«Фабрика мысли» / Бизнес Территория
 

Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

«Фабрика мысли»

Здравствуйте, дорогие читатели!


Наступил 2013 год, нам все отчетливее становятся видны нерешенные задачи предыдущих двадцати лет – двух десятилетий, прошедших с тех пор, как формально закончилась в нашей стране советская власть.

Россия так и застряла между социализмом и капитализмом. И самое обидное, что за это время «имперский этикет» заменил в нашей стране рекомендуемые и той, и другой системами современные методы прогностики и управления социумом и экономикой. Нашу целевую аудиторию – представителей регионального и муниципального управления, предпринимателей, занимающихся развитием территории, – эта беда касается прежде всего. Как можно предугадать, стоит ли вкладывать в территорию средства, реализовывать инвестпроекты и т.д., если неизвестно, что будет завтра?

В СССР был Госплан, худо-бедно занимавшийся прогнозированием на уровне середины XX века. Может быть, в чем-то палка перегибалась – невозможно предсказать, сколько надо выпустить пуговиц и какого они должны быть цвета. Но основы советского государственного планирования легли в фундамент успеха западной экономики. А Россия, поверив во «всесильную руку рынка», оказалась бессильна перед вызовами времени.

Я уже рассказывала про свою небольшую коллекцию региональных и муниципальных «стратегий развития». Уже десять лет я складываю на полочку случайно попадающиеся мне документы подобного плана и пытаюсь отслеживать их дальнейшую судьбу. В 100 процентах случаев этой дальнейшей судьбы нет. Главу региона, района, города, заказавшего концепцию, снимают (или даже не его снимают, а профильного зама), и переплетенная книжица с выкладками и диаграммами навсегда забывается – реализовывать в ней намеченное не собирался никто и никогда.

Наверное, это неверие в возможности прогнозирования связано с невеликим профессионализмом писавших «стратегии» аналитиков. Право, когда их читаешь, думаешь, что сама бы сочинила лучше – и за меньшие деньги. Это в глубинке. А что же на уровне России?

Администрация президента, безусловно, пользуется аналитикой особо доверенных центров, таких как Институт социальных систем Дмитрия Бадовского или Фонд развития гражданского общества Константина Костина. Есть ВЦИОМ – но это не прогностика, а социология, более или менее верная констатация фактов. При президентстве Дмитрия Медведева в почете был Институт современного развития (ИНСОР), писавший доклады типа «Россия XXI века: образ желаемого завтра». Основная функция этих аналитических структур, однако, не в том, чтобы пошагово намечать путь в это «желаемое завтра», а в том, чтобы подводить идеологическую базу под сегодняшние решения власти. Опять же неизвестно, что потом происходит в коридорах власти с предоставляемыми ими документами: скорее всего, так же исчезают, как и региональные наработки, – просто от них остается больше следов, например, публикации в Интернете, статьи заинтересовавшихся журналистов и т.д.

Между тем на Западе существует огромная система аналитических центров, имеющих вполне практическое назначение, так называемых «фабрик мысли», «Think tanks». Это мозговые тресты, тяготеющие к разным идеологическим центрам и выдающие на-гора сценарии будущего и для бизнеса, и для политиков, и для территорий. Во всем мире их около пяти с половиной тысяч, причем за пределами США – лишь несколько десятков.

Наиболее известной является «РЭНД корпорейшен». «Проект РЭНД», как это часто бывает, детище военных технологий – он был основан в конце 1945 года генералами армии США Арнольдом, Боулесом, Норстадом, ЛеМэем, Реймондом, Коллбомом и Дугласом в рамках авиационной корпорации «Дуглас» в Калифорнии. В мае 1948 г. «РЭНД» отделился от компании «Дуглас» и стал независимой, частной, некоммерческой, внепартийной организацией. Военная составляющая осталась у компании одной из приоритетных. Две фирменные методики «РЭНД» – «радар технологий» и концепция «критических технологий». Имеются в виду технологии, которые жизненно необходимы для экономики, национальной обороны и общественной безопасности, а любое нарушение в их системе может серьезно ослабить страну. Понятие «критической технологии» имеет еще один, более глубокий, смысл. Так называется технология, которая своим появлением прекращает существование целого ряда предыдущих технологий и типов деятельности.

Словом, приходит к аналитикам из «РЭНД», допустим, компания «Шелл» и спрашивает: «Что будет с нефтью в ближайшие пятьдесят лет, стоит ли нам строить нефтеперерабатывающие заводы в России?» Аналитики говорят: «Это будет стоить тридцать миллионов долларов и потребует год работы». Бизнес платит эти деньги – он понимает, за что платит. Проводятся масштабные исследования с участием ведущих научных центров, и в результате выдается пошаговый прогноз в нескольких вариантах, пессимистическом, оптимистическом и усредненном. В результате компания, допустим, «Шелл», понимает, как дальше жить, куда вкладывать деньги.

В России никто ничего не понимает. Наша экономика – «темна вода во облацех». Временщики на различных постах думают, что за недолгий период у власти они должны максимально обеспечить себя «статусной рентой», и за последствия не отвечают. И лишь один бессменный лидер наверху грустно глядит в будущее, которое не в состоянии спрогнозировать ни один ученый местного разлива, ни одна «фабрика мысли» в рамках партийного проекта «Единой России». К западным «фабрикам мысли» обращаться зазорно, да и не поймут они нашу особенную стать.

Наш журнал ставит своей целью запустить аналитический процесс. Мы накапливаем информацию, обобщаем, встречаемся с экспертами. Добро пожаловать на наши страницы, в нашу маленькую «фабрику мысли».

Версия для печати
Авторы: Мария ОРЛОВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009-2018 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»