Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Грустный или веселый город?

Концепция развития Твери по-английски

 

В феврале Тверь вновь посетил президент английской компании «Коллиерз» Ричард Тиббот. Мы уже писали о том, что англичане выступают в качестве субподрядчиков в разработке Концепции стратегии развития Твери.

 

Как известно, уже третий десяток лет наш город живет без генерального плана. А разработать генеральный план не дает отсутствие понимания того, что мы хотим получить на выходе. Каким городом должна быть Тверь, какое место она займет в России? Промышленный город, или город, где будут развиваться гуманитарная сфера и высокие технологии, хотим получить мы на выходе? «Усредненный» вариант генплана, который проектировщики из Санкт-Петербурга попытались представить Твери года три назад, был отвергнут именно потому, что миссия города была неясна как для городских властей, так и для разработчиков плана развития.

В этот раз тверские власти решили сделать все по-грамотному: не изобретать велосипед, а обратиться в ведущую мировую структуру по стратегическому планированию. МУП «Горпроект» выиграл конкурс по разработке стратегии развития Твери и в качестве субподрядчика.

Первый раз мистер Тиббот приезжал в Тверь в ноябре. В свой нынешний приезд он привез первоначальный набросок стратегии развития нашего города, который в течение нескольких дней обсуждал с представителями культуры и туризма, строительного бизнеса и городской инфраструктуры, ректорами вузов и людьми, занимающимися привлечением в Тверь инвестиций.

Ричард Тиббот старается учить русский – его работа с Тверью, надеемся, будет долгой. Целью первой презентации прощупать мнение заинтересованных горожан, увидеть их реакцию.

- Еще пять подобных семинаров, и стратегия готова, - уверяет мистер Тиббот.

В феврале делегация Твери совершила рабочую поездку по городам Великобритании и Голландии, которым удалось изменить свою судьбу, перейти с ориентации на тяжелую промышленность к развитию гуманитарных отраслей – высшего образования, высоких технологий, туризма. Туризм и развитие экономики туризма быстро меняют менталитет, быстро создают новые рабочие места. «Язык» экономики туризма актуален и для экономики образования.

Такая судьба была бы для Твери предпочтительнее всего. Для этого нужно лет 25, в течение которых в городе должны появиться новые предприятия, новые объекты недвижимости, должны быть сделаны новые инвестиции в инфраструктуру, а главное – инвестиции в людей.

Сейчас Тверь находится в состоянии упадка: низкие зарплаты на фоне низкой производительности труда. Есть три варианта развития событий. Китайский – низкие зарплаты при высокой производительности труда, при мощной эксплуатации народа. Американский – высокие зарплаты при низкой производительности труда (такую благотворительность может позволить себе только страна, основным «экспортным товаром» которой являются доллары). И наконец, самый приемлемый вариант: высокие зарплаты, и высокая производительность труда.

Сегодня в Твери почти нет безработицы, но есть проблема недостаточной занятости населения и низкой продуктивности труда. Причем люди способны прожить так всю жизнь. Все, что до сих пор делается в Твери, недостаточно конкурентоспособно.

Однако Ричарду Тибботу встречались города и худшей ситуации. В Великобритании проблемы, которые стоят сейчас перед Тверью, решала Маргарет Тэтчер в течение десяти лет своего правления. Ей было очень сложно – вспомните, сколько рассказывалось по советскому телевидению о забастовках шахтеров, металлургов, рабочих машиностроительных заводов. И лишь через 25 лет реформы принесли свои плоды. Города, «славившиеся» мрачным видом, плохой экологией и социальными проблемами, стали комфортными и удобными для жизни. В Манчестер, Кардифф, Портсмут, Шеффилд, Бристоль идут инвестиции в сфере высоких технологий, качественно вырос уровень образования и достатка населения.

Многие города Европы столкнулись с теми же проблемами, что и Тверь. Везде к 90-м годам преобладали старопромышленные предприятия с низкой производительностью труда. Повышение производительности – это главное, зачем нужна стратегия развития города. Ричард Тиббот призвал вывести «сонную историческую классическую Тверь на новые рубежи». Сильные стороны Твери – хорошая транспортная доступность, низкая плотность застройки, хорошее энергоснабжение, большое количество вузов. Наш город является частью экономического коридора мирового уровня, соединяющего север и юг Европы, а также ее запад и восток. Огромные логистические возможности – это только часть преимуществ, которые дает нам местоположение.

Слабые стороны – большое количество убыточных предприятий, низкая производительность труда, истощенная инфраструктура, утечка людей в соседние столичные регионы, сильная теневая экономика, неразвитость сферы услуг.

Стоимость жилищного строительства в Твери, по мнению английского специалиста, невозможна, она абсолютно не соответствует качеству. Если коттедж в пригороде Лондона стоит в долларовом эквиваленте 300 тысяч – при доступной ипотеке, то аналогичный коттедж в пригороде Твери будет стоить 500 тысяч долларов – при ипотеке, на которую не каждый отважится, и совершенно ином уровне зарплат. А ведь только когда появится доступное жилье для среднего класса, Тверь может стать кокурентоспособной.

Угрозой для Твери является Москва. Близость Москвы – это воронка, которая затягивает ресурсы. Если удастся остановить отток потребительских ресурсов в Москву, увеличив торговый и развлекательный потенциал Твери, то с этой угрозой можно справиться – превратив Москву в дополнительный ресурс для развития (если предложить более высокие по сравнению с Москвой стандарты жизни и более выгодные условия регистрации бизнеса).  Тут можно говорить о концепции «гибкой географии». Тверь не Москва, но город, которой питается Москвой и питает Москву. При этом Тверь имеет те качества, которых Москва уже лишилась. Здесь лучше экология, выше безопасность.

В Лондон на работу каждый день приезжают 14 млн человек. Сам Ричард Тиббот живет в Брайтоне, его сотрудники едут из Бристоля и других городов.

По мнению Ричарда Тиббота, сейчас перед руководством Твери стоят пять целей:

- деликатно управлять переходом от монопрофильной экономики;

- предоставлять участки для развития инвестиционных проектов;

- увеличить производительность труда во всех сферах;

- изменить отношение к образованию и социальной сфере;

- развивать партнерские отношения с Москвой в качестве города-спутника.

Пока проблема Твери – низкое качество жизни. Жизнь улучшается, если город привлекает туристов. Для этого надо особое внимание уделить центру города, «оживить» его. Надо привести в порядок фасады домов. А также разобраться с движением транспорта – создать «перехватывающие» парковки, чтобы люди лишний раз не ехали в центр на своих машинах, наладить движение общественного транспорта по выделенным полосам, а также создать побольше пешеходных зон. Автомобили занимают в европейских городах ровно столько места, сколько им позволяют занимать. В центре, как правило, стоимость парковок запредельная. Зато в большом количестве строятся подземные парковки, с выходом прямо в торговые центры. И вообще парковочный бизнес приносит муниципалитетам большие доходы, позволяющие развивать другие инфраструктурные объекты.

Тверь должна приобрести имидж прогрессивного города, который привлекает людей и инвестиции благодаря высоким стандартам жизни и образования. Но надо соблюсти максимальную деликатность, меняя вектор экономики – чтобы не потерять еще больше людей. Задача – сократить разрыв между богатыми и бедными. Если в результате богатые станут еще богаче, а бедные – бедней, это подтвердит худшие стереотипы, сложившиеся на Западе (в Лондоне достаточно насмотрелись на русских миллиардеров и очень негативно к ним относятся).

 Чем больше инвестиций будет вложено в Тверь, тем больше денег будет притягиваться. И в какой-то момент наступит «точка перехода» - все покатится само собой. В разных городах Европы по-разному выстраивается организационная часть этого процесса. В Роттердаме она в ведении муниципалитета. А в Кардиффе – девелоперской корпорации. В Бристоле пошли по пути частно-государственного партнерства. Европейские города тратят огромные деньги на рекламу, но это окупается.

Ничего не получится, если предложение «вкладывать в Тверь» не будет подкреплено надежной системой поддержки инвестиций. Мистер Тиббот признался, что несколько западных компаний попросили его провести разведку, насколько безопасно вкладывать деньги в Сочи – и он сделал вывод, что в олимпийской столице» нет никаких гарантий отдачи вложенных денег.

- Может быть, кто-то заработает, но не инвесторы, - улыбнулся он.

Александра Ильина руководителя Департамента инвестиционных программ г. Твери поделилась впечатлениями от поездки в Великобританию:

- На меня самое большое впечатление произвело Агентство по привлечению инвестиций в Бристоле. Они работают в 100 раз быстрее нас. Сегодня Бристоль – третий город Великобритании по привлечению инвестиций.

Наши чиновники увидели, как их английские коллеги во вторник получили заказ от компании, занимающейся медицинскими технологиями. В тот же вечер они созвали экспертный совет и к пятнице выдали потенциальному инвестору полное досье с перечислением всех возможностей: площадки, на которых можно разместить производство, наличие нужных кадров, возможные компании-партнеры, маркетинг…

Сегодня конкуренция между городами обостряется. В ней будут победители, но будут и побежденные. Тверь сделала шаг в правильном направлении. Теперь дело за тем, чтобы все не ограничилось словами.

Нам очень понравилось, что мистер Тиббот упомянул о том, что города бывают «грустные» и «веселые». И в веселые города инвестиции приходят гораздо быстрее.  

 


 

 Грустные и веселые города

 

- Мистер Тиббот, как, по-вашему, Тверь веселый или грустный город?
 
- Мне показалось, что веселый. Здесь в автобусах играет музыка, в городской администрации все друг другу улыбаются, много молодежи. Известно, что качество услуг населению зависит от того, насколько внутри самой компании доброжелательно относятся друг к другу. Есть международные компании, где каждый сотрудник официально является партнером – он владеет акциями и заинтересован в успехе. Если проецировать это на разработку стратегии развития города, то сейчас надо расширять круг людей, заинтересованных в его реализации.
Например, проводя семинар с руководителями организаций, отвечающих за транспорт, энергетику, водоснабжение Твери, я увидел, что сейчас они не вовлечены в разработку стратегии. Задача – вовлечь их в команду. Да, мы одна команда.
 
- Многие неоднозначно воспринимают, что к разработке стратегии развития Твери привлечены иностранные специалисты.
 
- Моя роль заключается не в том, чтобы знать все и быть истиной в последней инстанции. Очень важно привлечь свежий взгляд. Я даю возможность сравнить ситуацию в Твери с другими городами, о которых вам ничего не известно.
 
- Что, по-вашему, надо сделать в Твери в первую очередь, чтобы улучшить качество жизни?
 
- В Твери должна вырасти производительность труда. Перед строителями стоит задача научиться строить качественное европейское жилье по доступным ценам.
Надо остановить отток потребительских ресурсов в Москву, увеличить торговый и развлекательный потенциал города. Но при этом научиться решать проблемы, которые в связи с этим возникнут. Ведь расширение торговли – это увеличение количества мусора, а город и так от него задыхается. Опять же количество машин в Твери еще не дотягивает до европейского уровня, но в городе абсолютно нет парковочного бизнеса, что создает уже сейчас большую проблему. Плюс развалена система общественного транспорта, очень важная в любом европейском городе. Я наблюдал на семинаре за руководителем департамента транспорта – он сидел с совершенно убитым видом.
 
- А как вы относитесь к намерению тверских властей убрать из города трамвай?
 
- Трамвай – очень хороший вид транспорта. В Руане во Франции трамваи бегут по зеленому газону, чтобы не создавать пыли – новые, современные бесшумные трамваи. Конечно, те трамваи, что ездят по Твери, надо продать куда-нибудь в Индию или во Вьетнам…
А вообще в центре должно быть максимум пространства для пешеходов. Обустроить центр Твери – тоже первоочередная задача, именно за счет внимательного отношения к центру так выигрышно смотрятся города Западной Европы.
 
- Обсуждая концепцию развития Твери с разными слоями деловой тверской элиты, вы несколько раз упомянули, что Тверь становится «пригородом» Москвы. В Твери исторически не любят Москву, и многих это покоробило.
 
- Да, я заметил. В стратегии мы говорим о выработке между Тверью и Москвой позитивного симбиоза. Тверь должна найти свое место в окружении Москвы. Мы сформулировали миссию Твери так: «Тверь – это прогрессивный город, который привлекает людей и инвестиции благодаря высоким стандартам жизни и образования». И приглашаем всех к обсуждению стратегии развития.

Версия для печати
Авторы: Мария ОРЛОВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009- Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»