Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное ежемесячное 60-страничное издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса. Издается в Твери, распространяется в Тверской, Московской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Ленинградской, Ярославской, Воронежской, Липецкой, Белгородской областях. Журнал анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, логистика, энергетика и многое другое – все это в журнале «Бизнес территория». Основные темы журнала: комплексное развитие территорий, территориальный маркетинг, девелопмент, инфраструктура, инвестиции, промышленность, сельское хозяйство, недвижимость, промышленные площадки, новости.

 

 

 

 

 

Тверь в XXI веке

В прошлом номере нашего журнала мы начали разговор о стратегии градо - строительной политики Твери. Но градостроение – это лишь часть большой социо-культурной концепции выживания и развития Твери в XXI веке. Что думают о настоящем и будущем города архитекторы, культурологи, искусствоведы?

 

 

Борис Губман, профессор,
заведующий кафедрой истории
и теории культуры ТвГУ.

История должна быть элементом настоящего
 Мне бы хотелось отметить фактор исторического фона в развитии нашего города. Фактически до нас дошли архитектурные памятники Твери за последние двести лет, притом, что сама история города по письменным источникам прослеживается с гораздо более раннего периода. При этом для сохранения хотя бы этого исторического наследия очень мало что сделано. В Европе есть старые кварталы в городах, которые хранят память о своих эпохах. Они в своей фасадной части очень хорошо передают исторический колорит эпохи, не являются развалинами и изнутри функционируют как вполне современные здания. В Твери от деревянной архитектуры, пусть даже и XIX века, мало что осталось.
 США, обладая небольшой?по европейским меркам историей, стараются придать аромат истории каждому значимому событию, в каждом городке существуют местные музеи локальной истории, которые актуальны и посещаемы. Для сравнения: некоторые наши студенты вообще не представляют, что есть в фондах и экспозициях Тверской картинной галереи, которая в некотором смысле сопоставима с Русским музеем по качеству фондов, представляющих живопись XVIII века. Историзация происходит и через обращение к античной истории – в каждом центре штата есть свой Капитолий, и это копирование не Вашингтона, как могли бы подумать наши современники, а Рима. Другой стороной «импорта культуры» является скупка произведений искусства европейских мастеров, что превращает американские музеи в сокровищницы европейской, а не только американской культуры.
 В европейских городах стараются не размещать все культурные артефакты в одном месте, а разносят их в разные точки. Это банальный маркетинговый ход – желая обойти всю коллекцию, вы неизбежно заплатите за вход не в один, а в 3-4 музея. А это зарплаты, налоги, рабочие места…
 Другой особенностью является развитая система обменов между музеями, в итальянской Пизе с населением в 100 000 человек проходят египтологические выставки. Вы можете представить себе выставку египетских древностей в Торжке? С другой стороны, сейчас в краеведческом музее проходит выставка работ Сальвадора Дали. Кто об этом знает? Где информационные щиты на весь город? Где баннеры на городских сайтах, хотя бы областной и городской администрациях? В любом среднем европейском городе есть музей современного искусства – это не только форма поддержки современных художников, но и форма инвестирования, ведь стоимость этих картин только увеличивается.
 И напоследок, что такое День города Твери? Это ларьки с шариками, булочками и пивом, не совсем трезвым населением и салют, из года в год один и тот же. Чем отличается один День города от другого? В чем специфика тверского праздника? Как отражается тверская история на этом празднике? Зачем он? Сделайте из этого ежегодный фестиваль, поставьте лазерные установки, воссоздайте в Городском саду тверской кремль, совместите фестиваль «Созвездие» с этим днем, вместо того, чтобы привозить из Москвы группы-однодневки с безвкусной попсой. Это и будет лучшим вкладом в развитие привлекательности Твери как культурного центра. История должна быть элементом настоящего, если вы хотите иметь будущее.

Татьяна Куюкина, директор Тверской областной картинной галереи, член Союза художников России.

Перспективы Твери как культурной столицы
Исторически Тверь давно состоялась как столица: сначала Тверского княжества, в новое время – Тверской губернии, в новейшее – Тверской области. Поэтому доказывать свое положение исторически главного города региона ей не надо. А вот подтверждать этот статус, или нравственное, культурное, инновационное, событийное, архитектурное и прочее лидерство, – следует постоянно, подтягивая тем самым за собой другие города и веси подопечного края. Столица – это обязательно лидирующий город, причем во многих направлениях, но в первую очередь – в культурном движении.
 Тверь, конечно, древний город, без малого – тысячелетний. Однако от седой древности остались только три реки, имеющие по-прежнему градообразующее значение и украшающие город там, где их течение не скрыли унылые фасады производственных построек, неряшливые палатки новых торговцев и рестораторов, непроницаемые заборы «долины нищих» или стихийно заросшие берега. За пределами двух мостов, на главных фасадах города – каковыми являются речные магистрали, практически нет красивых зеленых зон, общественных зданий и танцевальных или музыкальных площадок, цветников, малых архитектурных форм, парковой пластики, видовых точек, променадов и т.д., которые должны были бы позиционироваться на набережные и работать на образ города. Сейчас же, коли глянуть на наши набережные, то возникнет образ не только не столичный, а вообще не городской, а некоего странного поселения или полузаброшенной промзоны. Но грех вполне исправимый; при настойчивой работе результаты вполне можно увидеть и при жизни.
Практически не сохранила Тверь и своего средневековья. Кремль выгорел в XVIII веке, прихватив с собой близлежащие посады с их постройками гражданского назначения. Большинство церквей и монастырей, находившихся некогда в городских границах, уничтожили последующие столетия, главным образом – двадцатое. Так что в смысле древностей не тягаться нам с Новгородом или с Псковом, сохранившими памятники «старины глубокой».
Зато Тверь дворянского периода жива. А если вспомнить, что Екатерина II отстраивала наш город как образцовый для всей России, а великая княгиня Екатерина Павловна сделала из него практически третью столицу империи – здесь-то нам и карты в руки! И эти обстоятельства, в частности, обязывают Тверь на лидерство, по крайней мере, в регионе. К XVIII, XIX и началу XX столетий относится и большинство исторических персонажей и деятелей культуры, своим творчеством или биографиями связанных с тверским краем. Классический период был одной из самых ярких страниц тверской истории во всех отношениях. Однако без труда могу назвать несколько выдающихся памятников нашей истории, которые свидетельствуют об амнезии потомков: Екатерининский дворец (XVIII-XIX вв.), Пролетарка (нач. XX в.), леонидовский Дворец пионеров и Речной вокзал (оба – 1930-е гг.). Все они стоят не сами по себе, а влияют на среду вокруг них и являются вопиющими образцами беспамятности и дурного хозяйствования. Никакую Тверь не чтим: ни советскую, ни императорскую! И властям и горожанам, т.е. каждому из нас и всем вместе необходимо сделать все возможное, чтобы сохранить, восстановить и благоустроить культурный ландшафт города, в котором мы живем. Хорошо бы нам попристальней вглядеться в наше прошлое, постараться понять этот исторический образ, атмосферу, увидеть даже бытовые мелочи, а не увлекаться ложно понятыми «народными гуляниями», в форме которых отмечаются без разбору почти все тверские праздники. Это тем более важно и потому, что XX век не знал такого города, как Тверь, и имя надо восстанавливать не только вербально. Разумно же воспринятые традиции не помеха движению в ногу со временем. 
 Но одних традиций для подтверждения высокого статуса недостаточно. Необходимо неустанное стремление к обновлению: создание благоприятных условий для творческой активности, предоставление лучших площадок для молодежных инициатив, создание сети клубов по интересам, различных выставочных залов, проведение скульптурных пленэров и архитектурных конкурсов, даже если они не всегда заканчиваются практическим результатом, но возбуждают работу интеллекта, оттачивают вкус, дают свободу дискуссиям, направляют усилия в контекст актуального поиска. Для культурных инноваций в городе остро необходим центр современного искусства. Однако не может он возникнуть на пустом месте или только волевым порывом. Для его создания нужна соответствующая атмосфера, инициатива, новые творцы и зрители, которых тоже надо учить ходить по непроторенным дорожкам. Кроме свободы проявления это дает еще и подпитку здоровым амбициям. Если же мы хотим быть лидерами, мы обязательно должны поддержать разумные амбиции молодежи и творцов с их неформальными проявлениями, а не разгонять их по окраинным резервациям города, где жизни-то почти нет (к примеру, университетский городок на Соминке). Интеллектуальные, живые, амбициозные молодые лица должны быть видны на наших улицах, потому что это тоже признак столичности. 
 Нужно постоянно писать о происходящем во всех широко и не широко доступных СМИ. Есть немало интернет-рассылок и сайтов, которые предоставляют слово регионам. В частности, в «Новостях регионов», ежедневно размещаемых Министерством культуры РФ, есть информация о культурных событиях всей России: Сахалина и Вологды, Калининграда и Алтая, Подмосковья, Петербурга и Дагестана. Ни разу не приходилось прочитать там новости «с наших полей».
 Если сумеем это сделать, может и получится стать не только столицей Тверской области, но и культурной столицей страны или Европы.
 
Алексей Жоголев, архитектор.

 Почему Тверь не Венеция?
 В Перми развивается проект по превращению города в культурную столицу России, а по возможности и Европы, для создания альтернативного способа наполнения краевого бюджета. Каковы перспективы Твери в этом плане? Сможет ли она стать культурно значимым городом или, переводя на более прагматичный язык, есть ли перспективы превращения туристического бизнеса Твери в значимую статью городских доходов?
 – Тверь, как мне кажется, относится к «зоне рискованного культурного земледелия», здесь сложно говорить о наличии некоторой развитой традиции туристического сервиса, культурной традиции со значимым временным бэкграундом. Сложно сравнивать Тверь и западноевропейские города с их еще романо-германской историей. К желанию превратить Тверь в некий заметный культурный центр федерального уровня необходимо приложить неимоверные усилия – как экономические, так и социально-политические. Без установки на уровне правительства, чьей-то политической воли и изрядных финансовых вливаний – практически невозможно. По-моему, и в постановке вопроса заложено традиционное российское заблуждение: мол, появятся туристы, наполнят бюджет, и мы город станем поднимать, только дайте схему привлечения этих самых туристов. И схема, казалось бы, проста – назовем город культурной столицей, вот любопытные люди и потянутся сюда, как завороженные. Нет, любезные, нашего туриста, да и иностранного, на мякине не проведешь. Им надо предложить зрелище, чистоту и комфорт пребывания, ласковый сервис и, как центр мишени, ту изюминку, ради которой они откажутся от моря, солнца, греций, венеций и прочих колизеев, согласившись терпеть мороз, комаров и бездорожье.
 Есть такое понятие – «эффект Бильбао». Ничем не примечательный испанский город, в котором несколько архитекторов мировой известности построили ряд инфраструктурных и культурных объектов, заставил говорить о себе по всему миру. В частности, город обязан постройке музея Гугенхайма работы Фрэнка Гэри и аэропорту, спроектированному Сантьяго Калатравой. Они стали магнитами для туристов всего мира, в первую очередь музей, то есть сами объекты как архитектурные сооружения стали привлекать в город инвестиции и людей.
 Можно догадаться, что, раз в год выкашивая траву и латая тротуары, не следует ждать туристического бума. Сейчас в Твери просто нечего показывать. Обшарпанные постройки XVIII века, стоящие на пыльных улицах, мало напоминают туристическую Мекку.
 Пермский эксперимент более социальный, чем культурный. Для того, чтобы город стал культурным центром, требуется некое качество того населения и общества, которое наполняет этот город. Боюсь показаться неоригинальным, но для этого требуется некоторая привычка к уважению иной точки зрения, ведь в той же Перми есть проблемы с тем, что приглашенные из Москвы театральные деятели вызывают неудовольствие на местах тем, что они «взрывают» устоявшиеся местные традиции или просто иначе представляют себе культурные цели и задачи.
 Открытость же для культуры – первый принцип. Открытость и соревновательность. Для этого нужны конкурсы с прозрачными правилами, без кулуарных и междоусобных соглашений, вовлекающие в творческий процесс всех желающих и могущих творить. Пока каждый житель города не поймет, что культурный город предполагает личную ответственность за его состояние, будет сложно говорить о каких-либо позитивных изменениях. Люди на уровне подсознания должны привыкнуть к мысли, что они живут в культурной столице и для этого требуется постоянная информационная и практическая подпитка. Вот мы начали ежегодно проводить фестиваль имени С. Я. Лемешева, а чем он отличается от прочих фестивалей народной культуры? Что происходит на этом фестивале? На нем выступают ансамбли из уездных домов культуры, и результативность этого праздника как культурного феномена стремится к нулю. На деньги, выделяемые для проведения фестиваля, можно было бы пригласить в Тверь Пласидо Доминго, что стало бы гораздо более значительным событием. Я не занижаю значимость местного народного творчества, я просто призываю иначе организовывать такого рода мероприятия.
 Культура – есть многослойное явление, которое начинается с чистоты дворов и подъездов, и далее требует очень системной работы. Например, мы хотим иметь нормальный театр в Твери, который будет известен не только в нашем городе. Для этого необходима качественная театральная критика в прессе, на телевидении, в интернете. К сожалению, сегодня прессу интересует только формат рекламы. Кушайте граждане, что дают. Мы говорим о культурном центре? У нас нет профессиональной полемики по вопросам культуры, а также и адекватного заказа на объекты культуры.
 Еще одной проблемой является дефицит личностей, способных организовывать вокруг себя культурное пространство. В некоторой степени это связано с незначительным интересом тверского сообщества к культурным достижениям, а также низким уровнем конкурентоспособности самой интеллектуальной прослойки, которая в силу этого стремится к сохранению status quo. Как представляется, это не способствует творческим поискам и конкуренции идей.
 Рецепт создания культурного центра от Алексея Жоголева: «Пусть люди захотят оставить после себя добрый след. Для этого нужно сделать нечто лучшее, чем у всех. В условиях конкуренции и в сравнении своих результатов не с соседями по двору, а с лучшими мировыми образцами. Станьте центром вселенной, и мир начнет меняться».

Версия для печати
Авторы: Подготовил Денис ДАВЫДОВ


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 

тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6
e-mail:



 

© 2009-2016 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»