Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Где жить, чем дышать, чего ждать

Экология городской среды глазами экспертов

 

Президент России Дмитрий Медведев определил сроки реализации озвученных им в послании Федеральному Собранию инициатив в сфере экологии. 

 

До 1 марта 2011 года президент поручил подготовить предложения о механизмах содействия предприятиям, осуществляющим программы экологического оздоровления производства, и соответствующих территорий, а также о мерах по обеспечению широкого применения частно-государственного партнерства при реализации соответствующих программ. Отныне в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны войти показатели качества окружающей среды.

Кроме того, президент поручил руководителям субъектов Федерации ежегодно до 1 марта публиковать доклады об экологической ситуации в их регионах.

На круглый стол, посвященный экологии города, мы пригласили тех,  кого непосредственно касается сказанное президентом. С одной стороны, фирмы, которые должны начать программы экологического оздоровления. С другой - предприятия, которые могут содействовать осуществлению этих программ. И, наконец, те, кто их контролирует.

Мы задали нашим гостям три вопроса:

1. Общая оценка экологической обстановки в Твери. Что представляет наибольшую опасность?

2. Что лично каждый из участников делает, чтобы минимизировать экологические риски?

3. Что надо сделать вообще - на уровне региона, города, общественных организаций?

 

Сергей Гришин, начальник отдела промышленной безопасности и экологии ОАО «Сибур-ПЭТФ»: 

 - Являясь коренным жителем Твери,  знаю о проблемах родного города не понаслышке. Выбросы, отходы - все это вторично. Самый большой вред здоровью наносит отвратительное качество питьевой воды. И это при том, что в городе есть пять водозаборов и отдельные скважины. Конечно, это действовать не будет, если система водоподготовки, которая приводит воду к надлежащему качеству, у нас не отработана.           

Максим Борисов, главный специалист-инспектор Тверской городской экологической инспекции:

 - Считаю, что основная проблема Твери - образование социальных свалок на территории города. Они повсюду. А структуры, отвечающие за мусор,  исполняют свои обязанности не вовремя. И сложнее ситуация в частном секторе, где жители отказываются платить за вывоз отходов. В результате дополнительные расходы ложатся на плечи районных администраций.

Если же жители все-таки платят,  начинает «хромать» организация вывоза бытового хлама. Мусоровозы ездят по графику, удобному исключительно спецавтохозяйствам. И люди зачастую не могут пользоваться такой услугой. Вот и получаются у нас бесконечные горы мусора. Но и установленный контейнер нашим людям не помеха, чтобы организовать вокруг него свалку.

Дмитрий Санников, заместитель начальника Управления АТИ Тверской области:

- Согласен во многом с коллегой. Но особо хочу отметить, что проблемы, существующие в Твери, не просто проблемы управляющих компаний, это глобальные проблемы утилизации. Недавно прочитал рейтинг чистых городов страны. Его возглавил Белгород. Такой статус городу удается поддерживать за счет трех составляющих: мусороперерабатывающий завод, раздельный сбор мусора,  высокие штрафы. Если говорить о стоимости наказания у нас,  она невелика. За неуборку контейнера: сначала предупреждение, потом штраф до 20 тысяч рублей для юрлиц. В том же Белгороде, к примеру, компания вынуждена будет заплатить за подобное 500 тысяч рублей. Аналогичный пример с контейнерными площадками. Затраты на установку составляют 70-100 тысяч, штраф за их отсутствие - 5 тысяч. Очевидно, выгодно второе.

Еще одна проблема - уборка улиц и тротуаров. По действующим нормативам должна происходить очистка и самого дорожного полотна, и прилотковых, и лотковых зон, то есть весь мусор должен убираться. В Твери это делается исключительно на магистральных улицах. А ведь вся грязь с тротуаров через ливневые канализации попадает в наши реки. Думаю, не стоит забывать этот факт влияния на экологию.

К сожалению, не помнят у нас и про утилизацию отработанных моторных масел. Достаточно зайти на любую конечную остановку транспорта и увидеть, как там чинят машины, как все это попадает в почву.

Вообще, что касается сбора мусора, здесь есть неплохой стимул для населения. Один из предпринимателей мне как-то сказал: «Вот решили же проблему лома черных металлов. Стали людям платить за него, они и начали собирать». Так и здесь надо. Вопрос в раздельной утилизации: необходимо наметить основные перечни и перерабатывать определенные виды мусора во вторсырье.

К примеру,  есть отличный вариант переработки старых шин, являющихся, кстати, опасным видом отходов. Наш «Искож» сейчас как раз этим занимается, получая из использованных шин специальную крошку для ремонта дорожного покрытия. И такие начинания надо поддерживать, такие проекты должны быть. А их реализации должна содействовать администрация области. Кроме того, надо менять психологию наших людей.

Ксения Осипова:

 - Вы говорите абсолютно верные вещи. Но у меня вопрос по части экологической инспекции. Деятельность предприятий, находящихся в черте города,  как проверяется? Какая работа ведется с представителями бизнеса?

Максим Борисов:

- Крупные предприятия проверяют другие структуры: Ростехнадзор или департамент управления природными ресурсами, в зависимости от того - федеральные это организации или региональные. Наши же проверки осуществляются в рамках кодекса благоустройства Твери. Наша инспекция уполномочена следить, каким образом организован вывоз бытовых отходов, как закреплен контейнер, каково его содержание. Потому контролировать выбросы данных предприятий в атмосферу, их влияние на окружающую среду призваны органы другого уровня. Мы как представители муниципальной власти действуем исключительно в рамках данного кодекса.

Мария Орлова:

- Разве это правильно, что одни занимаются выбросом в атмосферу,   другие - выбросами на помойку, третьи - выбросами в реку? Ведь из-за разрозненности контролирующих органов дробится комплексное решение проблемы.

Дмитрий Санников:

- Все так. Тем не менее есть кодекс, есть распределение полномочий.

Сергей Лундин, зам. ген. директора ООО «Еврохимпродукт»:

- Дополню по поводу контроля над деятельностью предприятий. Наша организация работает в сфере утилизации нефтесодержащих продуктов,  а потому промышленная картина нам близка и знакома. Про крупные заводы говорить не буду, они как раз отличаются своей законопослушностью. Хочу отметить фирмы вроде небольших автосервисов на территории гаражных кооперативов. Их никто не проверяет. А их (пусть и минимальные) ежедневные выбросы в комплексе представляют огромную угрозу. Они бесконтрольно используют отходы в качестве отопительного сырья. Можно только представить, сколько тяжелых металлов попадает в воздух, которым мы дышим. Пробовал привлечь экологическую инспекцию, но люди там действительно связаны по рукам и ногам. Мер воздействия у них почти нет. За то, что мусор выбрасывается рядом с сервисом, они могут оштрафовать, а за то, что люди вот так открыто вредят, - ничего не могут сделать.

Наталья Дешева, зам. ген. директора ООО НПФ «ТЭТА»:

- Вообще, мусор сам по себе не рождается, сами граждане виноваты в загрязнении окружающей среды. Мы все потенциальные источники образования отходов. Потому одна из причин проблемы - низкий уровень экологического образования населения. Необходимо просвещать не руководителей предприятий, а конкретно каждого человека. Вот у меня,  как у автолюбителя и эколога, вопрос, куда сдавать уже негодные масла. Дома стоят две канистры отработки. Сергей Сергеевич, примете? А наша фирма, в свою очередь, возьмет компьютерный лом.

Сергей Лундин:

- Конечно,  мы принимаем 36 видов отходов. Причем сотрудничаем и с физическими, и с юридическими лицами. Пожалуйста, приезжайте. Давайте организуем сервис по сбору отработанных масел.

Мария Орлова:

- О, так вам можно сдать наши сломанные мониторы! Весь мир живет по принципу, когда мусор выкидывается раздельно, и многие составляющие отсортировываются, не доезжая до свалки. Вот в наш быт вошли энергосберегающие лампы. Что нужно делать после их использования? Выкидывать или закапывать в землю, как пишут в некоторых инструкциях?

Сергей Лундин

- Ни в коем случаем нельзя закапывать, это страшная вещь. Это ртутьсодержащие предметы - отходы первого класса опасности. И сейчас они будут бесконтрольно выбрасываться.

Максим Борисов:

- Правительство страны разработку механизма по утилизации энергосберегающих ламп поручило вести муниципалитетам лично. Нами в данный момент такая программа обсуждается. В промышленных масштабах трудностей здесь не возникает, а вот относительно индивидуального подхода есть сомнения. Как заставить каждого гражданина самостоятельно приносить на сборные пункты лампы? Очевидно, что действовать надо рублем: человек приносит лампочку, взамен получает скидку на покупку следующей, к примеру. Но за чей счет это будет делаться - пока непонятно. Программу об охра не окружающей среды на территории Твери мы выносили как-то на заседание городской Думы. Но она пока не принята ввиду огромных финансовых затрат. Но поскольку проект масштабный и не может пока целиком реализоваться, в жизнь претворяется часть его направлений.

Сергей Лундин:

- Мы,  например, готовы участвовать в подобных программах, рассматривать скидки и льготные условия, принимать и обезвреживать эти лампы посредством сложного процесса демеркуризации.

Владимир Родионов, ген. директор ООО «Эко-Сервис»:

- На Западе есть неплохой закон: все предприятия, что-либо производящие,  должны закладывать в продажу и утилизацию этих продуктов. В России это не работает,  у нас ни один производитель за этим не следит. Потому что нет четкого закона, обязывающего исполнять правила утилизации. Вот когда это учтут, тогда и понесет потребитель сдавать свои лампочки в магазин, где их будут принимать. Вопрос стоит только в принятии дополнения к федеральному закону об окружающей среде.

Что касается утилизации прочего мусора, хочу поделиться опытом нашей фирмы. Поскольку ездить на нашу свалку совершенно невыгодно, из-за ее неблизкого расположения происходит только огромный износ резины, мы организовали станцию перегруза. На ней отбираем картон, металл и т.п., сдаем на вторсырье. Лишние кубы на свалку уже не везем. Увы, не все отходы мы знаем, куда сдавать. В то время как в Москве или Питере подобные пункты приема на каждом шагу, у нас они единичны.

Максим Телицин, руководитель Тверского ЭКА-Центра:

- Тем не менее ситуация в городе меняется. На недавнем круглом столе мы с коллегами договорились начинать решать проблему с детей: проводить беседы-разъяснения, организовать сбор старых батареек через школы. Кроме того, совместными действиями с АТИ и экологической инспекцией добились внесений изменений в кодекс благоустройства. Теперь все кооперативы, занимающиеся заменой масел, на своей территории обязаны будут установить емкость разрешенного образца для сбора данных отходов. Также планируем организовать работу внештатных экологов, которые будут сообщать о местах свалок.

Сергей Гришин:

- Толку от этих общественных экологов никакого, когда никто ничего не знает о том, где принимаются масла, компьютерные составляющие и т.д. Да, что-то есть на сайте экологической инспекции, но бытовой потребитель туда не заходит.

Николай Тараненко, ген. директор ООО «Еврохимпродукт»:

- Наше предприятие тоже создало экологический портал, где мы рекламируем услугу одного окна. В одном офисе можно будет сдать все, не бегая по разным точкам.

Вячеслав Сорокин, начальник технического отдела ООО «Энергоспецмонтаж»:

 - Милые дамы и господа, вы прекрасно говорите, но слова должны подкрепляться делом. Вот мы уже второй год эксплуатируем котел,  работающий на мусоре, на основе пиролизного сжигания и полной газификации (температура горения - 1300 градусов). Вообще, расчеты показали, что всю Тверь можно отопить только вывозимым мусором, не затрачивая денег на газ, уголь или солярку. Вообще,  данным изобретением на одной из выставок заинтересовались немцы, видя в нем реальную помощь экологии, а соотечественникам, к сожалению, это неинтересно.

Николай Тараненко:

- Каково же соотношение цены и качества? Насколько эффективен данный аппарат?

Александр Галиев, генеральный директор ООО «Энергоспецмонтаж»:

 - Своего рода это установка для утилизации бытовых отходов, обрабатываемый объем - 100 килограммов мусора в час. Использование КПД - 80 процентов, стоимость невысокая - порядка 100 тысяч рублей за единицу.

Николай Тараненко:

 - Действительно, цена невысокая, предложение интересное. Думаю, многие из здесь присутствующих задумываются над возможностью приобрести подобный котел.

Мария Орлова:

- Сегодня столько говорили о мусоре, о бытовом хламе, коснулись нефтяных отходов. Не стоит забывать, что мы город, стоящий на трех реках, а качество воды при этом оставляет желать лучшего. Пытаясь исправить экологическую ситуацию города и вывести ее из критического положения, компания ЗАО «Ю-Тверь» занялась разработкой сети заправок для катеров и яхт.

Михаил Яковленко, ген. директор ЗАО «Ю-Тверь»:

- Тверская область потребляет в год 800 тысяч нефтепродуктов. Отработанные вещества выбрасываются в атмосферу. Спектральный анализ воздуха, которым мы дышим, «богат» на вредные соединения: здесь и углекислый газ, и сера, и фенолы. Что же можно сделать на сегодняшний день? Город фактически превращается в пробку, еще год-два - и мы окажемся в газовой камере. Нужно делать дороги, чтобы сократить время пути. На сегодняшний день скорость движения у нас в два раза меньше, чем положено. А ведь при условии хорошей дорожной инфраструктуры из одного пункта в другой можно доехать не за 30 минут, а за десять, к примеру.

Как нефтяника особенно волнует проблема воды. Для Твери было бы актуально развитие водного транспорта. Владельцы катеров,  яхт,  лодок заправляются прямо на воде. Соответственно, часть топлива попадает в реку. Поэтому мы предлагаем строительство нашей автозаправочной станции «Река Берег». Данный объект привлечет внимание к городу и будет полезен нашим владельцам, к тому же значительно улучшит экологию воды.

К сожалению, идеи у нас внедряются плохо. Власть однозначно должна повернуться лицом к людям. Только тогда мы сможем достичь каких-либо нормальных результатов. Ведь на сегодняшний день вода и воздух - то, чем мы живем. В Санкт-Петербурге при участии Валентины Матвиенко подобную станцию заправки построили, и она уже дает ощутимые результаты. А я с этой идеей хожу почти два года - результатов нет. Но вода камень точит, как говорится.

Ксения Осипова:

 - Действительно, в регионе, который позиционирует себя как регион туризма, в котором активно развиваются сферы экономики, медицины, образования, по части экологии необходимо принимать кардинальные меры. Контроль должен быть жестче, штрафные санкции больше,  элементарно должны выполняться функции по уборке и утилизации мусора. Если власть обернется к этой проблеме лицом, а бизнес будет в этом помогать, тогда, наверное, дело сдвинется с мертвой точки.    ?

 

Cогласно поручению президента до 1 октября 2011 года необходимо разработать нормативы качества окружающей среды, учитывающие состояние и особенности конкретных территорий, положив их в основу системы нормирования воздействия хозяйствующих субъектов на окружающую среду.

Версия для печати
Авторы: Записала Екатерина НОВАКОВСКАЯ


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009-2018 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»