Прогноз на будущее России, исходящий из ее прошлого / Бизнес Территория
 

Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Прогноз на будущее России, исходящий из ее прошлого

Митинг на Болотной площади, 2012 год

Сегодня Россия оказалась перед несколькими долговременными вызовами. От того, насколько эффективны будут рецепты, предложенные Путину экспертным сообществом, во многом будет зависеть судьба этой гигантской евразийской страны

 

ВЫЗОВЫ

 

Главный вызов в экономике – обострение конкуренции на глобальных рынках. Сегодня это касается не только товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, но прежде всего конкурентоспособности национальной и региональных систем управления. В свою очередь качество государства как системы управления социальными процессами определяется наличием адекватных идеологических постулатов и знаний об обществе.

Без умной политики невозможно добиться качественного роста человеческого потенциала и, как следствие, перехода от сырьевого типа к инновационной экономике. А это не даст увеличить экономический вес России в мире, остановить деградацию населения и отставание от развитых стран в качестве жизни. Надо еще учитывать нарастающую роль Китая и Индии. Какова в этих условиях будет роль России в системе нового миропорядка?

Однако тупиковая ситуация для России, как это ни покажется странным, может стать началом нового перерождения российского социума, смены управленческих элит и построения новейшей экономики, самой конкурентной в мире. Основа такого прогноза кроется в подспудном созревании в недрах российской высокотехнологичной промышленности (и связанных с нею группах гуманитарных исследователей) новой национальной доктрины «умное делание», которая включает в себя разделы: «умная политика», «умная экономика», «умное производство» и «умная оборона». В основном доктрину формулируют авторы, группирующиеся вокруг журнала «Умное производство».

Надо заметить, что тезис о необходимости строительства в России «умной обороны» высказал весной 2012 года уже сам Владимир Путин в своей программной статье. Принципы умного производства опробованы на некоторых предприятиях аэрокосмической и авиационной промышленности и дают фантастические результаты. Достаточно сказать, что сегодня при модернизации машиностроительных предприятий применение принципов умного делания позволяет достигать лучших результатов, чем в США,. Японии или Западной Европе. Умное делание – это деятельность «с открытым взглядом», когда мир воспринимается в системной целостности. При умных подходах к изменениям (в том числе при модернизации производств) учитываются не только технические параметры, но и гуманитарные аспекты человеческой психики, ее эффективные мотивации. Учитываются и законы развития социума, ментальности населения.

Однако перед Россией стоит еще один вызов. События на Болотной площади 2012 года показали, что не исключен сценарий потери страной политической стабильности. Возможен переход в затяжной кризис с самыми непредсказуемыми последствиями: от «цветной» революции до сваливания в тоталитаризм, разгул реакции и массовой эмиграции на Запад наиболее активной и образованной части россиян.

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

 

Принципы умного делания являются универсальной доктриной, позволяющей осуществлять эффективное управление, в том числе и социальными процессами. Умное делание в современной трактовке является, по сути, общественной наукой в традиции религиозно-философской школы Николая Бердяева, Семена Франка и других мыслителей русского философского возрождения. Новая методика основана на глубоком знании истории и циклов этногенеза.

В качестве примера приведу анализ политической ситуации, которая сложилась к середине 2013 года. Расклад современных политических сил, общественных воззрений не является уникальным явлением. В других формах, но таких же по своей сути сегодняшние политические «расклады» уже возникали в истории не раз. Зная, что происходило тогда, мы можем принимать умные корректирующие политические решения, которые позволят добиваться заданных общественных результатов.

В сегодняшней России на первый взгляд действуют две политические силы. Это прогрессивная интеллигентная общественность, «креативный класс», бунтующий в Москве на Болотной площади, и реакционеры из силовых ведомств и партии «Единая Россия». При этом креативный класс выступает против разгула коррупции, а вторые, как представляется, защищают интересы правящей верхушки – клептократии (буквально «власть воров») – идеологическое клише, применяемое к правительству, контролируемому мошенниками. Не будем судить о верховной российской власти, но во многих регионах это совершенно справедливое сравнение, так как там правящая партия в основном занята «крышеванием» коррупционных сделок местных чиновников. Все это делается открыто, а правоохранительная система начинает действовать только в случае команды сверху.

Мало кто знает, что примерно такая система сложилась в России 500 лет назад.

 

РОЖДЕНИЕ РОССИИ

 

30 мая 1453 года, в восемь часов утра, султан Мехмед II торжественно вступил в Константинополь. Древняя православная Византия, просуществовавшая 1200 лет, погибла.

Мусульмане несколько дней грабили Великий город, столицу христианского мира. Христианских детей и женщин солдаты насиловали прямо в главном христианском соборе Святой Софии, пока султан Магомет не приказал переделать главный православный храм в мечеть. В 1459 году римский папа Пий II созвал в Мантуе собор для обсуждения крестового похода с целью освобождения Константинополя. Но поход так и не состоялся.

Жители Византии, которым удалось спастись, мигрировали в Западную Европу под защиту христианских королей, другая часть византийцев отправилась на Русь, под защиту православных князей. Православные священники, оставшиеся в живых, в основном мигрировали на север, в русские земли.

На Руси в тот момент окончательно оформилась государственность. В 1480 году хан Большой Орды Ахмат пытался добиться нового повиновения от русского царя Ивана III, но в начале 1481 года хан Ахмат был убит при нападении на его ставку сибирской и ногайской конницы. Так закончилось татаро-монгольское иго.

 

ВОЛЬНОДУМСТВО И ИНКВИЗИЦИЯ

 

В конце XV века большинство русского населения, как и в 2012 году, ожидало «конца мира» в 7000 (1492) году. На Руси ждали пришествия Иисуса Христа. Эти настроения, с одной стороны, сеяли мистический страх, но у других пробуждали скептическое отношение к этим предубеждениям, а заодно и к религии как таковой. В Новгороде и Пскове все шире распространились светское вольнодумство и антихристианские настроения, что очень напоминает сегодняшнюю ситуацию в Москве.

Подспудно в Новгороде 500 лет назад эти настроения привели к антицерковному движению «жидовствующих». Насколько можно судить, идеология «жидовствующих» не была ересью в религиозном смысле этого слова. Это была не столько «богословская ересь», сколько философское светское антиклерикальное течение, связанное с ранним европейским гуманизмом. В Новгород эти отзвуки западных гуманистических течений проникали через Литву и через литовских евреев.

Ренессанс светской культуры в Европе во многом был обусловлен процессами, происходящими в Константинополе после разгрома Византии мусульманами, и массовой миграцией евреев в этот Великий город. В руки султана попали многие древние книги, хранимые до этого в Византии. Она же во многом унаследовала книги знаменитой древней Александрийской библиотеки, собранной по всему миру в процессе походов Александра Македонского. После покорения Константинополя и захвата турками бесценных древних рукописей Византии наступила эпоха турецкого Ренессанса. Это говорит об историческом правиле, согласно которому попадание в социальную среду хотя бы части древнейших библиотек приводит к возрождению культуры. Часть книг Фомы Палеолога, которые его племянница Софья привезла на Русь, тоже стали причиной недолгого русского ренессанса в эпоху Ивана III.

Осада Константинополя, XV векВо второй половине XV века, после разгрома Византии, султан Магомет Победитель распространил на евреев права всех прочих подданных немусульман. Это вызвало большой прилив в мусульманский Константинополь евреев, образовавших здесь центр по распространению идеологии гуманизма. Евреи выпускали в Константинополе книги, открывали школы. Аналогичное гуманистическое движение стало распространяться по всей Европе. Вероятно, Магомет Победитель таким образом рассчитывал ослабить христианскую Европу и разложить ее изнутри. Существовало такое движение в XV веке и среди литовских евреев. Этому способствовало покровительство евреям великого литовского князя Витовта и польско-литовского короля Казимира.

В качестве реакции на процесс либерализации устоев в Западной Европе возникла инквизиция. Своего апогея инквизиция достигла в 1478 году, когда король Фердинанд и королева Изабелла с санкции папы Сикста IV учредили испанскую инквизицию. В Западной Европе запылали костры, на которых жгли еретиков. Многие из них были знакомы с содержанием древних библиотек. Избегая инквизиции, образованные люди стали уходить на север в Литву и Русь. Толпы европейцев прибывали на кораблях в свободный русский Новгород.

 

МОСКВА И НОВГОРОД

 

Гуманистическое течение, охватившее все европейские народы, объединяло их новыми общими интересами, новым общим мировоззрением. Во второй половине XV века начинается наплыв иностранцев на Русь. Великая христианская Византия, более 1200 лет являвшаяся срединной землей мировой цивилизации, под напором мусульман тоже «влилась» в русский мир, став с ним одним целым и продолжив свою историю в русском обличии. В Москве сразу возникли идеи возвращения христианам Константинополя, произошло осознание себя как «третьего Рима».

Новгород же всегда отличался вольнодумством. Новгородцы одинаково терпимы были и к московскому православию, с византийской спецификой, и к литовскому униатству. Здесь же были живы древние (еще арийские) верования в  Крышеня, скандинавского Тора. Северный антагонист папы римского ведический патриарх Криви тоже скрывался в лесах недалеко от Новгорода. Здесь и возникло явление, которое московские патриархи назвали «ересью жидовствующих». Именно оно стало прообразом современной русской интеллигенции.

Преподобный Иосиф Волоцкий выразил официальный взгляд Москвы на движение «жидовствующих». Он возводит возникновение этого общественного течения к 1470–1471 годам, когда в Новгород приезжал литовский князь Михаил Олелькович. С литовским князем, утверждает Иосиф, приехал в Новгород и еврей Схария, от которого и пошла якобы ересь. Схария совратил в еретичество попа Дионисия, Дионисий привел к нему попа Алексия. И Дионисий, и Алексий хотели якобы принять обрезание, но Схария запретил им это, велев соблюдать ересь в тайне.

По-видимому, движение «жидовствующих» было лишено какой бы то ни было законченной религиозной концепции. Это было движение свободомыслящей интеллигенции, которая начала зарождаться на Руси как гуманный инструмент управления сознанием народных масс. Собственно, в таком виде «умственной каши и неразберихи в голове» – с элементами антирелигиозных настроений и скептического отношения ко всему – российская интеллигенция сохраняется и до сих пор.

С движением «жидовствующих» связывается ряд западнорусских рукописей XV и XVI веков, например, книга «Аристотелевы врата» – наставления Аристотеля Александру Македонскому о том, как управлять Вселенной. Некоторые из заветов могли казаться особенно заманчивыми в русской обстановке XV века. Аристотель обращался к Александру с такими наставлениями: не изменять своему слову и присяге, заботиться о благосостоянии подданных, повышать по службе тех, которые «любят правду», не проливать зря крови и т. д.

 

ЦАРЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ

 

Иван III Васильевич (Иван Великий) – князь московский с 1462 по 1505 год, сын московского великого князя Василия II Васильевича Темного. В его правление произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и ее превращение в центр общерусского государства. Было достигнуто окончательное освобождение страны из-под власти ордынских ханов; принят Судебник – свод законов государства и проведен ряд реформ, заложивших основы поместной системы землевладения. Во многом становление нового Русского государства, объединенного Москвой, стало результатом поглощения Русью элиты погибшей Византии.

В 1479 году царь Иван III побывал в Новгороде, познакомился с религиозными диссидентами из «жидовствующих» Алексием и Дионисием. Он отметил их образованность, благочестивую жизнь и предложил переехать в Москву. В столице они были назначены протопопами: первый Успенского, второй – Архангельского собора Кремля.

Среди сторонников либерализации устоев были очень влиятельные люди. Например, глава посольского приказа Федор Курицын – человек европейских взглядов, ставший светским лидером русских жидовствующих, по существу, европейской партии Руси. Среди сторонниц новой идеологии была и невестка царя всея Руси Елена Волошанка (дочь молдавского царя и жена московского принца – Ивана Молодого).

Сочувствовала новому учению и часть придворных. В 1498 году наследником престола был объявлен Дмитрий, внук Ивана III. Влияние и помощь церковным обновленцам от его матери Елены Волошанки после этого возросла.

Первым борьбу Православной церкви с жидовствующими начал в 1487 году новгородский архиепископ Геннадий, которому донесли, что будто бы еретики совершили надругательство над иконами («бросали иконы в нечистые места, некоторые святые лики кусали они зубами, как бешеные псы, некоторые разбивали»).

В 1489-м Геннадий потребовал от митрополита Руси, Зосимы, созыва церковного собора. На соборе 1490 года сторонники новых веяний были названы «сущими прелестниками и отступниками веры Христовой». Не подверженными в этот раз инквизиции они оказались лишь благодаря заступничеству «заволжских старцев».

Для борьбы с еретиками из церковных книг были изъяты многие куски текстов, вызывающих смущение православных. По указанию архиепископа Геннадия была полностью переведена на русский язык Библия.

Гонениям над реформаторами способствовали и события при дворе. В 1490 году царь Иван III позвал врача-еврея из Венеции Леона Жидовина и «велел ему лечить сына своего князя Ивана». Однако царевич Иван Молодой умер. Лекарю-еврею отрубили голову. Расправа с ним стала началом наступления и на реформы в церкви. В темницу попала вместе с малолетним сыном Дмитрием и жена Ивана Молодого Елена Волошанка.

Нарастало влияние второй жены Ивана III – Софьи Палеолог (племянницы последнего византийского императора Константина Палеолога, ревностной поборницы ортодоксального православия). Во многом она считала, что гибель Византии – это наказание Божие за предательство византийского императора Константина Палеолога, который незадолго до гибели Константинополя согласился на унию о примирении с Папой Римским.

 

ИСИХАЗМ

 

Преподобный Иосиф ВолоцкийПод Тверью в ночь с 19 на 20 августа 2009 года случилось чудесное событие. При ремонте храма был обнаружен саркофаг, под которым оказались нетленные мощи святого – одного из первых русских исихастов Савватия Оршинского. Напомню, что 19 августа православные празднуют Преображение Господне. Христос, взяв трех своих учеников, взошел на гору Фавор и там преобразился: ученики еще здесь, в этом мире, увидели его не как человека, а как Бога, узрели невещественное божественное сияние. Упоминание о Фаворском свете есть в трех Евангелиях: Евангелие от Матфея, от Марка и от Луки.

Так появилось учение, названное греческим словом «исихазм», или «умное делание». Религиозные принципы «умного делания» еще в XIV веке сформулировал Григорий Палама. Практически одновременно с этим на Руси появилась религиозная партия «заволжских старцев», или нестяжателей, которые несколько сот лет многое определяли в государственной и религиозной политике зарождающейся России.

«Заволжские старцы» – это иноки белозерских, тверских и вологодских монастырей, объединенных новой идеей гуманизма и нестяжательства. Ярче всего учение исихастов выразилось на Руси в поучениях Нила Сорского. Он принимает участие в двух важнейших спорах своего времени: об отношении к «новгородским еретикам» и о монастырских имениях. В деле о новгородских еретиках и Нил Сорский, и его ближайший «учитель» Паисий Ярославов держались более терпимых взглядов, чем большинство тогдашних русских иерархов с Геннадием Новгородским и Иосифом Волоцким во главе.

Старцы требовали на соборе 1490 года, а затем в двух посланиях (1504 и 1505 годов) гуманного отношения к «жидовствующим еретикам». Старец Герман, из «заволжских старцев», доказывал, что о еретиках нужно молиться, а не наказывать их. Призывали «заволжские старцы» и к личной скромности в образе жизни служителей церкви. Это навлекло и на старцев обвинение в ереси. Так было истолковано заявление, сделанное ими на соборе 1503 года, о неприличии монастырям владеть землями и крестьянами. Монастыри нестяжателей резко отличались своей простой обстановкой от богатых церквей сторонников Иосифа Волоцкого.

 

РУССКАЯ ИНКВИЗИЦИЯ

 

На соборе 1490 года, разбиравшем дело реформаторов, первоначально все иерархи единогласно заявили, что «вся сожещи достоить». Однако после выступления «заволжских старцев» собор смягчает решение и ограничивается лишь тем, что проклинает двух-трех попов и лишает их сана.

Тогда, пользуясь поддержкой Софьи Палеолог, Иосиф Волоцкий решился обвинить митрополита Зосиму в покровительстве еретикам и добился того, чтобы Зосима в 1504 году отрекся от митрополии. Иосиф Волоцкий потребовал репрессивных мер в отношении еретиков.

Конец влияния европейских реформаторов совпал с церковным собором 1504 года, постановившим предать жидовствующих расправе. Практически все проповедники из числа жидовствующих были казнены. Они подверглись страшным пыточным дознаниям с вырыванием языков. Прилюдно в деревянных клетках были сожжены Иван Курицын, Дмитрий Коноплев, Иван Максимов. В Новгороде сожгли архимандрита Кассиана и Некраса Рукавого, остальных отправили в заточение по тюрьмам и монастырям.

Хотя миссия «заволжских старцев» оказалась невыполненной, именно они создали нравственные ориентиры, которые в народном сознании являются до сих пор образцом «служения». Их история прекратилась лишь после реформ Екатерины II, которая запретила малые монастыри.

 

ОТВЕТЫ НА СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ

 

Русская деревня всегда была резервом страны. Сегодня этого резерва практически нетВозвращаясь к самому началу нашей истории – учению Григория Паламы, следует признать, что именно оно создало последовательность обстоятельств, приведших к возникновению России в сегодняшнем виде и особой ментальности российского народа. Для теологии Паламы, как и для всей культуры Руси, Преображение есть наиважнейшее таинство. На горе Фавор с Иисусом не произошло никаких изменений – преображение совершилось в апостолах: они силой божественной благодати получили способность видеть Иисуса таким, каков он был, в ослепительном сиянии божественного света.

Исследуя ситуацию, которая существовала в России во второй половине XV века, нетрудно увидеть сходство с той, что сложилась в начале XXI века. Роль «жидовствующих» сегодня играет «креативный класс», роль сторонников Иосифа Волоцкого – реакционеры партии «Единая Россия. Чем закончилось это противостояние, известно. Сегодня есть только один позитивный выход: необходимо создание третьей силы – сильной партии умного делания как аналога движения нестяжателей, «заволжских старцев». Умная политика, умная экономика, умное производство и умная оборона – это путь к спасению.

Версия для печати
Авторы: Геннадий КЛИМОВ


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009-2018 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»