Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное ежемесячное 60-страничное издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса. Издается в Твери, распространяется в Тверской, Московской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Ленинградской, Ярославской, Воронежской, Липецкой, Белгородской областях. Журнал анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, логистика, энергетика и многое другое – все это в журнале «Бизнес территория». Основные темы журнала: комплексное развитие территорий, территориальный маркетинг, девелопмент, инфраструктура, инвестиции, промышленность, сельское хозяйство, недвижимость, промышленные площадки, новости.

 

 

 

 

 

Машиностроение как стратегия экспансии

Сегодня мир стремительно меняется. Цивилизация входит в новое состояние, которое политологи именуют глобализацией. Интернет, сотовая связь, автомобили, авиация и скоростные поезда формируют иную среду обитания человека, где исчезают расстояния, где уже нет той привычной жизни, в которой существовало человечество тысячелетия.Возникает ноосфера Земли, сложность которой превосходит возможности отдельного человека. И в связи с этим перед человечеством встают новые угрозы и вызовы. Как сохраниться в этом новом технократическом мире? Такие же угрозы возникают у государств, этносов, территорий, промышленных предприятий.

Интегрированным показателем уровня развития нации и государства, а также вероятности продолжения их существования в будущем мире, является способность иметь высокоорганизованное машиностроение. Само по себе машиностроение как направление бизнеса отличается от иных сфер деятельности и даже иных сфер производства. Прежде всего своей сложностью.

Внутри машиностроительное предприятие само является сверхсложной системой, которая выпускает сверхсложные изделия. Внутри машиностроительного предприятия сотни, иногда тысячи, деталей и материалов движутся и видоизменяются, чтобы попасть в определенное время на сборку. При этом везде возникают проблемы качества, стоимости и сроков. К тому же предприятия существуют в меняющемся мире технологий – из-за этого необходимо все время видоизменяться, чтобы не отстать от конкурентов. Качественно управлять такой сложной системой без применения специальных методик невозможно.

Поэтому возникают различные промышленные доктрины, в том числе и доктрина «Умное производство», которую развивают наиболее «продвинутые» российские промышленники. Эта деятельность происходит вокруг авторов журнала «Умное производство», который издается в Твери. Интернациональный коллектив авторов этого журнала, которые живут в различных городах России и за рубежом, по сути, формулируют национальную промышленную «политику будущего». Это касается как федерального, так и регионального уровня.

Далеко не все страны мира способны выпускать самолеты, ракеты, морские суда или вагоны поездов и другие сложные изделия. Россия всегда входила и будет входить в клуб наиболее развитых машиностроительных стран мира. Но общество и власть должны понимать важность такого своего почти эксклюзивного положения в мире. Надо понимать, что если однажды прервется преемственность и вдруг по каким-то причинам Россия, например, перестанет выпускать самолеты, то она их не будет выпускать уже никогда. Это касается любой сложной техники. Поэтому требуется особое бережное отношение государства к высокотехнологичным отраслям отечественной промышленности.

Сегодня конкуренция между странами и корпорациями нарастает. Формы борьбы, в том числе и за рынки вооружений, другой высокотехнологичной продукции, видоизменяются. Китай пошел по пути копирования зарубежной техники и все заметнее начинает играть в геополитическом и экономическом смысле ту роль, которая когда-то принадлежала Советскому Союзу. Западный мир, в свою очередь, разрабатывает формы психологической борьбы и достиг в этом больших успехов.

 Специалисты по «оранжевым революциям» демонстрируют свои возможности как в странах бывшего СССР, так и сегодня в арабском мире. Это новые формы «психологических войн», которые приходят на смену технологиям «холодной войны». Западные социологи и политологи в значительной мере преодолели «вульгарные либеральные общественные теории», как и их противоположность «вульгарный научный коммунизм». Они творчески переосмыслили теорию видного деятеля коммунистического движения начала ХХ века Антонио Грамши и положили ее в основу технологии «психологической войны и управления сознанием». При этом в качестве инструмента для борьбы в самых разных сферах экономики и политики сегодня используется само население той страны, против которой направлена агрессия. Применяются эти же методы в конкурентной борьбе корпораций. Естественно, что в России усилия иностранных специалистов по психологическим войнам направлены против российских корпораций, работающих в сфере машиностроения и других высокотехнологических отраслях. Все заметнее проявляет себя информационная кампания по дискредитации российского военно-промышленного комплекса, которая проводится как за рубежом, так и внутри страны. Достаточно посмотреть комментарии в СМИ после неизбежных аварий при испытаниях космической техники или после падения самолетов.

После недавнего падения в Ярославле самолета Як-42 с хоккеистами на борту по многим федеральным телеканалам раздавались призывы прекратить делать в России самолеты, а закупать их за рубежом. Мало кто сказал, что иностранные самолеты нередко падают чаще российских.

Цель понятна. Выдавить Россию с мирового рынка вооружений, космической и авиационной техники. Вторая цель – убедить правящую политическую элиту РФ в необходимости покупки вооружений у стран НАТО. Последствия для российского машиностроения несложно предвидеть. Алгоритмы современных психологических войн столь совершенны, что способны лишать правящие политические элиты всякого здравого смысла и воли к сопротивлению. Поэтому сегодня угроза для российского ВПК вполне реальна.

К сожалению, в России за эти годы общественные науки деградировали, на сегодня российская власть кажется беспомощной в геополитической игре на мировой арене. Как результат – потеря многих позиций и в том числе рынков.

Не менее в сложном положении оказались и предприятия машиностроения и ВПК. Большинство из них работало долгое время в условиях секретности. Официальные легенды, создаваемые о предприятии, решали задачу маскировки, но не продвижения на рынки и противодействия информационному давлению конкурентов. Большинство руководителей корпораций еще даже не осознают пока этой проблемы.

А между тем это может привести к тяжелейшим последствиям для национальной высокотехнологичной промышленности.

Как работают, к примеру, иностранные ПР-агентва. Недавно в машине переключал ФМ–радиостанции, и так совпало, что на четырех каналах ди-джеи «шутили» над нашим отечественным автомобилестроением и вообще нашей российской промышленностью. Зная, как изнутри устроена экономика медиа-индустрии, заверяю вас, что шутки «мальчиков с радио» не случайны. Их кто-то организовал.

Информационная борьба идет всегда и везде. Если российское правительство и российские промышленники уходят из этой сферы, то ее к своей радости тут же занимают более умные и агрессивные иностранные игроки.

Недавно у нас состоялся разговор с заместителем директора Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ), который отвечает за связи с общественностью.

Этот завод входит в ЗАО «Трансмашхолдинг» Трансмашхолдинг – пока еще лидер на рынке транспортного машиностроения России. Предприятия компании производят магистральные и промышленные электровозы, магистральные и маневровые тепловозы, тепловозные и судовые дизели, грузовые и пассажирские вагоны, вагоны электропоездов и метро, литье и другую продукцию. Этот человек с ТВЗ никак не мог понять, зачем его предприятию была необходима профессиональная информационная «легенда» в СМИ и Интернете. Нас и так же знают, – заявлял он.

Результатом такой политики «связей с общественностью» стало то, что после двух посещений ТВЗ председатель правительства РФ Владимир Путин очень нелицеприятно высказался про это предприятие, а скоростные поезда «Сапсан» стали закупать в Германии у фирмы «Сименс». Можно, конечно, говорить о «коррупции» в правительстве, но прежде всего надо искать причину в себе. Проблема ТВЗ непрофессионализм сотрудников, занимающихся информационным сопровождением деятельности предприятия. Стратегические потери от этого огромны и иногда бывают летальными.

За последнее время я посетил несколько заводов в Тверской области. И это дало повод сделать некоторые обобщения.

В августе мы посетили лихославльский завод светотехнических изделий «Светотехника» – современное европейское производство. Предприятие более чем конкурентоспособно на мировых рынках. Продукция завода выпускается под маркой Galad. Возглавляет предприятие Юрий Подалинский. Он сам из Санкт-Петербурга, в прошлом был связан с космическими технологиями.

Современные российские заводы – это целые города. Эргономичность и экономичность освещения производственных помещений и больших территорий более чем актуальная проблема. В журнале «Умное производство» мы планируем открыть рубрику «Умный цех», которая была бы посвящена вопросам грамотного обустройства производственных помещений и территорий предприятий. Сегодня появились технологии быстровозводимых зданий, новые технологии энергоснабжения, вентиляции и других инженерных систем. Современный цех должен быть «умным цехом», это почти компьютер. Пока ищем партнеров, которые бы могли стать экспертами в этом направлении.

А вот недалеко от Лихославля, в поселке Калашниково, находится другой завод, который выпускает обычные лампочки накаливания. Вспомнился знаменитый «разнос» Владимиром Путиным Дерипаски в Пикалево. Кого ВВП будет разносить после того как калашниковское градообразующее предприятие остановится и превратится в «новое Пикалево»? Дмитрия Медведева? Именно он запретил производить лампочки 100 Вт. Компенсировать бизнесу и сотрудникам нанесенный ущерб никто не подумал. В России очень трудно делать бизнес: никогда не знаешь, какую очередную глупость «выкинет» власть.

Определенный оптимизм возник после посещения завода «Бежецксельмаш». Этот завод пока находится на уровне технологий 50-летней давности и требует срочной модернизации. Тем не менее они сменили специализацию: вместо льнокомбайнов, на которые нет спроса, выпускают оборудование для фермерских хозяйств. На производстве занято 600 человек. Здесь очень перспективный директор Анатолий Журавлев. Планирует почти вдвое увеличить загрузку предприятия и довести среднюю зарплату сотрудников до 25–30 тысяч рублей. Для Бежецка это будет достижение.

Однако удивляет, что даже в Тверской области фермеры не знают продукции этого завода. При этом управление сельского хозяйства Тверской области (теперь переименованное в министерство) насчитывает более 350 человек, в каждом районе есть их представители. Прежде всего, конечно, виновата вялая маркетинговая стратегия самого предприятия. Но и региональное правительство могло бы помочь.

Уже в начале сентября я посетил в Твери Центральное конструкторское бюро транспортного машиностроения Федерального космического агентства РФ. Это сверхсекретная организация в свое время была причастна к созданию ракетных поездов СССР, которые наводили ужас на США, так они были неуязвимы.

Даже специалисты по промышленности областной администрации не подозревают, что на территории Твери расположено такое уникальное предприятие. Ракетный поезд был похож на состав рефрижераторов, но внутри хранились межконтинентальные ракеты с ядерными разделяющимися боеголовками, способными нанести удар по любой точке мира, и располагалась целая воинская часть.

В 1991 году Михаил Горбачев поставил на прикол ракетные поезда. Первый и последний президент Советского Союза вошел в положение американцев для укрепления взаимопонимания между двумя странами. Иначе американским налогоплательщикам пришлось бы выложить кругленькую сумму на развертывание Пентагоном дополнительной группировки разведывательных спутников. Осуществить подобный проект даже в столь богатой стране, как США, оказалось не под силу. Неизвестно, какими аргументами заокеанским друзьям удалось убедить Михаила Горбачева.

Однако в конкурентной борьбе мягкотелости никто не прощает. После завершения работ по ракетным поездам пять человек были представлены к званию Героя Социалистического Труда. Однако вскоре Советский Союз рухнул, и награждать уже было некому.

Сегодня ЦКБТМ помогает американцам создать космодром «Морской старт», который базируется у берегов Калифорнии. Для Франции русские конструкторы и производственники проектируют и изготавливают важнейшие детали космодрома Куру во французской Гвиане.

– Детали запуска ракеты-носителя «Союз-СТ» с космодрома Куру во французской Гвиане согласованы, – заявил недавно премьер-министр РФ Владимир Путин.

– Уже осенью этого года, надеюсь, без всяких отсрочек произойдет пуск первой ракеты с французской Гвианы. Пусковой пункт уже готов, вопрос только в том, какие аппараты будут использоваться для этого запуска. Первоначально речь шла о запуске французских военных спутников, сейчас партнеры предлагают запустить спутники для создания навигационной системы Galileo, – сказал российский премьер.

Всего с территории Гвианского космического центра (ГКЦ) предусматривается обеспечить не менее 50 пусков ракет-носителей «Союз» в течение ближайших 15 лет. Многие инженеры из Твери сегодня находятся в Гвиане – готовят французский космодром к первому пуску.

В Тверской области есть хорошие предприятия и в сфере ВПК, и в сфере гражданского машиностроения. Однако о их деятельности мало что известно широкой публике и региональной власти. Во многом из-за этого молодые люди при выборе профессии стремятся стать юристами и экономистами. В этом году на машиностроительный факультет Тверского государственного технического университета опять был недобор. Хотя сегодня заработная плата хороших инженеров гораздо выше, чем у юристов, абитуриенты и их родители об этом не знают. Кто в этом виноват?

Часто не осведомлены о возможностях друг друга и сами производственники. Отчасти поэтому в тверском регионе недопустимо низкий уровень взаимной кооперации. В Кимрах на Савеловском машиностроительном заводе простаивает недогруженная линия высечки из тонкого листа, а в Бежецке на заводе сельхозмашин вынуждены с нуля создавать участок лазерной резки тонкого листа. Это ведет к потере и денег и времени на том и другом заводе.

 Подобного рода проблемы решаются в регионах, имеющих региональную промышленную политику, с помощью механизма субконтрактации: специальных региональных форумов и ярмарок, центров технической информации. Однако ни понимания, ни умения на уровне областного департамента промышленности нет. Более того, никто из сотрудников этого департамента практически никогда на заводах не был, а если и будет, то ничего там не поймет.

Доктрина «Умное производство» является по своей сути доктриной возвращения к здравому смыслу, разрушения вредных стереотипов у промышленников. Прежде всего она касается современных методов проведения технической реконструкции предприятий. Внутри доктрины сформулирована философия под названием «Три проекта». Она позволяет за короткий срок и при самых низких (из возможных) затратах перевести производство из состояния «сегодняшнего дня» в состояние «будущего конкурентного производства». В некоторых случаях философия «Трех проектов» позволяет повысить производительность труда на порядок. Она же дает гарантию, что ваше будущее производство будет соответствовать лучшим мировым образцам и обеспечивать качество выпускаемой продукции в соответствии с требованиями мирового рынка. Внутри доктрины «Умное производство» обсуждаются вопросы создания компьютерного интегрированного производства, которое включает в себя не только современные станки, но и современные компьютерные системы проектирования, управления и планирования.

Все эти задачи укладываются в некую пирамиду ценностей, каждый этаж которой отвечает за тот или иной уровень управления сверхсложной системой, которой является по своей сути любое машиностроительное предприятие.

На самом верху пирамиды находится уровень стратегического менеджмента. Важнейшей слагаемой этого уровня является создание «легальной легенды» предприятия для достижения стратегических целей развития.

Сфера управления стратегией развития корпораций и предприятий тоже должна быть умной и агрессивной. Ибо развитие – это всегда экспансия. Если этого не сделаете вы, то это сделают за вас.

 

Справка

 

Антонио Грамши – основатель коммунистической партии Италии, теоретик-марксист. В 1911-1914 годы учился в Туринском университете на филологическом факультете. В годы Первой мировой войны (1914-1918) редактировал туринский социалистический еженедельник «Иль гридо дель пополо» («II grido del popolo»); одновременно Грамши сотрудничал в туринском издании социалистической газеты «Аванти!» («Avanti!»).

Грамши в 1922-1923 годах был делегатом от КПИ в исполкоме Коминтерна и жил в Советском Союзе. В 1928 фашистский трибунал приговорил Грамши к 20 годам тюремного заключения (затем в результате нескольких амнистий этот срок был сокращен – он истекал в 1937 году). Большую часть заключения Грамши провел в тюрьме Тури (около Бари). Через несколько дней после формального освобождения Грамши скончался при загадочных обстоятельствах.

В тюрьме он разработал теорию использования интеллигенции и деятелей культуры в идеологических войнах, в методах управления сознанием, разрушения ментального ядра конкурирующей нации. Его методы сегодня лежат в основе политтехнологий специалистов по «оранжевым революциям», в том числе специалистов по информационному давлению на конкурентов в сфере экономики.

 

Версия для печати
Авторы: Геннадий КЛИМОВ


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 

тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6
e-mail:



 

© 2009-2016 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»