Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Торговля по новым правилам: что изменилось?


Прошло более полугода с момента вступления в силу Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», однако до сих пор не разрешены споры по поводу применения его отдельных положений. Предполагалось, что Закон защитит производителей от ритейлеров: от поборов за место на магазинных полках, от бесконечных отсрочек платежей, от «навязывания» кабальных условий и чрезмерных штрафных санкций для производителей. Что же Закон повлек на практике для предпринимателей? Существенных изменений несколько.

  

Ольга Сидорова, руководитель отдела правового консалтинга ООО «Профи-центр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ирина Вишнева, ведущий юрисконсульт ООО «Профи-центр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Срок оплаты и маркетинг

Задержка платежей со стороны торговых сетей – проблема номер один, существование которой подтверждается многочисленными антимонопольными делами в 2009 году на этот счет. Именно поэтому внимание законодателя не могло ее обойти. С 1 августа 2010 года вступила в силу та часть Закона, которая касается срока расчета за поставленную продукцию. Теперь для скоропортящихся продуктов он составляет не более 10 дней, для товаров со сроком годности 30 дней — до 30 дней соответственно, и если продукция хранится больше месяца — до 45 дней. Теоретически затягивания сроков оплаты не допустимо. Однако пока нет штрафных санкций для ритейлеров (соответствующие поправки в КоАП РФ еще не приняты) ситуация с оплатой вряд ли кардинально изменится. Как отмечают эксперты, все это может сказаться только на производителях продовольственных товаров. Остальным же, скорее всего, удлинят сроки оплаты: раз торговые сети обязаны заплатить одним поставщикам в течение 10 дней, другие могут и подождать.

Еще одно изменение связано с запретом на включение в договор поставки обязательств по оказанию маркетинговых, рекламных и иных услуг. Теперь «продвигать» товар можно только на основании отдельно заключенных договоров.

 

Премии, бонусы, скидки…

           Отметим, что ранее среди компаний, занимающихся оптовой торговлей, была распространена практика поощрения покупателей товара путем выплаты так называемой «премии за объем» приобретаемого товара. ФЗ № 381 подвел данную практику под свое правовое регулирование. Так, Законом определено, что соглашением сторон договора поставки может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров (п. 4 ст. 9 ФЗ № 381). Таким образом, фактически стороны могут включить условие о выплате премии за объем как в основной договор поставки, так и согласовать данное условие в дополнительном соглашении к договору.

Указанная премия за объем тождественна премии (скидке), выплаченной продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора. Как следствие – есть все основания учитывать указанные выплаты при исчислении налога на прибыль. На этот счет уже высказался Минфин РФ, подтвердив возможность уменьшении налогооблагаемой прибыли за счет указанных выплат (письмо от 13.04.2010 № 03-03-06/1/263).

Однако сейчас существенно ограничен размер такого вознаграждения. Он не может превышать десяти процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. Кроме того, новым Законом введен запрет на выплату «премии за объем» за закупку социально значимых продовольственных товаров. К таким товарам, в частности, относятся товары со сроком годности менее 10 дней: мясо кур, молоко питьевое, основные сорта хлеба и т.п.

Известно, что уже давно сложилась устойчивая многолетняя практика включения в договор поставки условий о выплате премий, бонусов, предоставлении скидок покупателю за выполнение последним  определенных условий договора поставки (например, за отсутствие просрочек в оплате товара, закупке в установленном периоде определенного объема и ассортимента товара и т.п.). Также стороны могли предусмотреть условия о выплате покупателю единовременных премий за поставку во вновь открывшиеся магазины, за факт заключения договора поставки, включение нового вида товара в ассортиментный перечень и т.п.

Очевидно, что включение подобных условий в договор поставки было выгодно прежде всего покупателям товара, которыми зачастую являются крупные торговые сети-монополисты. В связи с чем на практике повсеместно встречались случаи навязывания крупными торговыми сетями аналогичных условий поставщикам. Принятие же нового Закона позволит поставщикам настаивать на исключении невыгодных для себя условий из договоров поставки.

Запрещено также и включать в цену договора поставки продовольственных товаров иные виды вознаграждения помимо вознаграждения за приобретение определенного количества товара (п. 6 ст. 9 ФЗ № 381). Вместе с тем, указанное условие Закона спорно и вызывает множество разногласий по поводу его применения на практике.

          В связи с запретом на включение в цену договора иных видов вознаграждения помимо премии за объем (п. 6 ст. 9 Закона) ФЗ № 381 фактически исключил из правоприменительной практики по поставке условия о предоставлении скидок, выплате премий и бонусов покупателю товаров за выполнение определенных условий договора. Однако не все так однозначно, поскольку сам Закон содержит противоречивые условия на этот счет. Так, п.п. 2 п. 1 ст. 13 Закона относит указанные выше условия к дискриминационным и запрещает их навязывание контрагенту, что само по себе не исключает их применение в случае согласования таких условий сторонами договора поставки. На этот счет уже высказался Минфин РФ, указав, что расходы на вознаграждение, не предусмотренное п. 4 ст. 9 ФЗ № 381, не учитываются в целях налогообложения прибыли (письмо Минфина РФ от 12.04.2010 № 03-03-06/1/251, от 13.04.2010 № 03-03-06/1/263).

           Судебная практика по столь актуальному вопросу еще не сформировалась, поэтому вопрос о правомерности включения в договор поставки продовольственных товаров условия о выплате вознаграждения, не предусмотренного п. 4 ст. 9 ФЗ № 381, на сегодняшний день остается открытым.

 

Ответственность за нарушения

Отметим, что Закон ввел также и так называемые антимонопольные правила. Их смысл – исключить дискриминацию между хозяйствующими субъектами в сфере торговли. Так, ранее работать с крупными сетями поставщикам зачастую приходилось на крайне невыгодных условиях: это и условия о возврате поставщику нереализованных товаров по истечении определенного срока, о возмещении поставщиком убытков в связи с утратой или повреждением товаров после перехода права собственности на них к покупателю, о запрете в заключении договоров поставки с иными компаниями (торговыми сетями), о внесении поставщиком платы за право поставок товаров покупателю, о внесении поставщиком платы за изменение ассортимента продовольственных товаров и др.

Сейчас законодатель попытался «защитить» поставщиков, предусмотрев запрет на навязывание таких дискриминационных условий поставщику. Предполагается, что новый Закон сможет дисциплинировать крупные сети, что, однако, не исключает возможность включение кабальных условий в договор на «добровольных» началах. Подтверждением последнему может служить и официально озвученная позиция антимонопольного органа, который подтвердил, в частности, что, например, добровольное включение условия о возврате продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока, не является нарушением.

Теперь о главном. Какая ответственность грозит предпринимателям, если он не успеют привести свои договоры в соответствие с Законом? Первое. Проверка со стороны антимонопольной службы, как следствие – предписания, штрафы за нарушение антимонопольного законодательства, суды, в том числе оспаривание договоров, не соответствующих Закону. Второе. Гражданско – правовая ответственность (возмещение убытков) за включение в договор поставки условий, противоречащих Закону. Третье. Административная ответственность. Уже сейчас рассматривается законопроект, предусматривающий штраф в 100 до 300 тысяч рублей за наличие в договорах с торговыми сетями условий, запрещенных Законом.

Известно, что любые законодательные нововведения порождают множество вопросов и проблем на практике. Увы, но такова российская действительность. После принятия нового Закона о торговле бизнес вновь вынужден пересматривать давно налаженные схемы работы со своими партнерами, перезаключать договоры либо вносить изменения в уже действующие, искать новые способы оптимизации своей деятельности. Безусловно, не обходится и без трений. Касаются они товарных отношений — торговые сети переписывают свои контракты с поставщиками по новым правилам, где необходимо понять и просчитать все нюансы. Сейчас у сетей есть реальная возможность извлечь пользу из нововведений: в частности, улучшить логистику, управление запасами и материальными потоками. Все эти вопросы актуальны, злободневны и порою требуют максимально оперативного и юридически грамотного решения. Иначе – судебные споры с контрагентами, срыв поставок, долги, претензии налоговиков. Поэтому юридически обезопасить свой бизнес – основная задача тех, кто определяет вектор его развития. В конечном счете, именно от этого и зависит успех!

Версия для печати


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009- Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»