Хранители времени / Бизнес Территория
 

Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Хранители времени

Старообрядцы позволяют жить обычаям и одежде предков

Крестный  ход на Рогожском. День Жен-Мироносиц, 19 мая, 2013 г.

Роль старообрядцев в экономике России XIX века общеизвестна. Такие староверческие семьи, как Морозовы, Рябушинские, Кузнецовы, Щукины, Солдатенковы, стояли у истоков российского промышленного капитализма и, кроме того, вошли в историю как благотворители и меценаты, способствовавшие появлению в России театров, музеев

 

Именно русские купцы-промышленники из старообрядцев первыми поняли живопись импрессионистов, первыми осознали необходимость социальной ответственности перед рабочими, построив удивительные по своей продуманности фабричные городки, где люди до сих пор живут практически без единого за сто лет капитального ремонта. «Морозовский городок» в Твери, возведенный владелицей ткацкой фабрики Варварой Морозовой, на Всемирной выставке в Париже в 1900 году получил Гран-при как лучший рабочий городок мира. Он построен по принципу, который сегодня получил название КОТ – комплексное освоение территории. Здесь были не только общежития-казармы для рабочих, но и роддом, исправно принимающий новые жизни вплоть до сегодняшнего дня, театр и даже обсерватория.

Нам представилась уникальная возможность рассказать, как живут современные старообрядцы. Вокруг них сложилось много мифов, чаще всего современному человеку представляется Агафья Лыкова – лесная отшельница. Однако нынешние старообрядцы – современные люди, с айфонами и айпадами, на современных машинах. Все это не мешает им сохранять в быту живые народные традиции, старинную русскую одежду использовать не как карнавальные костюмы, а для хождения в храм. Сарафаны, платки в роспуск, долгополые кафтаны, пояса, четки-лестовки – все это 19 мая 2013 года воспринималось как естественная одежда тех, кто прибыл в Рогожскую слободу города Москвы во второе воскресенье после Пасхи, в День Жен-Мироносиц.

 

ГЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК СОВРЕМЕННЫХ СТАРОВЕРОВ

 

Семья староверовШирокое празднование дня свв. Жен-Мироносиц в Рогожской слободе связано с памятной датой – открытием запечатанных на 50 лет алтарей храмов Рогожского кладбища.

7 июля 1856 года на территорию Рогожского кладбища в сопровождении жандармов явились чиновники, которые закрыли на замки и опечатали алтари храмов. Старообрядческий писатель

Ф.Е. Мельников писал впоследствии: «То, что было совершено на Рогожском кладбище над старообрядческими церквями, именно то самое через шестьдесят лет совершили безбожники над всей Россией».

В марте 1905 года Комитет министров подготовил проект Указа о веротерпимости и передал его на утверждение Николаю II. Одновременно с этим на имя императора поступило ходатайство, подготовленное князем Дмитрием Дмитриевичем Оболенским и поддержанное Великими князьями Николаем Николаевичем и Александром Михайловичем. В нем было указано, что древлеправославные христиане, в отличие от верующих иных конфессий, не приняли участия в революционных событиях 1905 года: «Смута великая открылась на Руси – не миновала и Москвы крамола, но не коснулась она среди людей старой веры Российской, готовых и сейчас стать как один человек за Царя своего. Пожелания их скромны, дозвольте им молиться за Вас в алтарях своих Церквей… Наступает Великий Праздник Воскресения Христова. Повелите, Государь, к этому дню открыть хотя бы в Москве Алтари Старообрядческих Храмов».

16 апреля Николай II отправил московскому генерал-губернатору телеграмму, в которой приказал немедленно распечатать алтари и разрешить богослужения во всех храмах духовного центра древлеправославной Церкви.

Широкое празднование недели свв. Жен-Мироносиц в Рогожской слободе начинается в конце 80-х – первой половине 90-х годов XX века. В эти дни в Москву приезжают старообрядцы со всей Центральной России. Наиболее запомнившимся праздником стала неделя Жен-Мироносиц 2005 года, когда старообрядцы всей России отмечали столетний юбилей дарования свободы вероисповедания и распечатания алтарей Рогожского кладбища. В те дни впервые прошел ставший сегодня уже традиционным вечер духовных песнопений. С помощью правительства Москвы был проведен ряд юбилейных мероприятий, издана иллюстрированная старообрядческая энциклопедия, снят фильм «Распечатанные алтари». Рогожское кладбище посетил тогдашний представитель президента по Центральному федеральному округу Георгий Полтавченко, сотрудники Администрации Президента, аппарата Правительства, представители традиционных конфессий России.


СТРАРООБРЯДЦЫ И НАУКА

 

В 2013 году торжества на Рогожском снова приобрели особый размах. Помимо традиционного вечера духовных песнопений была организована старообрядческая ярмарка, фотовыставка в храме Рождества Христова и круглый стол с участием ведущих российский ученых «Комплексный подход в изучении истории и культуры старообрядчества». Под председательством главного научного сотрудника Государственного исторического музея

Е.М. Юхименко обсуждались вопросы комплексного подхода в изучении истории и культуры старообрядчества; проблемы сохранности и изучения памятников церковного искусства, имеющих историко-культурное значение и находящихся в действующих старообрядческих храмах; перспективы создания общедоступного музея в старообрядческом центре на Рогожском.

В дискуссии приняли участие представители музеев, академической и университетской науки: Пушкинского Дома РАН, ИВИ РАН, ИРИ РАН, РГАДА, ГИМ, Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева, РГГУ, СПБГУ, региональных музеев, церковных общин, общественных организаций и средств массовой информации.

Открывая круглый стол, заведующий Библиотекой редких книг и рукописей Московской Митрополии В.В. Волков отметил, что современный научный и религиоведческий рынок весьма насыщен литературой, посвященной истории старообрядчества, ее культуре и традициям. Однако далеко не все издания можно рекомендовать в качестве источника точного, объективного, проверяемого знания для изучения этих вопросов. По мнению В.В. Волкова, приводимые в подобных «научных» трудах выводы связаны с глобальными методологическими ошибками, отсутствием современного комплексного подхода к исследованию и неприменения передовых методологических подходов, таких как когнитивная история, несущая в себе признаки точной науки о прошлом.

Представитель Сибирского отделения Российской академии наук Николай Алексеевич Старухин рассказал о своей работе в археографических экспедициях. Сотрудник Русского музея, художник-реставратор Дарья Евгеньевна Мальцева – о принципах научной реставрации памятников религиозной живописи на примере реставрации икон храмов Рогожского кладбища.

Профессор философского факультета Карлова университета (Прага) Михал Ржоутил выступил с докладом, посвященным судьбам старообрядческих иконописцев и реставраторов в европейской эмиграции. Оказывается, многие старообрядческие иконописцы в разное время бывали и даже проживали в Чехии. Документированные следы их пребывания находятся в пражских архивах. Михал Ржоутил упоминал имя всемирно известного ученого-византиниста Никодима Павловича Кондакова и не менее известного старообрядческого иконописца и реставратора Пимена Максимовича Софронова.

Научный сотрудник отдела тканей музеев Московского Кремля Мария Вилкова рассказала о коллекции старинных облачений, хранящихся в Рогожских храмах. Среди них много уникальных предметов, которых нет даже в кремлевских музеях.

Директор издательства «Актеон» Харрис Харасович Мустафин поделился опытом факсимильного издания древних книг, имеющих художественную, литературную и историческую ценность, в частности Лицевого летописного свода Ивана Грозного. В издательстве «Актеон» впервые в истории России был собран полноценный редакционно-издательский комплекс, способный издавать книжные раритеты на самом высоком – мировом – уровне. Сейчас издательство занимается оцифровыванием документов старообрядческой Московской архиепископии – материалов соборов, съездов, переписки, частных и делопроизводственных документов, хранящихся в архиве РГАДА.

По мнению руководителя архивного отдела Московской митрополии о. Алексея Лопатина, миссия ученых сегодня важна не только для светского общества, но и для самих старообрядцев. Благодаря исследованиям старообрядцы узнают многое, что успели забыть и даже утратить за прошедшие десятилетия и столетия. С помощью ученых старообрядцам легче восстанавливать события своей истории, заниматься изданием литературных памятников, сохранять и возрождать культурные традиции.

 

ФОТОГРАФИЯ – ДЕЛО ДУХОВНОЕ

 

Современная староверка: сарафан и цифровая «зеркалка»18 мая в храме Рождества Христова открылась фотовыставка «Православное старообрядчество сегодня». Инициатором этого мероприятия стал известный старообрядческий фотограф, директор компании «Алтай-Старовер» (меды и настойки этой компании продаются по всей России) Александр Холмогоров. На выставке были представлены фотографии разных жанров, сделанные практически во всех уголках нашей страны, где проживают староверы. Вот что говорит сам Александр Холмогоров:

«Авторы этих фоторабот – мои близкие друзья, в крайнем случае мои хорошие знакомые. Почти все люди на фотографиях – тоже мои друзья или те, кто стал мне дорог за время работы над выставкой. Когда я собирал фотографии вместе с замечательным фотографом Вячеславом Гортинским (целый год понадобился для этого), мы познакомились с Олегом Каплиным, фотографом-художником. Он и определил направленность фотовыставки и стал ее руководителем: фотографии должны быть высокохудожественными, вызывать прекрасные и добрые чувства у людей и эмоционально приблизить к старообрядчеству людей, мало знающих о нем…

Если же сказать о самом неожиданном для нас, то на выставках мы увидели, как люди часто плачут, уединившись перед фотографиями. В чем причина такого эмоционального восприятия? Мне показалось, что, наверное, впервые люди увидели перед собой лица духовных людей – лица, источающие божественный свет, который и вызывает в душе каждого неожиданные чувства и слезы. Это лица людей, которые молятся Богу и, оставшись наедине, разговаривают с Ним в молитве. А природа... алтайская природа гармонично присутствует рядом с портретами и так же задумчиво, не торопясь, разговаривает с нами».

Кроме творчества Александра Холмогорова, на выставке представлены работы таких фотографов, как Олег Каплин, о. Алексей Лопатин и многих других.

На открытии выставки присутствовал митрополит Московский и всея Руси Корнилий, а также многочисленные гости, собравшиеся в старообрядческом духовном центре в эти праздничные дни.

 

РПСЦ ПРИРАСТАЕТ… АФРИКОЙ

 

Глава РПСЦ митрополит Корнелий (в центре) и новые староверы из Африки – отец Кимба  и матушка МаргаретВ этом году в мероприятиях праздника Жен-Мироносиц приняли участие не только старообрядцы из Москвы и Московской области, но и многочисленные паломники практически изо всех уголков России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

На богослужении присутствовал протопресвитер Иоаким Кимба с супругой (Уганда).

Отец Кимба – незаурядный человек. Он принял православие уже давно и еще в 70-е (в Уганде тогда правил друг СССР Иди Амин) учился в Ленинградской духовной академии. В те времена там был ректором знаменитый митрополит Никодим (Ротов). Африканцу не понравился тогдашний экуменический дух, ему хотелось исконного православия. Так начался его путь к старой вере.

В Африке в ходу синтетические языки – глаголы местного происхождения либо суахили, а существительные – из английского. Отец Кимба сам перевел службу на такой язык. Существенный для староверов вопрос бороды (у представителей народа, к которому относится отец Кимба, она не растет в принципе) удалось как-то обойти. И 19 мая 2013 года старообрядчество приросло Угандой.

Отец Кимба получил медицинское образование и продолжает трудиться врачом, при церкви у него работает больница. Его жена, матушка Маргарет, ведет курсы санпросвета: рассказывает людям, как надо мыть руки, обрабатывать ранки йодом и т. д. Это же экваториальная Африка, там люди живут по 30 лет, самая высокая заболеваемость СПИДом!

 

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ – НЕ В МУЗЕЕ, А В ЖИЗНИ

 

Не идет торговля...Во второй половине воскресного дня начала работу ярмарка народных промыслов, на которой было представлено традиционно большое разнообразие старообрядческих товаров: книги, иконы, церковная утварь, церковная одежда, народный костюм, изделия из льна, оренбургские пуховые платки, плетеные корзины и деревянные бочки, расписная деревянная игрушка, медовуха и многое другое. Обращают на себя внимание пудовые восковые свечи и старинные книги – их можно увидеть на ярмарочных прилавках только здесь, на Рогожке.

О своих товарах – тканых рушниках, рассказывает Алексей Белас, старообрядец из города Новозыбков Брянской области:

– Мы привезли тканые рушники – где-то начало, середина и вторая половина XX века. Ручное ткачество, вышивка, одежда: старинные женские рубахи. Главным образом товар из Брянской области – это граница Белоруссии, России, Украины, те места, где сохранились более-менее архаичные произведения народного искусства. У меня есть своя коллекция, можно сказать, свой небольшой музей, в котором находится около 150 уникальных рушников. Что такое рушник? Помимо бытового использования, это народный символ дороги от земли на небо. Архаический рушник являет собой символическую просьбу женщины к Богу. Эта просьба идет по небесным ступеням, проходит путь и возвращается к женщине с тем, что та просила. Интересно, что в каждой деревне можно выделить свой орнамент. Иногда одна деревня совершенно не признает рушники другой. К сожалению, старшее поколение уходит. Поэтому я хочу максимально охватить уходящую культуру, записать, сохранить, и, конечно, нужно будет издать какой-то альбом.

 

РПЦ И СТАРОВЕРЫ – МИРНЫЙ ДИАЛОГ

 

Вечером в Покровском кафедральном соборе состоялся ставший уже традиционным десятый вечер духовных песнопений. По приглашению митрополита Московского и всея Руси Корнилия на вечер прибыл председатель ОВЦС Московской Патриархии митрополит Волоколамский Иларион. Его сопровождали секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством священник Иоанн Миролюбов, учащийся Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеродиакон Николай (Оно), председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

Прозвучали богослужебные песнопения в исполнении старообрядческих хоровых коллективов разных епархий и приходов, среди которых хор Рогожской общины Москвы, хор Московского старообрядческого духовного училища, хор Лиговской общины Санкт-Петербурга, молодежный хоровой коллектив Уральской епархии, хор Никольского храма у Тверской заставы Москвы, хор певчих старообрядческих приходов Сибири, мужская и женская группы из ржевского прихода, старообрядческий хор села Большое Мурашкино, хор воскресной школы Нижнего Новгорода. Ведущим вечера был протодиакон Иоанн Чунин.

По окончании встречи митрополит Корнилий подарил митрополиту Иллариону книгу, посвященную истории Рогожского кладбища как духовного и культурного центра русского старообрядчества. В свою очередь председатель ОВЦС вручил митрополиту Корнилию свою книгу «Быть в мире, но не от мира», одна из глав которой посвящена значению старого обряда и диалогу со старообрядчеством.

 

ТВЕРЬ, РЖЕВ И СТАРЫЙ ОБРЯД

 

20 мая 2013 года состоялась паломническая поездка гостей праздника по историческим и святым местам Тверской области. Маршрут пролегал по городам Тверь – Старица – Ржев.

Под рассказ о подвигах святого благоверного князя Михаила Тверского паломники прибыли в бывшую столицу княжества, а ныне областной центр – город Тверь, в район Соминка, к месту планируемого строительства старообрядческой церкви во имя святой и благоверной княгини Анны Кашинской.

Протоиерей Евгений Чунин, настоятель Ржевской Покровской старообрядческой общины, совершил молебен на месте будущего храма. Затем был прочитан канон Анне Кашинской. В это время мужчины, сменяя друг друга, выкапывали в земле углубление для установки в него креста.

О. Евгений Чунин рассказал:

– То, что новая церковь будет освящена в честь преподобной княгини-инокини Анны Кашинской, – решение, принятое общиной несколько лет назад. Община в Твери довольно большая, но, к сожалению, возможности собираться у тверских староверов до сих пор не было. Надеемся, теперь будет.

Проект церкви разрабатывала архитектурная студия «Перспектива» тверского архитектора Александра Черкасова. Это будет небольшая, но вместительная кирпичная церковь. Надеемся, что скоро те, кто захочет узнать, каким было православное богослужение на Руси до XVII века, смогут прийти в храм Анны Кашинской на Соминке и приобщиться к вере предков.

Имя Анны Кашинской не случайно было выбрано христианами Твери в качестве святой покровительницы нового храма. Благоверная княгиня Анна одна из самых почитаемых святых Тверской области. Однако прославлена она не только как жена святого Михаила Тверского и преподобная инокиня. В XVII веке, после церковного раскола, христиане стали указывать на мощи княгини, персты которой были сложены в двуперстное крестное знамение. По этой причине Собор новообрядческой церкви воспретил церковное поминовение святой и поклонение ее мощам. Таким образом, святая пострадала за старые обряды уже после своей кончины.

Последним пунктом поездки был старинный город Ржев, до революции бывшим крупнейшим старообрядческим центром Тверской губернии. После небольшой экскурсии по городу все приняли участие в богослужении.

Версия для печати
Авторы: Мария ОРЛОВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009-2018 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»