Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное ежемесячное 60-страничное издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса. Издается в Твери, распространяется в Тверской, Московской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Ленинградской, Ярославской, Воронежской, Липецкой, Белгородской областях. Журнал анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, логистика, энергетика и многое другое – все это в журнале «Бизнес территория». Основные темы журнала: комплексное развитие территорий, территориальный маркетинг, девелопмент, инфраструктура, инвестиции, промышленность, сельское хозяйство, недвижимость, промышленные площадки, новости.

 

 

 

 

 

Пьянство и атеизм в России

Последние пять лет мои исследования касались, казалось бы, двух совершенно несовместных планов человеческой деятельности. С одной стороны, я издавал журнал «Умное производство», много размышлял о новых цифровых технологиях, а с другой – изучал древние эпосы и религии. Сегодня становится понятным, что Божья воля, которая управляла моим интересом, имела целью актуализировать забытое человечеством умение видеть мир в гармонии, единстве. Такую способность я называю биосферным сознанием

Все заметнее, что основной тенденцией развития науки в наше время становится возврат к целостной, единой картине мира. Важной чертой современного развития науки следует сегодня назвать появление новой методологии, которая позволяет сформулировать новое учение об обществе и законах его развития. А на основании этого нового знания – получить практическую пользу в виде умной политики и умной экономики.

При этом происходит трансформация понимания и роли религии в обществе. Обладание биосферным сознанием позволяет увидеть в религиозных текстах совершенно другой смысл, скрытый до поры. Священные книги христианства, ислама, буддизма, иудаизма, древние эпосы вдруг становятся понятными, и оказывается, что они не противоречат друг другу, а дополняют. И оказывается, что это книги об обществе, законах его эволюции, имеющие прямое практическое значение.

Я покажу на примере, как все в мире связано. Речь пойдет о проблеме пьянства и зависимости общественной деградации от распространения в обществе атеизма. Это исследование возникло по просьбе одной неправительственной организации из Центральной Европы, которая пытается найти новые способы преодоления деградации некоторых европейских народов. Я только что совершил поездку по странам Центральной Европы, поэтому у меня свежи впечатления.

В октябре 2012 года в России был опубликован доклад Центра стратегических разработок, посвященный социальному и психологическому климату в России. Основной вывод авторов доклада весьма тревожный: за долгие годы россиянам привит «синдром выученной беспомощности». Граждане уверены, что от них ничего не зависит, и поэтому безразличны к обустройству жизни вокруг себя. Эта беспомощность россиян перед государством и обстоятельствами одних провоцирует на мечты об эмиграции (осуществить которые могут немногие), других – к «эмиграции на тот свет», посредством алкоголизации, депрессии и т.д. Что приводит к деградации всех социальных институтов. При запросе населения на обновление все в государстве нацелено на то, чтобы консервировать существующий порядок вещей.

Общественная дискуссия сводится к двум принципиально разным посылам. Либо это требования новых либеральных реформ (многие либералы считают, что причина наших сегодняшних несчастий в том, что в ельцинские времена эти реформы так и не были завершены). Либо ожидание дальнейшего закручивания гаек. Почему-то не рассматривается «третий путь» – возможность нормальной умной работы по выведению страны из застоя. А на этом фоне потребление крепкого алкоголя в России по-прежнему растет.

По свежей статистике, озвученной главой Роспотребнадзора Геннадием Онищенко, в 2011 году алкоголь стал прямой или косвенной причиной смерти трети всех представителей сильного пола и 15% женщин. Всего, по информации Онищенко, количество алкоголиков в стране превысило 5 млн человек, и это только официальные данные. Проблема алкоголизации российского населения с годами никак не решается. Однако это беда не только России. Кроме нее список спивающихся стран возглавили Молдова, Чехия, Венгрия. Также в десятку лидеров вошли Украина, Эстония, Андорра, Румыния, Словения, Беларусь и Великобритания.

Россия не преминула войти в Топ с ее 15,76 л чистого алкоголя на человека в год. Из призовой тройки нас вытеснили Чехия (16,45 л) и Венгрия

(16,27 л). Братья-славяне немного поотстали: Украина с 15,6 л расположилась сразу вслед за Россией, а вот Белоруссия с 15,13 л – лишь замкнула десятку «сильнейших». Интересно, что в десятке представлены в большинстве своем восточно-европейские страны бывшего соцлагеря. Из стран Западной Европы, значительно отстав со своими 13,37 л, расположилась Великобритания. В США этот показатель равен

8,4 л. Для сравнения: канадцы выпивают 8 л, шведы – 6,6 л, а норвежцы –

6,4 л. И для сравнения: в 1914 году в царской православной России на душу населения приходилось 4,7 л чистого алкоголя.

Православная Греция: пьянства нет, несмотря на обилие винаВ процессе изучения причин пьянства в Центральной Европе у меня возникла версия, что деградация и пьяное вырождение целых народов напрямую связано с утратой общественного уклада, основанного на религиозности.

На эту мысль меня навело размышление над сюжетом, который встречается в древних книгах различных религий о последних годах пророка Кришны. Это пророк единобожия, который находится на одном уровне с Авраамом, Моисеем, Буддой, Заратуштрой, Иисусом и Мухаммедом. Датой рождения Кришны принято считать 19 июля 3228 года до н. э. В буддизме Кришну называют Васудева, Канха или Кешава. Последователи ахмадийского движения в исламе почитают его как «великого пророка Бога». Основатель ахмадийской традиции ислама Мирза Гулам Ахмад говорил о Кришне следующее: «Он был аватарой своего времени, на которую снизошел Святой Дух Бога. Он был от Бога, победоносный и процветающий. Он очистил арийскую землю от греха и был пророком своей эпохи, чье учение было впоследствии всячески извращено. Он был полон любви к Богу, был другом добродетели и противником зла…»

Кришна прожил славную жизнь. Но все имеет начало и конец. Подошло к концу и земное существование Кришны. После битвы на Курукшетре в течение 36 лет Кришна жил в своем городе на берегу моря Двараке, месте, которое, по моему мнению, было в устье реки Западная Двина (Даугава) на берегу Балтийского моря. Кришна был князем народа ядавы, а поклонники древней религии кришнаизма, вероятно, со временем образовали народность балтийских славян – кривичей, селив-шихся по берегам Балтийского моря и на Валдае.

Арийские эпосы в образной форме повествуют, что ядавы стали жертвой пьянства и самоистребления. В ходе празднества на берегу озера между ядавами развязалась пьяная битва, в которой они полностью уничтожили друг друга. После этого старший брат Кришны, Баларама, оставил свое тело в йогическом трансе. Кришна удалился в лес и сел медитировать под сенью дерева. Проходивший мимо охотник с говорящим именем Джара («старость»), увидев сквозь листву часть стопы Кришны, принял его за оленя и смертельно ранил его стрелой.

В согласии с описаниями «Бхагавата-пураны» и «Бхагавад-гиты» и основанными на них астрономическими расчетами, датой смерти Кришны в индуизме считают 18 февраля 3102 года до н. э. В новом прочтении эпоса можно констатировать, что примерно 5100 лет назад человечество уже проходило этап, похожий на нынешний. Именно тогда пьянство стало причиной деградации и гибели древней цивилизации бронзового века на севере Европы. И судя по обстоятельствам, причиной этой деградации стала утеря религиозных верований в бога Кришну того времени.

Это навело на мысль, что и сегодняшние проблемы лежат в сфере нарастания атеизма в обществе. Похоже, что религии для сознания человека играют ту же роль, что операционная система для компьютера, – религии, кроме прочего, задают и эффективный способ социального поведения. Таким образом, история трансформаций религий есть история эволюции человеческого сознания. А сама история мира – это история трансформаций сознания. Это главный тезис, опираясь на который можно построить новую науку об обществе и его эволюции. Это путь к умной политике и экономике.

Я попытался обнаружить корреляцию между общественным пьянством и общественным атеизмом. Россия в этом перечне оказалась на 12-м месте (24-48%), а США вовсе не попали в список наиболее атеистических государств мира. Согласно данным различных опросов, атеистами являются лишь 3-8% американцев.

В Чехии недавно отметили 60-летие со дня основания первого вытрезвителя, и, пользуясь случаем, медики напоминали, что Чехия переживает эпидемию алкоголизма. Причина та же. В отличие от Германии или Италии, где сохраняется традиция ходить по воскресеньям в церковь, чехи в основном атеисты. Это связано с их религиозной историей.

По результатам опроса, проведенного в Чехии в 2005 году, только 19% респондентов сообщили, что верят в Бога. Первоначально православная страна была насильственно окатоличена. Ян Гус, проповедник, ректор Пражского университета, попытался вернуть некие православные обряды, но в результате родилась Реформация. В 1415 году Ян Гус был сожжен вместе со своими трудами. Казнь Гуса вызвала длительные гуситские войны. Затем – новое окатоличивание, уже в составе Австро-Венгрии. Дополнилось это атеистическим периодом соцлагеря. Теперь чешский народ не верит в Бога и сильно пьет.

А вот там, где религиозная жизнь не прерывалась, ситуация другая. Общее количество потребляемого алкоголя в литрах на человека в год в пересчете на чистый спирт следующее: Франция – 11,4, Португалия – 10,7, Германия – 10,3, Дания – 9,9, Италия – 8,7, Голландия – 7,9, Финляндия – 6,6, Швеция – 5,3, Норвегия – 3,7.

Центр Праги, столицы атеистической Чехии. Сколько выпил этот парень?В России, как и в других странах бывшего социалистического лагеря, атеистов на самом деле намного больше, чем фиксирует статистика. Большинство людей в России, которые называют себя православными, не являются членами церковных приходов, не участвуют в церковной жизни. Да и о православии имеют самое смутное представление. Все это следствие тотальной атеистической культуры советского периода, в котором выросло несколько поколений. Собственно, это и есть главная причина пьянства. И наоборот, в оцерковленных семьях, независимо от конфессии, пьянства практически не бывает.

Однако это не исключает того, что усилия даже светского государства при умных подходах могут давать значительный результат. Особенно в этом смысле показателен опыт Норвегии, которая не отличается особой религиозностью.

Россия большая страна, а Норвегия – маленькая. Однако оба государства принадлежат к одной и той же традиции потребления алкоголя: это пояс крепких напитков. Указанный пояс простирается от Шотландии, захватывает Польшу и Россию. Пояс крепких напитков характеризуется тремя чертами. Первое: крепкие напитки являются традиционно предпочитаемыми. Второе: если потребляют алкоголь, то обязательно в больших количествах. Не пьют, как на юге, в качестве аперитива, а чтобы напиться. Третье: пьянство связано с шумным и грубым поведением: вести себя так, когда ты пьян, считается правильным. Именно таким был всегда и норвежский способ потребления алкоголя.

Одно изменение все же произошло за последние 50 лет в результате настойчивости норвежского правительства. Сегодня основным напитком в Норвегии стало пиво. Тем не менее это не изменило привычек норвежцев: когда они пьют, это часто опасно и для них самих, и для окружающих. Хотя успехи налицо. Норвегия создала целое направление антиалкогольной политики, которое ставит эту страну вне стран Центральной Европы и России

В основе норвежской и вообще северной алкогольной политики лежит понимание того, что алкоголь, хотя и является легальным предметом потребления, не обычный предмет потребления. Норвежская алкогольная политика – это комплекс политических мер, направленных на сведение к минимуму вредных последствий и опасностей потребления алкоголя для общества и здоровья нации.

Сегодня в Норвегии доминирующие нездоровые последствия пьянства связаны прежде всего с редкими пьяными кутежами. Шумное поведение, насилие и несчастные случаи встречаются чаще, чем цирроз печени. Следовательно, главное внимание норвежской алкогольной политики обращено не столько на специфические группы, будь это тяжелые пьяницы или выделенные группы риска, сколько на все население.

Движение за трезвость в Норвегии возникло по инициативе Церкви еще в XIX веке как гуманитарное движение с явно религиозно-политическими оттенками.

Выборное местное самоуправление было введено в Норвегии в 1837 году. Одной из первых его задач было решение вопроса об алкоголе, ограничение доступности крепких спиртных напитков. Тогда Движение за трезвость превратилось в большую политическую силу. С 1927 года торговля алкоголем находилась в руках государственной монополии. В Норвегии и сейчас самые высокие акцизы на алкоголь в Европе. Несомненно, высокие цены на алкоголь являются наиболее эффективным средством, чтобы снизить его потребление.

Запрещена продажа лицам до 18 лет пива и вина и лицам до 20 лет крепких спиртных напитков. Алкоголь нельзя продавать по воскресеньям, а продажа вина и крепких напитков прекращается самое позднее в 18.00. Вино и спиртные напитки, а также пиво крепче чем 4,75% алкоголя продаются только через монопольные торговые точки; одна точка на каждые 30 тыс. жителей. Алкогольные сборы составляют около 85% розничной цены бутылки водки, около 55% цены бутылки вина и почти то же самое – для бутылки пива. В Норвегии вся реклама алкоголя запрещена.

 За эти годы было проведено много широкомасштабных пропагандистских кампаний с более или менее специфическими задачами. Одна кампания была направлена против нелегальной торговли алкоголем, другая проводилась для повышения знаний родителей о том, как бороться с алкоголем в детских группах. Эти кампании использовали различные средства, например, рекламу в прессе, рекламные ролики в кино и постеры. Создан ряд обучающих программ для школьников. Движение за трезвость оказалось важной политической силой в Норвегии. Кроме наличия лоббистской группы за ограничительные меры, Движение за трезвость было активным в области профилактики. Правительство оказывало финансовую помощь как самим организациям, стараясь сохранить данные организации как часть цивилизованного общества, так и различным проектам, которые они предпринимали.

Для небольшого государства с относительно низким уровнем потребления алкоголя Норвегия обладает большим сектором стационарного лечения алкоголизма. Многие из этих учреждений созданы и управляются неправительственными организациями. Но почти все из них финансируются правительством.

Государственной религией в Норвегии является лютеранство. Также существует значительное число приверженцев других протестантских церквей. 78,9% евангелическо-лютеранских церквей страны принадлежит государственной Церкви Норвегии. Благодаря усилиям христианских миссионеров Норвегия, как и Россия, постепенно приняла христианство, процесс этот длился примерно с 1000 и до 1150 года. До протестантской Реформации норвежцы принадлежали к Католической церкви.

Ислам в настоящее время стал второй по числу приверженцев религией страны, в основном благодаря растущей иммиграции из исламских стран. Иммиграция из таких стран, как Польша, Эфиопия и Филиппины, способствует и росту общего числа христиан. Самая быстрорастущая христианская конфессия страны – православие (рост в 231,1% за период с 2000 по 2009 годы), что превышает в том числе и рост числа мусульман (64,3%).

Тем не менее, по данным переписи населения, многие норвежцы не имеют каких-либо религиозных убеждений. Фил Цукерман, доцент кафедры социологии Питзерского колледжа, на основе различных исследований оценивает количество атеистов в Норвегии от 31% до 72% от общего числа жителей. Согласно данным Eurobarometer, на 2005 год только 32% норвежских граждан ответили, что они верят в Бога. Таким образом, в атеистических странах тоже возможно добиваться снижения пьянства, но это требует постоянных комплексных усилий и пропаганды. То есть «умной политики», которая предполагает системные знания об обществе.

А вот традиционное общество в странах, где не прерывалась религиозная традиция и сохраняется консервативный уклад жизни, по определению менее подвержено угрозе пьянства и вырождения. В общественное сознание всегда должна быть «загружена» программа наиболее конкурентного поведения, которая сохраняет общество от вырождения. Эта программа может быть «загружена» или религией, или новой наукой о законах развития общества, которую мы именуем «умное делание».

 

Американские ученые из колледжа Pitzer в Клермонте (Pitzer College) опубликовали список 50 самых атеистических стран мира по состоянию на 2005 год. В первую десятку вошли:

1. Швеция (атеистами являются минимум - 45, максимум – 85% жителей этого государства)

2. Вьетнам (81%)

3. Дания (43-80%)

4. Норвегия (31-72%)

5. Япония (64-65%)

6. Чехия (54-61%)

7. Финляндия (28-60%)

8. Франция (43-54%)

9. Южная Корея (30-52%)

10. Эстония (49%).

Версия для печати
Авторы: Геннадий КЛИМОВ


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 

тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6
e-mail:



 

© 2009-2016 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»