Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Анализ чувствительности проекта: только ли банкам он нужен?

Развитие компаний в настоящее время немыслимо без развития новых проектов. Будь то расширение текущей деятельности (если рынок растет, то почему бы и нет) или будь то диверсификация производства и продаж. Топтание на месте в бизнесе означает в лучшем случае отставание от конкурентов, от рынка в целом, а в худшем - рано или поздно приводит к стагнации и гибели компании. Итак, новые проекты…

 
В рамках данной статьи позволим себе не касаться определений и признаков проекта, полагая, что нечто нам интересное мы хотим продвигать, и считаем, что это - проект. Проблем при реализации проекта предостаточно: структурных, организационных, финансовых. Остановимся на последних.
Как правило, у менеджеров компаний или даже у собственников бизнеса на этапе подготовки проекта к реализации возникает (явно или нет) ряд вопросов, связанных с источниками финансирования. Остановимся, пожалуй, на главном из них: какие средства - собственные или заемные - привлечь для реализации проекта? Ни для кого не секрет, что для большинства компаний в настоящее время стоимость заемного капитала ниже стоимости собственного. Несмотря на неочевидность данного тезиса, убедиться в этом не так уж и сложно, стоит только посчитать стоимость собственных средств по любой из существующих ныне методик.
Решение принято - инвестиционный кредит. Безусловно, как и у любого вида кредитования, у инвестиционных кредитов существуют свои требования и правила. Полагаем, что на требованиях, связанных с формой и содержанием пакета документов, который необходимо надлежащим образом подготовить и предоставить в выбранную кредитную организацию, останавливаться не стоит. Как правило, такие требования достаточно формализованы, их варьирование незначительно и зависит от кредитной организации и компании-заемщика. Попробуем остановиться на одном документе, наличие которого, БЕЗУСЛОВНО, необходимо при получении инвестиционного кредита, а именно на бизнес-плане.
Требований к бизнес-планам ничуть не меньше, чем примеров этих самых бизнес-планов. К тому же эти самые требования, структура и содержание бизнес-планов достаточно подробно рассмотрены как в научной и деловой литературе, так и в доступных большинству компаний средствах массовой информации. По этим правилам рождаются, живут и, к сожалению, так и умирают большинство из них. В чем же проблема? Ответ прост: все без исключения бизнес-планы - это все-таки в первую очередь ПЛАНЫ, они же прогнозы, предположения, гипотезы. Да, у них все по правилам: детальное описание бизнеса, окружающая среда, потребители и конкуренты, маркетинг и экономика в целом, движение денежных средств и даже показатели эффективности проекта. Тогда почему же большинство из них так и остается красивыми планами на бумаге? Или по-другому: как и чем еще убедить кредитную организацию в реальности осуществления проекта.
 С такими проблемами столкнулись и мы. Причем в нашем случае вопрос сначала возник у кредитных организаций (читай, банков), а вот ответы на него были чрезвычайно интересны как TOP-менеджменту, так и собственникам компании. О чем же речь? А речь о влиянии ряда основных факторов проекта на показатели его прибыльности, правильнее будет сказать, о влиянии изменений таких факторов. Комплекс расчетов, связанных с определением влияния основных факторов проекта на его прибыльность, принято называть анализом чувствительности проекта.
Сразу оговоримся, что не претендуем ни на научную точность данного определения, ни на приоритет в его использовании; просто так удобнее.
Итак, наша цель при имеющемся бизнес-плане спрогнозировать отклонение прибыли в зависимости от ряда показателей проекта. Для удобства будем рассматривать чистую прибыль без учета внереализационных доходов (расходов). Полагаем, что такой подход оправдан ввиду слабой прогнозируемости последних.
Попробуем выбрать критерии показателей проекта, влияние которых на его чувствительность мы попробуем определить. На наш взгляд, это такие показатели, у которых:
существует однозначная и понятная всем участникам проекта измеримость;
влияние на прибыльность от реализации проекта очевидна и существенна;
их изменение в большей части зависит от принятия управленческих решений на стадии реализации проекта.
Исходя из приведенных выше критериев, а также из собственного опыта, для изучения чувствительности проекта мы можем предложить следующие показатели:
- количество проданных товаров (оказанных услуг);
- средняя цена товаров (услуг);
- себестоимость производства и реализации товаров (оказания услуг).
 Совокупность первых двух факторов определяет доходную часть, полученную компанией от реализации проекта, а последний фактор - совокупность всех затрат, возникающих на стадии реализации проекта. Стоит отметить, что инвестиционные затраты, возникающие на стадии запуска проекта, носящие разовый характер и не участвующие в формировании себестоимости внедренного проекта, в анализе чувствительности по очевидным соображениям участия не принимают.
Итак, для получения наглядного представления о чувствительности проекта по указанным выше показателям необходимо выяснить, насколько изменится прибыльность проекта при изменении каждого из выбранных показателей проекта на один пункт, т.е. построить зависимость (лучше всего графическую) этой самой прибыльности от указанных показателей.
Предлагаем рассматривать отклонение показателей, указанных выше, от заявленного в бизнес-плане размера, таким образом, полагая, что вариант развития проекта, предложенный в бизнес-плане, является базовым, т.е. наиболее вероятным. Проще говоря, считаем отклонения показателей проекта от базового варианта в некоторых незначительных пределах, например 5…10%. В этом случае, на наш взгляд, можно рассматривать зависимость прибыльности проекта от изменения его критериев как линейную.
Заметим также, что интересно рассматривать такую зависимость как в абсолютных (штуки, рубли), так и в относительных единицах (процентах).
Исследуя данные анализа чувствительности, можно получить достаточно интересную, на наш взгляд, картину: при всех достаточно приемлемых показателях эффективности проекта - NPV, IRR, нормального и дисконтированного сроков окупаемости - чувствительность прибыльности проекта по рассматриваемым параметрам довольно высока. Что это значит? Это значит, что «качели» прибыльности проекта существенны по одному или нескольким рассматриваемым параметрам (количество товаров или услуг, их цена и затраты на их производство и реализацию), т.е. отклонение каждого из параметров на незначительную величину приводит к существенным отклонениям прибыли, получаемой при реализации проекта.
Таким образом, результаты анализа чувствительности могут рассматриваться в качестве интегральных индикаторов финансовых и организационных рисков при реализации проекта, что позволяет собственникам или ТОР-менеджерам компаний принимать ряд важных управленческих решений еще на стадии подготовки проекта к реализации. В качестве очевидной первоочередной меры по снижению чувствительности проекта нами может быть предложено сосредоточить усилия менеджмента непосредственно на тех факторах, чувствительность прибыльности по которым наиболее высока, например:
- разработать реалистичный план производства и продаж товаров и осуществлять методический контроль над его реализацией, если чувствительность прибыльности существенна по объему продаж товаров;
- разработать и жестко внедрять детальный план привлечения и удержания клиентов, если чувствительность прибыльности существенна по объему оказываемых услуг;
- разработать и целенаправленно проводить адекватную ценовую политику компании (системы ценообразования, предоставления дисконтов, скидок, бонусов и т.п.), если существенна чувствительность проекта по цене;
- осуществлять строжайший контроль затрат компании, если чувствительность прибыльности высока к себестоимости производства товаров или услуг.
Резюмируя выше изложенное, можно отметить, что достаточно простая методика анализа чувствительности прибыльности проекта позволяет:
разработать детальный план реализации проекта, сконцентрировав основные усилия менеджеров проекта на его «узких» местах;
понимать перспективу развития проекта собственниками еще до стадии его реализации, по сути, смоделировав пессимистичный и оптимистичный варианты его реализации;
априори выполнить неявные требования кредитных организаций при привлечении денежных средств для реализации инвестиционных проектов.
Рассматриваемая в рамках данной статьи методика анализа чувствительности прибыльности проекта вследствие своей простоты не требует существенных затрат, но, на наш взгляд, позволяет реалистично оценить динамику проекта как его собственнику, так и кредитным организациям, что, в свою очередь, позволяет приблизить превращение бизнес-планов в реальные инвестиционные проекты. 

Версия для печати


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009- Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»