Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Двигатель будущего

Как развивается отечественное двигателестроение в Ярославле

Руслан Греков, руководитель нового производства «Автодизеля»

Ярославль – один из самых промышленных городов центральной России. И в отличие от многих других областных центров, ярославская промышленность сохранилась, сумев перейти на новый уровень. Один из ярчайших примеров – Ярославский моторный завод «Автодизель», входящий в «Группу ГАЗ»

 

Мы часто бываем на современных заводах, построенных иностранными инвесторами. Например, несколько номеров назад «Бизнес Территория» рассказывала о самом ярком примере развития индустриальных парков в России – опыте Калужской области, где иностранные инвесторы движутся от сборочного производства к более глубокой локализации.

«Группа ГАЗ» – компания, объединяющая автомобилестроительные активы «Базового элемента», пошла по другому пути. Бренд ЯМЗ сам по себе был очень силен, это дизельные двигатели, на которых ездил весь СССР и Восточная Европа во времена, когда никаких, скажем, китайских двигателей не было и в помине. Придя на завод, отечественные инвесторы бережно сохранили ярославскую инженерную школу, внедрили современные технологии на предприятии и продолжили развитие собственного, российского продукта – двигателей для коммерческого транспорта России и стран СНГ.

 

ИЗ «СТРОЕК ПЯТИЛЕТОК» В ЕВРОПЕЙСКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ

 

Что такое школа ярославского двигателестроения? Все дизельные автомобильные двигатели пошли с Ярославского моторного завода.

Инженерно-конструкторский центр находится в Ярославле, на исторической площадке «Автодизеля», там, где еще в 1916 году русский предприниматель Лебедев решил вместо завода по производству аэропланов построить так необходимый России автомобильный завод – и начал собирать автомобили скорой помощи для фронтов Первой мировой.

Завод до 60-х гг. XX века был автомобильным – старожилы помнят тяжелые грузовики ЯАЗ с хромированным металлическим медведем на капоте. Здесь начали выпускать первые советские самосвалы, изготавливали совершенно уникальные транспортные средства – такие, как двухэтажные троллейбусы для Москвы (сейчас такой троллейбус можно увидеть лишь в фильме «Подкидыш» с Фаиной Раневской). Ярославский автозавод – «прародитель» Минского и Кременчугского автозаводов, от ЯАЗов пошли КрАЗы и МАЗы. А ЯМЗ с начала 60-х гг. специализируется на выпуске дизельных двигателей.

В 70-е годы на предприятии трудилось 42 тысячи человек. Конечно, была огромная социальная сфера – строилось жилье, закладывались парки, для рабочих функционировали свои поликлиники, базы отдыха, пионерлагеря, и даже санаторий в Ялте.

Ярославские двигатели работали на продукции заводов МАЗ, БелАЗ, МоАЗ,МЗКТ, КрАЗ, УралАЗ, ЗИЛ, БАЗ, ЛАЗ, КЗКТ, ИЗТМ, ЧЗПТ, на комбайнах «Ростсельмаша», на отечественных экскаваторах, на военной технике. Да что там, вся Восточная Европа пользовалась ярославскими дизельными двигателями.

Распад единого советского народного хозяйства, конечно, отразился на судьбе предприятия – но далеко не так негативно, как на судьбе многих других заводов. Все же рынок сбыта ярославских двигателей оставался за «Автодизелем». Но в 2000-х конкуренция обострилась. С одной стороны, активизировались зарубежные производители, прежде всего китайцы. С другой – стали ужесточаться экологические требования к дизельным двигателям, на что в СССР всегда смотрели сквозь пальцы.

Экологический стандарт Евро-4, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах, введен в странах Евросоюза еще в 2005 году. Россия переходит на него в 2013-м. Должна была в 2010-м, но переход отсрочили из-за экономического кризиса: доводка отечественного транспорта до новых экологических стандартов – сложное дорогостоящее мероприятие, огромный инженерный труд.

Как раз в это время в Ярославле было запущено производство 530-х дизельных двигателей. Сейчас – по стандарту Евро-4, но предприятие строилось на перспективу, и перейти на Евро-6 (стандарт, сейчас используемый в Европе) будет несложно. Мы спросили директора по развитию дивизиона «Силовые агрегаты» «Группы ГАЗ» Валентина Фомина, что будет, если в рамках ВТО поставят задачу перехода на Евро-7, Евро-8 и т.д.

– Уже при стандарте Евро-6 по заключениям компетентных специалистов шины и тормозные системы выделяют в атмосферу больше вредных веществ, чем двигатель. Поэтому ужесточение стандартов будет избыточным, скорее всего, на Евро-6 в этом направлении все остановится.

 

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД

 

Создавать ли свой двигатель, или идти по пути совместного предприятия с иностранными партнерами? Создать СП и взять готовую конструкцию, поставив ее на производство, конечно, проще. По такому пути пошли, например, на КамАЗе. В Ярославле выбрали трудный вариант – создание нового, отвечающего современным требованиям отечественного двигателя.

И сейчас уже можно сказать, что путь пройден успешно.

Конечно, для такой работы были мощные предпосылки. В Ярославле есть компетенции, которыми многие двигателестроительные компании даже не владеют. Почти вся номенклатура автомобильных дизельных двигателей, которые сегодня используются в России, – даже двигатель для КамАЗа, на котором выиграны гонки «Париж-Дакар» – разработаны на ярославском заводе «Автодизель». Да, «Париж-Дакар» выиграл КамАЗ с ярославским 8-цилиндровым двигателем (сейчас производством этих двигателей занимается завод в Тутаеве Ярославской области ). Традиции ярославских двигателестроителей определенным образом трансформировались под современное производство. Здесь выпускается весь силовой агрегат – двигатель, сцепление, коробка пВалентин Фоминередач.

Еще одно новое производство пока в стадии внедрения. Год назад «Группа ГАЗ» подписала соглашение с канадской компанией Westport о разработке газовых двигателей, работающих на сжатом природном газе. Это значительно снижает расходы на топливо для мощных двигателей – цена газа 35% от цены дизельного топлива. Изготовлены первые образцы двигателей, они отданы заказчикам – на ГАЗ, ЛИАЗ, УРАЛ, ПАЗ, выразил желание попробовать газовые двигатели МАЗ.

Кстати, Валентин Фомин поделился с нами «профессиональным секретом»:

– Если у вас автомобиль с дизельным двигателем, заправляйтесь там, где стоит очередь. Там в емкостях, где хранится топливо, не успевает образоваться конденсат.

 

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В «ЧИСТОМ ПОЛЕ»

Новая площадка «Автодизеля», где собираются  530-е двигатели

Новая площадка «Автодизеля», где изготавливаются 530-е двигатели – первый двигателестроительный завод в России, построенный за последние 40 лет. В начале 2000-х конкуренты опережали нашу некогда мощную отрасль автомобильного двигателестроения на два шага. И было понимание, что если сейчас не предпринять срочных мер, то рынок ярославских двигателей будет потерян навсегда.

Новая площадка «Автодизеля» строилась в ярославском Заволжье, по принципу «Green Field», т.е. в чистом поле, на новом месте. Это действительно современное производство, не уступающее виденным нами сборочным цехам крупнейших мировых производителей автотехники. Только здесь не собирают двигатели из присланных из-за рубежа деталей – как, например, будут это делать на строящемся двигателестроительном заводе «Фольксвагена» в Калуге. Здесь производят чисто российский продукт – 530-е дизельные двигатели уже хорошо знакомы производителям автотехники. В 2008 году на государственном уровне было принято решение поддержать отечественное двигателестроение.

Директор проекта Руслан Греков с гордостью показывает нам чистые и светлые цеха, эргономичные рабочие места, современный конвейер. Руслан Греков руководил запуском завода в эксплуатацию.

Это ключевой проект группы «ГАЗ», мощность производства пока рассчитана на 25 тысяч двигателей в год, затем ее планируют удвоить.

Часть нового производства отведена под сборку двигателей для микроавтобусов «Мерседес Спринтер». Немецкие партнеры проводили тщательнейший аудит технологических процессов на «Автодизеле», и предприятие набрало 95 баллов из ста возможных (тогда как не все европейские предприятия набирают такое количество баллов по этой системе).

Сейчас на новом заводе, выпускающием двигатели ЯМЗ-530, работает около 300 человек (а всего на «Автодизеле» – порядка пяти с половиной тысяч работающих). Большая часть рабочих на новом производстве – с высшим образованием. Нет никакой «текучки», нет проблем с нарушением трудовой дисциплины. У всех, кто работает на «Автодизеле», существует постоянная мотивация к развитию, повышению квалификации. В «Группе ГАЗ» очень серьезно относятся к производственной системе на предприятии, аналогичной знаменитой доктрине «Тойоты», базирующейся на принципах «бережливого производства» (об этом мы более подробно расскажем в специализированном промышленном журнале «Умное производство»).

 

«РАБОЧИЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

 

Базовые образовательные заведения «Автодизеля» – Ярославский технический университет и Автомеханический колледж – по-прежнему тесно сотрудничают с предприятием. Главные конструкторы и технологи «Автодизеля» входят в аттестационную комиссию. Об этом нам рассказала Юлия Петрова, начальник отдела развития и подготовки персонала. Проект «Рабочие нового поколения» выявляет наиболее перспективных студентов колледжа, которым предприятие выплачивает отдельную стипендию. Фонд «Вольное дело», возглавляемый акционером «Группы ГАЗ» Олегом Дерипаска, реализует программу «Робототехника» – для того, чтобы еще в школе находить ребят, способных в будущем двинуть отечественную конструкторскую мысль за новые горизонты. Ярославских учителей, которые выразили готовность участвовать в этом проекте, приглашали на специальную обучающую программу в Нижний Новгород, на «ГАЗ».

Ярославский моторный завод – уникальный для России пример возрождения промышленности. Высокие технологии и модернизация отечественного производства сегодня для России не редкость, но в основном мы видим эти процессы на предприятиях ВПК. Дизельные двигатели, работающие на автобусах, грузовиках, тракторах и экскаваторах – это возвращение к широкому потребителю во всех сферах народного хозяйства. В этом отношении пример ярославцев необычайно важен и имеет государственное значение.

Подробный материал о том, как ярославский моторный завод «Автодизель» сумел добиться таких результатов, читайте в сентябрьском номере журнала «Умное производство».

Версия для печати
Авторы: Мария ОРЛОВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009-2018 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»