Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

В «Лазурном» шум и песни, там братва гуляет…

Чтобы вспомнить молодость, не нужно смотреть фотографии и шарить по сети в поисках школьных друзей. Вызвать к жизни покрытые пылью воспоминания может неваляшка или кипятильник, торт «Полет» или запах пюре из столовой, зеленая тетрадка или треугольный пакет молока. Где искать места, продукты и предметы, способные вернуть прошлое? Ну, например, сходить в кафе.

 

В 80-е все тверские заведения общепита, претендовавшие на что-то большее, чем просто столовая, делились на кафе-мороженое (массово возникшие после горбачевского антиалкогольного указа) и рестораны. Как сейчас, зайти куда-нибудь просто попить кофе-чаю, поговорить было просто некуда.

 

Кофейня была одна на весь город. Находилась она на улице Советская, в помещении нынешнего магазина «Буква». Там стояла гигантская очередь за чашечкой настоящего заварного кофе. Крикливая буфетчица весело хамила клиентам, люди, достоявшись до прилавка, брали чашечку и шли в уголок – смаковать.

 

В кафе-мороженом было полно детей и много-много пломбира по 20 копеек за 100 грамм. Еще там давали крем, желе, компот и пирожные.

 

Как детское кафе «Теремок» строился, например, нынешний клуб «Оазис» на Трехсвятской (в те времена – улице Урицкого). Напротив школы №36 по Волоколамскому проспекту было замечательное детское кафе «Малыш». Дети бегали туда на переменах за мороженым. Уже несколько лет там – игровой клуб (действующий, даже несмотря на запрет игорных заведений). Наверняка, школьники продолжают захаживать туда после уроков…

 

Детским кафе была «Сказка» - в настоящее время на площади, которую оно занимало, располагаются кофейня «Таун», кафе (уже взрослое!) «Сказка» и кулинария с тем же названием. Представляете, какие были масштабы детских загулов в 80-е! С рублем в кармане шестиклассник мог чувствовать себя кумом королю и сватом министру.

 

В ресторанах можно было съесть плохо прожаренный эскалоп и выпить чего-нибудь крепкого, тоже уложившись в бюджет 3-5 рублей. Правда, вечерами в них было страшновато. Но днем, например, в ресторане «Селигер» часто обедали получившие зарплату преподаватели Калининского (затем – Тверского) госуниверситета

 

И, тем не менее, были в Твери и по настоящему культовые места.

 

Самый легендарный тверской кабак, воспетый самим Михаилом Кругом – «Лазурный». Там, понятное дело, собиралась в основном околобандитская публика, потом ставшая «экономико-политической элитой». Например, завсегдатаем «Лазурного» считался Виктор Почтарев, в начале 2000-х – председатель Тверской городской Думы, герой еще одной песни Круга: «Почтарь на «Форде» жмет на газ до упора». Сейчас Виктор Почтарев, оказавшийся в центре коррупционного скандала в ТГД, отбывает заключение. Михаил Круг погиб от руки грабителя, забравшегося в его дом. А тогда – все были живы и молоды…»

 

Приятная музыка, по-совдеповски тормозные официантки – тем не менее, это, действительно, был, пожалуй, самый, как говорили в те годы, центровой кабак. А в обед сюда захаживали даже студенты университета, преодолевая путь от ректората, где получали стипендию, до общаги на Студенческом.

 

Забавно, но конец существованию «классического» «Лазурного», воспетого Кругом, положила нынешний редактор «БТ» Мария Орлова. Когда ресторан закрылся, она с другом свинтила табличку с его входа – для того, чтобы повесить на туалет в общежитии университета.

 

Сегодня о «Лазурном» и его былой славе в Твери почти не помнят – несмотря на то, что там периодически открывается ночной клуб. Зато гости нашего города первым делом просят отвести их не в Путевой дворец, и не к памятнику Афанасию Никитину, а в «Лазурный». Слава Михаила Круга за пределами Твери больше, нежели в родном городе шансонье, городе, которому он создал дурную славу, спев строки «этапом из Твери зла немерено».

 

Вообще в наши студенческие времена на 50 рублей стипендии можно было хорошо поесть и погулять. Помню, когда только-только открылся ресторан в новой гостинице «Волга» (весьма шикарный по тем временам) мы скинулись по 10 рублей, заказали шикарный ужин (даже с шампанским) и на выходе каждому было роздано по одному рублю сдачи.

 

Но, признаемся, по кабакам наше поколение ходило не особо часто, по какому-нибудь поводу или по случаю праздника. Народ предпочитал кафе, типа «Молодежного» и «Пегаса». Кстати, удивительное дело, именно эти заведения сохранились до сих пор. Хочется напомнить, что в те годы люди предпочитали питаться дома (пусть и скудным набором магазинных продуктов). Тогда в кафе не было нынешних бизнес-ланчей и «супчиков дня». В кафе ходили, чтобы где-то (не на лавочке же в центре города!) встретиться и посидеть с друзьями.

 

Открытие «Молодежки» в Твери стало в свое время событием. Фирменным и единственным блюдом этого заведения была курица-гриль, не синяя и тощая, как в магазинах, а вполне жирненькая и подрумяненная. Вечерами в подвальное помещение кафе было даже не зайти. Во-первых, это было в новинку, во-вторых, действительно вкусно. Тут были все: студенты, инженеры, фарцовщики, рабочие. Компании усаживались за огромными деревянными столами и на выходе их разговоры превращались в один непонятный гам.

 

Более что ли утонченное место, было кафе «Надежда» (после горбачевского антиалкогольного указа ему пришлось побыть некоторое время детским кафе «Сластена», но потом, с рассветом кооперации, в него вновь вернулись взрослые посетители). Если бы опять же в те годы было известно такое слово, то его можно было бы назвать гламурненьким заведением. Помню, там были очень вкусные салаты, и именно с тех пор я не только узнала, но и полюбила «мясо по-французски».

 

Раз в неделю мы, группа тверских студентов-филологов, непременно отправлялись либо в «Молодежку», либо в «Надежду». Повторюсь, и ведь стипендии на это дело вполне хватало.

 

«Пегас» же представлял из себя нечто среднее между демократичной до примитивизма «рюмочной» и амбициозной заявкой на ресторан. Помню, здесь я первый раз оказалась только потому, что в кафе «Восток», которое располагалось в нынешней мечети (было и такое в истории нашего города!) нам отказались принести бутылку шампанского, не поверив на слово, что нам уже есть 21 год (были и такие законы в истории нашей страны!). В «Пегасе» поверили и принесли все необходимое. Недавно я снова оказалась в «Пегасе». Там ничего не изменилось!!! Ну, разве что – самую малость.

 

Запах - главное достоинство еще одного советского кафе, вернее, забегаловки, любимейшего места всех тверских студентов – «Минутки» на Трехсвятской. Стойкий аромат пирожков с капустой и бутербродов, компот, налитый в граненые стаканы. Именно здесь начали разливать самый первый появившийся в стране виски, сомнительного качества. Зато здесь был (может быть даже настоящий) коньяк «Наполеон. Мы, студенты, приходили сюда за едой, которая была все же приличнее университетской столовки, выпить кофе с пирожным и поглазеть на эти самые красивые чудные бутылки с алкоголем. Открывалась «Минутка» очень рано, располагалась в самом центре города, а потому никогда не испытывало дефицита в посетителях: утром сюда заходили те, кому необходимо было срочно поправить здоровье перед началом трудового дня, в обед – студенты, вечером - солидные дядьки с дипломатами («остограммиться» перед возвращением домой). Когда порядка десяти лет назад разными фирмами в центре города начало скупаться все и вся, дошел черед и до «Минутки». В прессе начался настоящий вой. Казалось, тверитяне готовы расстаться в родном городе с абсолютно любой достопримечательностью, не взирая на ее историческую или культурную ценность, но отстоять любимое кафе. Не удалось. Теперь тут «Ростикс». И, наверное, именно с закрытием «Минутки» в Твери закончилась эра совдеповских кафе.

 

Потом, как грибы начали появляться сначала чудные и непривычные, а теперь столь, оказывается, необходимые фаст-фуды, уютные милые кофейни, кафе с изысканными меню и рестораны с песнями и плясками. В Твери не осталось только одного – места, куда могли бы придти те, кто хочет вспомнить те самые остродефицитные годы, такие унылые с точки зрения досуга, но такие веселые с точки зрения молодости. Да, осталась «Молодежка», «Надежда», «Пегас», «Волга», но они стали уже немного другими. Конечно же – лучше. Но может быть стоит хотя бы «Лазурный» превратить в ретро-ресторан. Если есть мода на те времена, значит, будет и спрос на подобные заведения.

 

 

 

Версия для печати
Авторы: Марина ГАВРИШЕНКО


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009- Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»