Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Российские города начинают прирастать пригородами

Девелоперские проекты Тверской, Ярославской, Новгородской, Псковской областей ориентируются на внутреннего потребителя. Согласно опросам, более 70% жителей Твери, Новгорода, Ярославля, Пскова мечтают улучшить свои жилищные условия, но ежегодно это удается всего двум-трем процентам

Несколько лет на рынке жилья лидировали Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Но в 2011 году активизировался потребитель в крупных областных центрах. Спрос на недвижимость в третьем квартале 2011 года в сравнении со вторым вырос примерно на 45%.

В 2011 году спрос уже на 30% выше, чем в прошлом. Это можно видеть по ипотеке. В 2009 году ипотека по стране составляла 143 млрд руб. В 2010-м она подскочила до 365 млрд. А за девять месяцев текущего года она уже достигла 420 млрд.

Цены на квадратные метры в 2011 году росли примерно по проценту каждый месяц. А ведь в 2009 году они падали.

2010 год для рынка недвижимости был крайне тяжелым. Заключалась эта «тяжесть» в невозможности занимать деньги. В прошлом году люди еще не были уверены, вышла экономика из кризиса или нет. И лишь в 2011 году ипотека заработала, что дало толчок покупательскому спросу в крупных городах России.

Конечно, Москва продолжает задавать основные направления.

17 ноября 2011 года в Москве в отеле «Марриотт Тверская» состоялась

II Конференция «Загородная недвижимость: форматы, цены, потребители», в которой приняли участие более 50 профессионалов рынка недвижимости. В числе участников директора по развитию, управляющие партнеры, генеральные и коммерческие директора, руководители департаментов загородной недвижимости из риелторских агентств, девелоперских и инвестиционных компаний. Обсуждались изменения рынка малоэтажного строительства за городом, обзор текущей ситуации и прогнозы дальнейшего развития, влияние на ситуацию феномена «Новая Москва» (имеется в виду расширение столицы за пределы МКАД), оценка размера инвестиций в загородное строительство, а также анализ покупательского спроса.

Открыл работу секции доклад Валерия Казейкина, вице-президента НАМИКС, «Практические аспекты реализации Национальной программы малоэтажного жилищного строительства «Свой дом». В качестве успешного примера реализации частного и государственного партнерства г-н Казейкин приводит поселок Экодолье в Оренбургской области. В поселке за счет бюджетного финансирования к участкам была проведена инженерная инфраструктура, что позволило снизить себестоимость дома с земельным участком. Из структуры себестоимости, таким образом, выведены инженерные сети, а цена реализации жилого объекта, по оценкам Минрегионразвития для Оренбургской области, составит 26 800 руб. за 1 кв.м.

Что касается ЦФО, то здесь прослеживаются свои закономерности. С января по октябрь 2011 года в Подмосковье появилось 40 новых поселков. Основной продукт – участки без подряда. Лидирующими направлениями являются Новорижское, Калужское, Киевское, Ярославское, однако начинается освоение северного и восточного направлений, ранее не популярных, – в том числе и Лениградки, которая когда-то считалась самым перспективным направлением для расширения Москвы, но потом перестала им быть из-за вечных пробок в Химках.

В лидерах спроса либо готовые дома «под ключ» площадью 300-500 кв.м, либо участки без подряда, а наиболее часто спрашиваемый бюджет – до 2 млн. рублей.

Возвращение кризиса, появление «Новой Москвы», выборы в РФ, усиление конкуренции – все это новые вводные, которые могут отразиться на рынке недвижимости.

Высокий уровень предложения по объектам зарубежной недвижимости, появление частных продавцов – владельцев участков, стремящихся окупить инвестиции за счет продажи части земли, размер стоимости владения недвижимостью (в частности стоимость эксплуатации) – могут влиять на снижение цен. Разочарование в девелопере и боязнь стоимости эксплуатации ведут к тому, что люди решают строить сами, стремятся самостоятельно контролировать процесс. Может осложнить ситуацию с конкуренцией на рынке и то, что значительная часть земель и жилых объектов в результате кризиса поступила в собственность банков, которые будут стремиться реализовать их в ближайшем будущем.

Тенденции спроса и предложения на рынке загородной малоэтажной недвижимости в 2012 осветил в своем докладе Александр Крапин, генеральный директор Аналитического агентства RWAY. По прогнозам агентства, ожидается снижение в зависимости от региона РФ размера домовладения до 36–120 кв.м – люди начинают понимать, что жить в огромных коттеджах неудобно и неэкономно. В тренде – строительство инфраструктурных объектов на несколько поселков, развитие кредитных программ, а также использование традиционных строительных материалов и технологий.

– Для успеха реализации программы строительства малоэтажного жилья власть и институты развития должны отказаться от практики решения задач по конкретным проектам в «ручном режиме» и принять единые для всех «правила игры», существенно упрощающие выход девелоперов на стройплощадку, – считают участники конференции.

В ходе работы второй секции »Инфраструктура и технологии: оптимальные практики элитных проектов» был рассмотрен ряд проектов элитной загородной недвижимости, таких как: «Завидово» (самый крупный строительный проект в средней полосе России), Agalarov Estate, «Целеево», «Довиль», «Курорт Пирогово», «Николино», «Ильинка».

С прогнозами относительно востребованности форматов жилья в 2012-2013 гг. познакомила слушателей Екатерина Лобанова, Руководитель Аналитического центра ОАО «ОПИН». По оценкам компании, определяющим на многие годы вперед станет обнародование Генерального плана развития Большой Москвы в первом квартале 2012 года. В частности, на давно сформировавшихся городских территориях, присоединяемых к Москве, продолжится многоэтажное жилищное строительство. По мере отдаления от МКАД застройка будет носить все более «загородный» характер. Прогнозируются развитие различных национальных программ малоэтажного строительства и значительная степень участия государства в их реализации. Потенциального потребителя жилья в малоэтажном многоквартирном загородном доме специалисты характеризуют как ориентированного на загородный рынок, но не имеющего возможности купить отдельный дом в качестве постоянного жилья.

Дорожно-транспортная ситуация также станет решающей в пользу загородного малоэтажного комплекса для покупателя, поскольку именно загородные малоэтажные комплексы способны совместить форматы городской квартиры и загородного дома.

Однако часто случается так, что инфраструктура поселка не соответствует потребностям покупателя либо статус инфраструктуры не соответствует заявленному статусу поселка. Вместо желаемого свежего воздуха, простора, низкого уровня шума и близких по духу людей вокруг покупатель получает зачастую наличие промышленных объектов рядом с поселком, соседей из близлежащих деревень и споры из-за газонов. В сегменте таунхаусов рынок неконкурентный, здесь конкурирует качество продуктов. У проектов должна быть идеология, которая привлекает внимание потенциального покупателя.

Так исторически сложилось, что российские города фактически не имеют пригородов – в которых в Западной Европе предпочитает жить средний класс. Развитие ипотеки приведет к формированию таких пригородов. Мы видим это на примере Твери, где на юго-западном направлении, в сторону Бурашевского и Никулинского сельских поселений реализуются несколько проектов в сфере малоэтажного строительства и комплексного развития территории.

Если Тверская область традиционно рассматривалась как место «дальних дач» москвичей и девелоперы только сейчас обратили внимание на то, что и в самой Твери появились потенциальные клиенты, в Ярославской области уже давно строятся коттеджные поселки для жителей областного центра. Ямская слобода, Волжская дубрава, Лесной городок, Миллениум, Устье – эти поселки находятся в непосредственной близости от Ярославля и ориентированы на средний класс именно этого города, будучи предназначены для постоянного жительства.

Прирастает пригородами и Великий Новгород, где, опять же, ориентируются на местного покупателя – москвичам далековато ехать даже в поселок «Аленкино» на трассе Москва – Санкт-Петербург в 25 километрах от Новгорода. Не говоря о других, красивых, но достаточно далеких от столицы местах этой губернии – например, поселке «Нанино» на берегу Неглицкого озера и реки Малый Волховец.

Рынок загородной недвижимости в Псковской области, конечно, больше ориентирован на покупателей из Санкт-Петербурга. Например, поселок Петропавловский (в черте города Пскова) не столько отсылает к псковскому храму Петра и Павла, расположенному рядом, сколько к родной сердцам питерцев крепости. Жители северной столицы пытаются «набиться» в соседи Пушкину: заповедник Пушкиногорье уже окружило плотное кольцо коттеджной застройки. «Чудские берега» – один из наиболее известных проектов на территории Псковской области, рекламируется в основном в Санкт-Петербурге.

Однако с выравниванием уровня жизни в столице и регионах неминуемо начнется расселение построенных еще в советское время в российских городах стремительно ветшающих многоэтажек и «спальных районов». Аналитики прогнозируют снижение ставок по кредитам, на данный момент все же непомерно высоких. И тогда на рынке пригородной недвижимости для жителей областных центров начнется бум не хуже, чем в Подмосковье в середине 2000-х. Главное, чтобы соотношение «цена-качество» стремилось ближе к Европе.

 

 

 

 

 

Ричард Тиббот, президент британской компании «Коллиерс», специализирующейся в сфере территориального маркетинга, считает, что московский средний класс с удовольствием переселялся бы в сопредельные с Москвой области, если бы им предоставили нормальную ипотеку и европейское соотношение «цена-качество». Пока же, по его словам, коттедж в пригороде Лондона стоит порядка 300 000 евро, а такой же коттедж в пригороде Твери или Ярославля – порядка 500 000 евро. Кстати, сам Тиббот живет в Брайтоне и каждое утро ездит на работу в Лондон на скоростном поезде.

 

Будущая территория «Новой Москвы» составляет 160 000 га. В перспективах построить 60 млн кв.м жилья и 40 млн кв.м производственно-деловых объектов. При этом объем инвестиций оценивается в пределах 10 триллионов рублей.

Версия для печати
Авторы: Олеся ГРИГОРЬЕВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009-2018 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»