Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Знаковый инвестор

О роли «Фольксвагена» в «калужском экономическом чуде»

 

Завод «Фольксваген» в индустриальном парке «Грабцево» под Калугой во всей России считается первым образцом «больших инвестиций». И президент Владимир Путин, и нынешний премьер-министр, а в прошлом президент Дмитрий Медведев – частые гости на этом предприятии, прошедшем путь от «отверточной» сборки к производству полного цикла

 

Даже по советским меркам калужский «Фольксваген» – крупное градообразующее предприятие. Здесь работает порядка 6000 человек. Это 4000 квадратных метров производственных площадей, на которых размещаются кузовной, монтажный и лакокрасочный цеха. Отдельными тоннелями осуществляется сообщение с поставщиком – заводом металлических автокомпонентов «Гестамп», рядом находится завод бамперов и радиаторов «Магна» (канадско-австрийское предприятие, выпускающее автомобильные бамперы и радиаторы для «Фольксваген», «Пежо-Ситроен», «Мицубиси» и «Рено»).

Скоро и двигатели самого популярного объема 1,6 тоже будут производиться в Калуге, завод по производству двигателей к 2015 году будет построен между монтажным и кузовным цехом. На закладке первого камня в основание будущего завода был премьер-министр Дмитрий Медведев.

Автомобили изготавливаются строго по запросам дилеров. Железнодорожная ветка позволяет деталям из Германии и Чехии попадать прямо не территорию завода. Сегодня здесь методом полного цикла производят «фольксвагены» «Тигуан», «Поло», а также «шкоды» «Октавия» и «Фабия». Кроме того, методом крупноузловой сборки собираются «Туареги» и «фольксвагены»-минивэны.

Во время экскурсии по предприятию поразила логистика – машины перемещаются внутри завода под потолком. А сами рабочие ездят по цехам на велосипедах: внутри завода есть то, о чем только мечтают российские города: велопарковки. В каждом цехе рабочие в спецодежде своего цвета. Выдается по три комплекта на четыре дня, потом – в стирку

Сегодня завод работает в три смены, каждые 130 секунд с конвейера сходит готовый автомобиль. Данные о каждой машине хранятся в заводских компьютерах 10 лет после того, как авто покидает цеха.

Процессы в кузовном цехе автоматизированы, процент автоматизации постоянно повышается). Сварку проводят современные роботы, она осуществляется в специальных боксах, а операторы видят происходящее на экранах плазменных панелей. Перед монтажным цехом происходит последнее «крещение» машины, ей присваивается персональный штрих-код. Небольшая алюминиевая плашка на правом боку кузова несет в себе всю информацию об автомобиле. Роботы считывают этот штрих-код и моментально распознают индивидуальные особенности автомобиля. В штрих-коде зашифрована вся информация об автомобиле: цвет кузова, тип двигателя, тип КПП, оснащение интерьера и т.д. После такого «крещения» каждый новый автомобиль, который сходит с конвейера завода, уникален, как отпечаток пальца.

Монтажный цех, сердце предприятия, занимает территорию пяти футбольных полей. Ключевой момент автосборки носит романтичное название «свадьба» – это соединение кузова и ходовой части автомобиля.

Как и на других предприятиях калужского автокластера, на «Фольксвагене» есть кадровая проблема. Автомобильное производство – это конвейер, на котором от работающего требуется быстрота и четкость операции. Перекуры и другие отлучки с рабочего места жестко лимитированы. Учитывая, что за последние 20 лет в России выросло несколько поколений, не привыкших к постоянному труду и перебивающихся случайными заработками, набрать сотрудников оказалось делом не из легких.

Работающие у станков молодые русские мужчины сегодня стали довольно непривычным зрелищем. А на «Фольксвагене» средний возраст рабочих – 30 лет. По словам «старожилов» предприятия, вначале, после того как в 2007 году было запущено предприятие, кадровая «текучка» являлась довольно серьезной проблемой. Но сегодня коллектив более или менее устоялся.

Рабочим предоставляются возможности для профессионального роста, например, можно посещать курсы иностранных языков, знание которых необходимо в работе с иностранными инвесторами. Все пройденные курсы обучения и повышения квалификации записываются в квалификационный паспорт сотрудника. В цехе должны пройти производственную практику все, даже те, кто устроился на работу в бухгалтерию.

Казалось бы, идиллия. Но на Западе менеджмент любого завода понимает необходимость на предприятии цивилизованного профсоюзного движения. Профком межрегионального профсоюза работников автомобильной промышленности (МПРА) на калужском автозаводе «Фольксваген» возглавляет Дмитрий Трудовой (фамилия как будто специально подобрана, в этом чувствуется какая-то немецкая прямолинейность). Буквально после нашего визита на «Фольксвагене» чуть не началась забастовка, новость о которой облетела центральные СМИ.

Дело в том, что на авторынок очень сильно влияет общая экономическая ситуация в стране. В начале 2013 года экономика России начала стагнировать, продажи упали, и на предприятии ряд рабочих смен был отменен. В результате, как считают в заводском профсоюзе МПРА, из-за постоянного переноса смен сложилась ситуация, при которой работникам придется работать все лето практически без выходных.

В настоящее время дискуссия с представителями профсоюзов развернулась вокруг графика работы производства на 33-й календарной неделе. Этот график должен быть введен, чтобы скорректировать производство в соответствии с актуальной ситуацией на рынке и запуском новых моделей. К сожалению, прийти к единому мнению по данному вопросу не удалось. Руководство завода получило уведомление от профсоюза МПРА о начале забастовки с 12 мая 2013 г. Это уведомление вызывает недЮрген Хазеоумение, поскольку профсоюзы были проинформированы о том, что решение об изменении графика смен намечено на конец мая. Кроме того, 7 мая 2013 г. суд запретил проведение забастовки до рассмотрения искового заявления компании.

"Мы прикладываем все усилия, чтобы прийти к решению, которое устраивало бы обе стороны. С нашей точки зрения, для забастовки нет никаких причин", - подчеркнул Юрген Хазе, член правления ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус», ответственный за персонал. Руководство ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» по-прежнему открыто для любых переговоров с представителями профсоюзов и стремится соблюсти баланс интересов сотрудников и предприятия в целом.

Не знаем, как разрешится эта ситуация. Скажем только, что на сопоставимых по численности российских предприятиях, таких как, например, Тверской вагонзавод, уже несколько месяцев среди трудящихся по сокращенной рабочей неделе никаких выступлений не наблюдается. Рост самосознания пролетариата, вероятно, неизбежное следствие повышения квалификации и образованности.

Нам удалось пообщатьсЖоау Мелуя с руководителем производства Жоау Мелу, португальцем, отлично говорящим по-русски, так как еще в 80-е годы он закончил Московский энергетический институт. Он уже 20 лет работает на предприятиях компании «Фольксваген», до этого был руководителем производства на заводе в Южной Африке.

Жоау Мелу заверил нас, что стандарты производства на всех заводах компании одинаковы. Часто люди, ездящие на автомобилях «Фольксваген» российской сборки, не признаются, что их машина выпущена в Калуге или в Нижнем Новгороде. По мнению Жоау Мелу, это предрассудок, для такого отношениях нет никаких оснований. Калужский завод за 11 месяцев запустил в производство четыре разные модели – редкий случай в истории «Фольксвагена».

Юрген Хазе, директор по персоналу, рассказал нам, как осуществляется стимулирование рабочих, выплачиваются личные и коллективные бонусы. В прошлом году предприятие значительно повысило уровень социальных гарантий для сотрудников. Заработная плата работников была проиндексирована в размере, превышающем уровень инфляции в Российской Федерации. На заводе «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» в Калуге с 1 апреля 2013 года зарплата была повышена на 5,8% по сравнению с предыдущим увеличением заработной платы, состоявшемся 01.09.2012. Также с 1 апреля 2013 года были введены дополнительные надбавки работникам, в зависимости от эффективности их труда, в размере от 4 до 10% от заработной платы.

 «Фольксваген» налаживает кооперацию с калужскими вузами. Предприятию нужны инженерно-технические работники, ориентирующиеся в нескольких специальностях и способные охватить производственный процесс в целом. Готовить таких специалистов взялся местный филиал МГТУ им. Баумана. Что касается рабочих кадров, для их подготовки администрацией региона создан Учебный центр автомобилестроения в Калуге.

«Фольксваген» стал для Калужской области тем знаковым инвестором, за которым потянулись остальные. Регионы, которые немецкий автоконцерн рассматривал до того, как прийти в Калугу, теперь кусают локти (например, Тверская область: предприятие, появившееся в итоге в Калуге, могло быть размещено и в городе Ржеве). Вслед за «отверточной» сборкой на калужскую землю приходят немецкие технологии, немецкие трудовые навыки. И в будущем это должно привести к качественным изменениям в регионе

Версия для печати
Авторы: Мария ОРЛОВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009-2018 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»