Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное ежемесячное 60-страничное издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса. Издается в Твери, распространяется в Тверской, Московской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Ленинградской, Ярославской, Воронежской, Липецкой, Белгородской областях. Журнал анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, логистика, энергетика и многое другое – все это в журнале «Бизнес территория». Основные темы журнала: комплексное развитие территорий, территориальный маркетинг, девелопмент, инфраструктура, инвестиции, промышленность, сельское хозяйство, недвижимость, промышленные площадки, новости.

 

 

 

 

 

Ищем Билла Гейтса

Бизнес и вузовская наука. Эти два понятия, несовместимые в традиционном советском восприятии, должны как-то совместиться в новых реалиях российской жизни. Иначе не выжить ни вузам, которые уже 20 лет балансируют на грани нищеты, ни бизнесу, который должен подпитываться новыми идеями и разработками. Тем более, что президент объявил курс на модернизацию, на развитие высокотехнологичных производств.
О том, что делается для поддержки высокотехноличного предпринимательства у нас, мы беседуем с начальником Департамента экономики администрации Тверской области Сергеем Аристовым. Кстати, он сам – выходец именно из такого бизнеса. И даже работал в наиболее динамично развивающемся центре IT-индустрии, индийском аналоге Силиконовой долины, городе Бангалоре.
- Сергей Анатольевич, какие меры поддержки для высокотехнологичного бизнеса предусмотрены вашим Департаментом?
- Конечно, на такой бизнес распространяются все меры поддержки малого и среднего бизнеса, которые существуют в нашем регионе. Напоминаю, у нас много программ, они реально действуют, ознакомиться с ними можно на сайте Департамента экономики, и ,чтобы участвовать в них, не нужно «проходить семь кругов ада». Все больше предпринимателей участвуют в этих программах.
Но что касается конкретно инновационной деятельности, к концу IV квартала будут выделены отдельные субсидии инновационным предприятиям.
- В разговоре с ректором ТвГУ Андреем Белоцерковским как мера поддержки такого бизнеса было названо создание областного венчурного фонда. Расскажите, как он будет работать?
- Ученые обычно предлагают идеи, а не проекты. Как эти идеи конвертировать в деньги, они не знают. Для того, чтобы помочь им довести свои идеи до коммерческого воплощения существуют стартап-фонды и венчурные фонды. Стартап – это доведение идеи до проекта. Затем подключается венчурный фонд.
Тверской областной венчурный фонд на сегодняшний день – это 400 миллионов рублей. Из них только четвертьполовина – это федеральные областные деньги. Венчурный фонд создает под проект компанию, вкладывает деньги в его раскрутку, затем, когда дело становится прибыльным, продает свою долю инвесторам. Максимальная сумма, которая выделяется на проект областным венчурным фондом -  это 2 60 млн. рублей.
Венчурный фонд – это еще и консалтинг. Наши ученые не предприниматели, они не знают, что такое планирование, бюджетирование.
Ученые обычно говорят: дайте мне 85 миллионов рублей, и я осчастливлю человечество. А кому свое изобретение они собираются продавать? Какую долю рынка оно возьмет? Обычно на такие вопросы изобретатели обижаются. И как раз специалисты венчурного фонда должны все это просчитать.
Федеральные венчурные фонды ушли в финансирование «дорогих» проектов. Так, фонд ВТБ-капитал вложил полтора миллиарда рублей в ГЛОНАСС. Наша ниша – «закрыть» менее глобальные проекты.
- Есть уже какие-то конкретные предложения от тверских ученых?
- На рассмотрении более ста потенциальных проектов. Из них десять имеют реальные шансы. Пока мы остановились на первых четырех, у которых максимальные перспективы. Ведь начинать надо с успеха.
- Что это за проекты, в каких сферах?
- Конкретно говорить я не имею права, ведь тут идея – суть бизнеса. Но сферы такие: машиностроение, FMCG (товары повседневного спроса, иными словами), связь и энергетика.
Максимальная проработка показывает серьезность намерений. Авторы должны видеть не только сильные, но и слабые стороны, осознавать уровень конкуренции. Понятно, что изобретение может не иметь аналогов, но «конкуренты» есть у любой вещи, даже у зубной щетки «конкурентом» является, к примеру, жевательная резинка.
- Инновационная деятельность в вузах сдерживается отсутствием инновационной инфрастуктуры. Не проработана методика, как превращать идеи в деньги. Какие перспективы здесь вы видите?
- Применение изобретений – давняя российская проблема. Все – от телевидения до сотовой связи – было изобретено в России, и обрело свою жизнь за ее пределами. Российские вузы и сейчас не готовят специалистов по коммерческому применению коммерциализации новых научных разработок. Например, в Тверской области мне известныен  только один несколько специалистов по стартапам – это Вадим Рыбачук  и я сам (улыбается).
успех.
Я запускал проекты в области информационных технологий, и весьма успешно. Но все знания приобретались на практике, лишь потом на практику стала накладываться теория. Если бы не было ограничений, связанных с государственной службой и  была возможность посвящать этому все свое время, я бы запустил за время своей работы в администрации от пяти до десяти проектов.
- Что реально уже появилось в тверских вузах для модернизации? Современные лаборатории, инновационные предприятия – они есть?
- Например, Тверской госуниверситет получил 150 млн. рублей на создание лабораторий по разным направлениям. Это федеральные деньги, мы помогали только нормативноТГТУ в подготовке заявки, лоббировали ее прохождение. Созданы два инновационных предприятия – «Фотоника» и «Андроника». В Тверском государственном техническом университете – пока ни одного предприятия, но наработки есть.  В Медицинской академии много изобретений, но их коммерческое использование для вуза ограничивает проблема интеллектуальной собственности на них.
Нужнее не только изобретения. Нужны «двигатели». Например, Билл Гейтс не был гениальным изобретателем, но он – гениальный менеджер. И только в случае, когда возникает команда, в которую входят и ученые, и менеджеры, возможен коммерческий успех


Кто не рискует, не выигрывает
Венчур (англ. venture — рискованное предприятие) — инвестиционная компания, работающая исключительно с инновационными предприятиями и проектами (стартапами). Венчурные фонды осуществляют инвестиции в ценные бумаги или предприятия с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. Обычно такие вложения осуществляются в сфере новейших научных разработок, высоких технологий. Как правило, 70-80 % проектов не приносят отдачи, но прибыль от оставшихся 20-30 % окупает все убытки.
Второй составляющей рынка инвестиций в сфере высоких технологий являются бизнес-ангелы. Если венчурные фонды, как правило, предпочитают вложения в проекты со средней степенью риска (типичная инвестиция — 1-5 млн. дол. в проект), то бизнес-ангелы, в основном, сосредотачивают свою деловую активность на вложения в компании на самой ранней стадии развития (50-300 тыс. дол. в проект) и, как следствие, более рискованных инвестициях. Зачастую ими движет не только денежный интерес, а что-то вроде «желания помочь хорошему человеку/проекту».


Запуск в открытый бизнес
Стартап (start-up, англ. запускать), стартап-компания — недавно созданная компания, (возможно, ещё не зарегистрированная официально, но всерьёз планирующая стать официальной), строящая свой бизнес на основе инновации, не вышедшая на рынок или едва начавшая на него выходить и обладающая ограниченным набором ресурсов. Зачастую стартап-компании называют «гаражными».
Особенно часто термин «стартап» применяется в отношении интернет-компаний и прочих фирм, работающих в сфере IT, однако, это понятие распространяется и на иные сферы деятельности. Также можно назвать стартапом не компанию, а отдельный венчурный проект в рамках компании.
Инновации, на основе которых строят свой бизнес стартапы, могут быть как глобальными (то есть быть инновациями во всем мире), так и локальными (то есть быть инновацией в отдельно взятой стране, но при этом в других странах эта технология уже не является инновационной). Примером локальной инновационной технологии является технология скоринга потенциальных заемщиков банков на основе анализа их кредитных историй. Для России эта технология является инновационной, а для других стран — например, для США — это уже не является инновацией.
Само понятие «стартап» очень тесно связано с Силиконовой долиной, функционирование которой было связано именно со стартапом. В 1939 году небезызвестные Уильям Хьюллет и Дэвид Паккард, являвшиеся выпускниками Стэнфордского университета, основали первый в мире стартап, превратившийся впоследствии в такого финансового гиганта, коим сегодня является корпорация Hewlett-Packard.

Версия для печати
Авторы: Мария ОРЛОВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 

тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6
e-mail:



 

© 2009-2016 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»