площадки, новости.

 

 

 

 

 

Покаяние Кудрина и будущее среднего класса

Я был приятно удивлен покаянием, которое прозвучало в выступлении А.Кудрина в Давосе: российские реформы проводились с определенными политическими и экономическими дефектами. Власть несет за это ответственность, несу ответственность и я, – сказал бывший министр финансов. Заявление публичное, но не перед российской общественностью, вдали от Родины, что умаляет его ценность, но все-таки это своего рода гражданский поступок. Остальные либералы-реформаторы упорствуют – все было сделано принципиально правильно, при этом совершенно не связывают итогов экономических реформ с особенностями политической системы и состоянием гражданского общества. Как можно было использовать модель «шоковой терапии» при «убитом» гражданском обществе. В «сухом остатке» реформ – затянувшееся господство бывшей номенклатуры и модели ручного управления, блокирование среднего класса, отсутствие реальной конкуренции и структурных изменений в экономике

 

«ЭКОНОМИКА ТУДА-СЮДА»

 

Нынешнее поколение политиков и менеджеров не снискало реальных результатов. Если нарушение конкуренции налицо и свободных, в классическом смысле, рынков по определению не может быть, как можно бездумно повышать учетную ставку до 17% и переходить на плавающий курс рубля. Понадобилось вмешательство президента, оказалось, что рыночные лекала в нерыночной экономике могут привести к коллапсу, по крайней мере для всего бизнеса своими руками создали своеобразную ловушку – кредиты стали просто недоступны. Чтобы проводить подобные эксперименты, надо не только заглядывать в школьные учебники, надо понимать риски и цену вопроса.

Бывший глава Центробанка Сергей Дубинин сгоряча назвал нашу экономику «экономикой туда-сюда». Можно еще припомнить ленинское определение: шаг вперед – два шага назад, но самое адекватное, о чем все чаще говорят эксперты, наша экономика – экономика рантье и посредников. «Нефтяная игла» и тучные годы сыграли с нами злую шутку – мы перестали работать, у нас исчезла мотивация, Правительство только латает дыры и готовит антикризисные меры. Думаю, что влияние всякого рода лоббистов, прежде всего банковских, уже превысило допустимую норму.

Мы ежедневно, если не ежечасно, выслушиваем аргументы про кризис банковской сферы, про количественное смягчение, про докапитализацию банков, «а воз и ныне там», реальный сектор экономики по-прежнему находится в состоянии стагнации, финансовый сектор никоим образом не повлиял на его эффективность. Когда слушаешь лоббистов, понимаешь, что их суждения имеют свою логику, но почему эта логика не совпадает с логикой развития производительных сил и предпринимательского класса? За последние 5 лет из наших национальных резервов почти 300 млрд. долларов были выделены на поддержку финансового сектора, а где результат?

Может быть, правительству и Центробанку более прагматично относиться к банкирам-коммерсантам и ввести российский аналог американского закона Гласса-Стигала, наконец, запретить коммерческую деятельность системным банкам?

Кстати, 300 млрд. долл. – это больше половины ФНБ в лучшие «тучные годы». За эти деньги можно было провести полноценную экономическую реформу и структурные реформы. И сегодня было бы неплохо опубликовать список банков-должников, суммы и сроки возврата государственных кредитов в ФНБ. А заодно законодательно установить ограничения для чиновников в части использования ФНБ. Прежде всего средства из ФНБ должны расходоваться на проекты территорий с опережающим экономическим развитием – для Дальнего Востока, Крыма, Калининградской области, олимпийские объекты, т.е. под программы со строго очерченным определенным кругом ответственных лиц в правительстве, под законченные этапы, соответствующие международным стандартам качества.

 

СПАСТИ СРЕДНИЙ КЛАСС

 

А.Л. Кудрин, реформатор и общественный деятель, там же, в Давосе, предложил вместо латания дыр в экономике провести настоящие реформы, невзирая на режим западных санкций. Точка зрения хотя парадоксальная, но вполне правильная, санкции Запада никакого отношения к болевым точкам российской экономике не имеют. Импортозамещение стало одной из важных стратегий правительства – эта опора на собственные силы, собственный предпринимательский класс, реализация того потенциала, который имеют регионы.

Мы много лет уделяли внимание и оказывали поддержку крупному бизнесу и банковским структурам. Мы не заметили многих негативных последствий, которые таит такая структура экономики: скрытая монополизация и торможение конкуренции, корпоративная кредитная политика, которая является миной замедленного действия. Для правительства это не секрет. В нем давно существуют различные мнения по стратегии модернизации нашей экономики, но никогда в явном виде никто не делал ставку на форсированное развитие среднего класса. Пожалуй, только президент в своих майских указах говорил о серии превентивных мер по улучшению дел в экономике, среди них постановка задачи создания 25 миллионов рабочих мест (и рабочих мест для предпринимателей).

Кризису экономическому в России предшествовал кризис социально-мотивационный. Очень богатые перестали работать на социальные цели, очень бедные (а их катастрофически много) такой мотивации не имеют. Еще Аристотель говорил об этом и утверждал, что только среднее склонно к развитию и совершенству. Об этом же говорит опыт успешных западных экономик, в которых доля среднего класса достигает 50-60% в ВВП. Что такое доминирование среднего класса в экономике? Это полноценная конкуренция, мотивация к экономическому развитию, это структуризация экономики. Средний класс – рычаг экономического развития с его помощью происходит оздоровление. У нас этот рычаг не работает, потому что номенклатура относится к нему высокомерно, как к малому и среднему бизнесу, и создала из него площадку для коррупции.

Прислушайтесь к политической риторике лидеров наших популистских партий. Все они, в той или иной мере, говорят о том, что следует поддерживать интересы среднего класса. Действительно, функции защиты рабочего класса могут взять на себя независимые профсоюзы. Интересы крупного бизнеса защищает «Единая Россия» и об этом не может быть двух мнений. Партию среднего класса можно создать, либо снизу на базе «Народного фронта» либо путем объединения всех популистских партий с новыми программными установками. В условиях максимального рейтинга президента В.В. Путина как национального лидера эта политическая задача выглядит не столь утопичной, как кажется. При такой почти косметической политической модернизации в российских реформах сойдутся два вектора движения вперед – политический и экономический. Ориентация на двухпартийную систему в условиях сильной федеральной власти позволит своевременно менять типы экономической политики.

Я не сомневаюсь, только политическая воля в форсировании численности среднего класса и презентация программ создания рабочих мест на всех уровнях – федеральном, региональном, отраслевом, кластерном, корпоративном, научно-производственном – выведет страну на уровень сверхдержавы. 25 миллионов современных рабочих мест за пятилетку мы осилим, если не превратим процесс в кампанейщину, будем работать творчески, с умом реализуя потенциальные конкурентные преимущества. Это не способ «латания дыр», это мобильная, легко корректируемая система поддержки предпринимателей.

Больше двухсот лет тому назад русский реформатор М.М. Сперанский предложил Александру I установить в России режим конституционной монархии. Эту идею реализовали только спустя 100 лет, в 1905 г. Н.Г. Чернышевский 150 лет тому назад предложил ввести в России двухпартийную систему. Это предложение не реализовано до сих пор.

Меня радует новая тенденция в отношении власти к инакомыслию. Как сказал В.В.Путин, Лермонтов был оппозиционер и вместе с тем патриот. Если есть конструктивные идеи, а их в России множество, давайте обсуждать. Один из основателей современной Америки Т. Джефферсон когда-то заявил, что инакомыслие является главным богатством нации.

Я работал с Е.М. Примаковым, Ю.Д. Маслюковым, П.С. Федирко: никакой риторики – дело превыше всего. У нас в стране миллионы талантливых предпринимателей, успешных менеджеров, молодежи. Но все они нуждаются в Системе саморазвития, независящей по большому счету от политической конъюнктуры. Никто не вечен под Луной, а такая Система – гарантия от шараханий и нестабильности. Ее не создали ни до 1917 года, ни после. Именно для этого нужна двухпартийная система и партия среднего класса

 

АКАДЕМИЧЕСКАЯ НАУКА ПОД УДАРОМ

 

Если бы президент В.В. Путин видел бы анкеты, которые рассылает академическим институтам новый регулятор ФАНО, он бы, конечно, удивился. Понятно, что реформы в науке проводятся на уровне анализа научных направлений, достижений кафедр, анализа эффективности научных центров, отделов, секторов и лабораторий. Эту информацию знают только сами ученые, и только они в процессе дискуссии могут определить, в каком направлении надо меняться, как повышать эффективность науки и ее связь с экономикой.

 Достаточно простое решение уже существует. Для части фундаментально ориентированной науки сохранить финансирование из госбюджета, прочие институты – отраслевого и прикладного характера – перевести на хозрасчет, который позволит отобрать самых конкурентоспособных, создать малые инновационные предприятия и укрепить наш средний класс. Ничего не надо разрушать, не создав нового. Издержки бюрократической реформы в науке могут быт смертельно опасными для будущего России.

Что нужно делать уже завтра для выхода на приемлемый уровень конкурентоспособности? То, что предлагается – информация к размышлению.

1. На основе плана Путина о создании 25 миллионов рабочих мест разработать государственную программу форсированного создания рабочих мест для среднего класса, проектирование типовых рабочих мест для предпринимателей на конкурсной основе, систему поддержки выпускников естественнонаучных факультетов вузов, технологических и экономических институтов («подъемные Путина») на безвозмездной основе для организации предпринимательской деятельности. Возможен вариант для украинских мигрантов, пожелавших заниматься предпринимательской деятельностью в России. «Подъемные Путина» могут оказаться более адресным и эффективным инструментом поддержки молодежи, чем существующие методы (не более одного миллиона рублей под гарантии соискателя).

2. Сроки исполнения мегапроектов – таких, как строительство Керченского моста- сделать мобилизационными. По узкому перечню национальных проектов ввести обязательную публикацию отчетов о ходе выполнения.

3. Уточнить правовой порядок использования ФНБ и гражданского контроля за возвратом государственных кредитов банками-должниками.

4. Вернуться к практике обязательной продажи компаниями 30-40% валютной выручки государству.

5. Для внутренних потребителей снизить цену на энергоносители, прежде всего бензин и дизельное топливо, на 15-20%. Американцы себе что-то подобное позволяют по итогам сланцевой революции – это один из источников роста американской экономики.

6. Ввести для крупных корпораций налог на НИОКР до 60% общей потребности (40% – за государством) и специальные обязательства по созданию инновационных малых предприятий.

7. Предложить правительству установить для ФАНО двухступенчатую модель управления – Научно-экспертный совет и Коллегию Федеральной службы, в состав которых назначать указами Главы Правительства признанных экспертов по основным научным направлениям деятельности РАН. Эта простая мера снизит риски от непродуманных решений.

8. Установить, что средняя зарплата госслужащих и депутатского корпуса не должна превышать доход среднего предпринимателя. Отменить бонусы и преференции для чиновников всех уровней.

9. Ограничить лицензирование предприятий-посредников, не производящих добавленную стоимость.

В 1999 г., в условиях экономического кризиса Е.М. Примаков предложил новую экономическую политику с продолжением реформ. Тогда банковские лоббисты добились его отставки. В течение 15 лет российская экономика укрепилась, но главная задача до сих пор не решена – мы не приобрели Систему саморазвития. Санкции затормозили нашу экономику, но они не могут быть поводом для остановки. Кризисный план правительства должен плавно перейти в экономические реформы, в центре внимания которых форсированное развитие среднего класса. Убежден, что средний класс наряду с армией и флотом, станет третьим и самым надежным союзником России в наше сложное, наполненное политическими страстями, время.

Версия для печати
Авторы: В.А. Димов, главный научный сотрудник Института экономики РАН, д.э.н.


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 

тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6
e-mail:



 

© 2009-2016 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»