Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Кварталы и конкурсы

Две главные тенденции архитектурной жизни

 

Советская городская застройка была привязана к производству и на излете своем породила уродливые спальные микрорайоны. По инерции их продолжают воспроизводить в российских городах массовые застройщики. Но весь мир, «переболев» микрорайонами, ушел к поквартальной застройке. И сейчас о том, как изменить облик наших городов, думают отечественные архитекторы

 

КВАРТАЛЫ – НОВЫЙ СТАРЫЙ ПРИНЦИП ЗАСТРОЙКИ

 

«Кварталы» – так была задана тема I архитектурного форума, прошедшего в рамках биеннале АрхМосква 2014. Квартал – традиционная, существующая уже тысячелетия форма городской застройки, постоянно приспосабливающаяся к требованиям меняющейся социальной и культурной среды. Это кусочек частной земли, окруженный общественным пространством. Куратор проекта «Кварталы» голландский архитектор Барт Голдхоорн рассказывает:

– Квартальная застройка соответствует условиям капитализма, потому что она связана с собственностью на землю. Что такое микрорайон в советском исполнении? Это большое поле, на котором стоят башни, отдельные секции. Идея была в том, что все открытое пространство – общественное. В Советском Союзе не было приватного пространства. В момент, когда начинается капитализм и частная собственность на землю, у каждого дома появляется свой участок. И есть граница между своим, приватным и чужим, городским.

Конечно, в Советской России тоже было понятие «квартал», но там подразумевалась огромная территория, и это совсем другой масштаб. А например, в Нью-Йорке кварталы совсем маленькие. И там видно, что даже небоскребы можно строить в квартальной застройке. Они выходят прямо на улицу и нет никаких проблем с обходом частной территории.

В России сейчас надо заново придумать, как строить. Разумеется, это нелегко, нельзя просто копировать зарубежные здания. Надо найти свой вариант. Основная часть экспозиции – это именно российский опыт, кварталы, которые начали строиться в последнее время или будут строиться. Кроме этого есть выставка голландских кварталов, нью-йоркских, скандинавских.

 

АРХИТЕКТУРА НЕ УСПЕВАЕТ ЗА ОБЩЕСТВОМ

 

Главный архитектор Москвы Сергей КузнецовГлавный архитектор Москвы Сергей Кузнецов в своем выступлении прямо отметил:

– Развитие городской среды не было адекватно развитию общества, шло далеко позади.

Чтобы исправить этот перекос, в российскую столицу решили привлечь лучшие мировые архитектурные силы. Для этого Сергей Кузнецов активно внедряет конкурсы на разработку ключевых городских объектов. Уже 17 проведенных конкурсов позволяют подвести некие итоги. Это международные конкурсы на будущее Зарядья, новое здание Центра современного искусства, парка на Ходынском поле, Международного делового центра в Рублево-Архангельском, новый музейный комплекс Третьяковской галереи, на комплексное благоустройство Триумфальной площади, реконструкцию промзоны хлебо-булочного комбината «Простор» и даже … на новую входную группу гостиницы «Украина».

Анфиса Белякова, представляющая институт Генплана, напомнила о практике архитектурных конкурсов начала прошлого века. Революция и отмена частной собственности в России открыли перед архитекторами новые горизонты. Они стали проектировать новые по содержанию здания – дворцы культуры, библиотеки. Этот период оставил огромный пласт теоретической архитектуры, как раз в то время архитектура могла опережать общество в своем развитии.

Сейчас все сложнее. Есть заказчик, есть гражданское общество, имеются ограничения финансовые, историко-культурные… Поэтому первые несколько месяцев посвящаются формулированию техзадания, сбору сведений о территории. Международные команды из разных отраслей привлекаются для исследования ситуации, изучается социология, статистика. Сверхзадача заключается в том, чтобы техзадание могло читаться как художественная литература.

Барт Голдхоорн сформулировал суть архитектурных конкурсов как «создание магазина архитектурных услуг». Лишь 2% зданий в мире создается архитекторами, но они задают то, что потом называется «стиль эпохи». В Европе сегодня приходится 1 архитектор на 1200 человек. В России этот показатель в сто раз меньше – и это при наших просторах и активно идущем строительстве.

По словам Барта Голдхоорна, первая школа архитекторов как раз и была системой конкурсов. И пока никто ничего нового не придумал. В Голландии, которая сегодня считается самой передовой страной мира в области современной архитектуры, конкурсы, при всей их кажущейся неэффективности (выбирается лишь один проект из 10, 9 идут в мусорное ведро), являются основной движущей силой.

 

КОНКУРСЫ, КОНКУРСЫ, КОНКУРСЫ…

 

Андрей Лапшин, директор парка «Сокольники»Один из самых главных проектов сегодняшней Москвы, над которым работает НИИ Генплана, – конкурс на концепцию развития зоны Москва-реки. Освоение ее берегов придаст городской среде новое качество. Москва-река петляет, ее петли идут навстречу друг другу, огибая те самые знаменитые семь холмов, на которых расположен город. Сегодня берега реки убиты промзонами, это территория для реновации, Часть территории отрезана МКАД. Зона Москва-реки – это 201 км берега, 10% территории города. Т.е – огромный потенциал для развития.

Еще одной точкой приложения сил архитекторов должен стать парк «Сокольники». Его директор Андрей Лапшин рассказал о том, что хочет получить от конкурса. Сейчас парк – один из лучших в городе, его удалось вернуть из состояния «большой шашлычной» к историческому облику и предназначению – места для прогулок и семейного отдыха. А что дальше? Сейчас «Сокольники» на распутье. И архитекторам предлагается поискать для него свежую концепцию.

Есть в современной Москве и частные конкурсы. Александр Ручьев, президент группы компаний «Мортон», объявил конкурс на создание концепции русского культурно-просветительского центра для микрорайона «Бутово-парк», который застраивает его компания. Там будет построено 1,5 млн квадратных метров жилья, и желательно, чтобы эта территория не превратилась в классический спальный микрорайон.

Что такое «русский стиль» в современной архитектуре? Большинство сразу вспоминает матрешку, собор Василия Блаженного – и начинает стилизовать свои идеи под эти образы. ГК «Мортон» провела две научно-практических конференции, на которые собралось около 700 организаций, специализирующихся на формировании русской национальной культурной среды, чтобы выяснить, что ждут от конкурса те, кому предстоит пользоваться этим центром.

96 архитектурных бюро из 27 стран мира приняли участие в конкурсе. 29 мая был объявлен победитель конкурса. Им стало бюро Megabudka, проект которого «Дача во дворе» жюри практически единодушно признало лучшим (шесть из восьми членов жюри отдали ему первое место). Александр Ручьев сообщил, что компания планирует реализовать проект-победитель, оценив стоимость его воплощения в 180 млн рублей. Две другие концепции, понравившиеся многим членам жюри, – проект мастерской Тотана Кузембаева и студии MEL, – будут «предложены для реализации в регионах России». Таким образом, эти два проекта также вошли в число фаворитов жюри.

Победителем народного голосования, проведенного в Интернете и на стенде в рамках выставки «АРХ Москва 2014», стал проект тандема-бюро ENOTA+Arhimetrics из Словении.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ «ЗВЕЗДЫ» И РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ

 

Если в Москве конкурсы уже вошли в градостроительную практику, о том, что порой получается в регионах, напомнила Ирина Корабьина, директор Музея архитектуры им. Щусева. В 2006 году был объявлен конкурс на концепцию здания Пермской художественной галереи. Заказчиком выступил тогдашний пермской губернатор Олег Чиркунов, человек архитектурно грамотный. В составе участников он пожелал видеть международных звезд. Поступило 350 заявок со всего мира. Они рассматривались анонимно, и в результате победу одержал очень молодой архитектор из Москвы Борис Бернаскони.

Дальнейшую судьбу проекта Ирина Корабьина охарактеризовала как «коллекцию разочарований». Мировой опыт столкнулся с российскими реалиями, и они победили. Во-первых, почувствовал себя обманутым в ожиданиях губернатор (хотелось «мировых звезд», а тут российский парень). Во-вторых, проект не состыковывался с российским законодательством, со всеми этими СНиПами и ГОСТами. И хотя швейцарский председатель жюри конкурса сказал: «Когда у нас в Швейцарии законодательство мешает реализации умного проекта, мы меняем законодательство», – в России такое не выйдет. Можно провести мероприятие на международном уровне с пиаром на весь мир, но нельзя изменить ментальность чиновников. Проект не реализован, штрафные выплаты не сделаны.

Так что московская конкурсная практика еще не скоро дойдет до остальной России. Может быть, у поквартальной застройки больше шансов?

Версия для печати
Авторы: Мария ОРЛОВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009- Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»