Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное ежемесячное 60-страничное издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса. Издается в Твери, распространяется в Тверской, Московской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Ленинградской, Ярославской, Воронежской, Липецкой, Белгородской областях. Журнал анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, логистика, энергетика и многое другое – все это в журнале «Бизнес территория». Основные темы журнала: комплексное развитие территорий, территориальный маркетинг, девелопмент, инфраструктура, инвестиции, промышленность, сельское хозяйство, недвижимость, промышленные площадки, новости.

 

 

 

 

 

НЕ заплатил налоги - спи спокойно и на свободе

С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон №383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», сокращающий возможности привлечения налогоплательщиков к уголовной ответственности за налоговые преступления.

 

Помимо Налогового кодекса изменения вносятся в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, закон «О милиции». Цель всех этих изменений, по мнению авторов законопроекта - декриминализация сферы налоговых правоотношений. А с точки зрения обывателя, наши законодатели попросту дали сигнал всем крупным налогоплательщикам о том, что отныне они могут спать спокойно.
 Тюрьма за налоговые преступления им теперь практически не грозит, а если и замаячит, то от нее можно откупится в самый последний момент: заплати долги вместе с набежавшими пени хоть за день до суда, и продолжай спокойно спать. Вплоть до следующей налоговой проверки, которая будет нескоро: как свидетельствует практика, она затрагивает всего 1-2 процента крупных хозяйствующих субъектов нашей страны. Есть такие фирмы и компании, которые за все время своего существования ни разу в глаза не видели налогового инспектора. И ничего, живут, а порой даже процветают.
Так в чем же суть принятых изменений во взаимоотношениях налогоплательщика и государства, и как они скажутся на пополнении бюджетов всех уровней? Разъяснить их попросили начальника Управления по налоговым преступлениям УВД по Тверской области полковника милиции Дениса Гонтарева.

- Денис Вадимович, складывается впечатление, что отныне уплата налогов, если и не станет делом сугубо добровольным, то будет очень напоминать игру в «кошки-мышки», правила которой хорошо известны «зайцам» в электричках: попался на глаза контролеру - плати штраф за безбилетный проезд. Не попался - спокойно езжай дальше без билета.

- Аналогия вполне допустимая, хотя на самом деле в налоговой сфере дела обстоят намного серьезнее, в том числе и вопрос наказания за уклонение от уплаты налогов. В чем суть принятых изменений? Они состоят в том, что основанием для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах может быть только факт правонарушения, установленный решением налогового органа, вступившим в законную силу.
При этом если юридическое или физическое лицо в полном объеме выполнило требование налогового органа об уплате недоимки, а также соответствующих пеней и штрафов, то оно не подлежит уголовной ответственности, даже если размер недоимки предполагает возможность наличия признаков налогового преступления.
Закон увеличил также значение размера уклонения от уплаты налогов и сборов, который можно считать крупным, в пять раз: для физических лиц - со 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей за три финансовых года подряд. При этом доля неуплаченных налогов должна превышать 10% подлежащих уплате сумм налогов и сборов, либо 1,5 млн рублей, - раньше эта сумма составляла 300 тыс. рублей. Для юридических лиц особо крупным размером предлагается считать сумму уклонения 2,5 млн рублей при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате, либо 7,5 млн рублей. То есть и здесь «потолок» увеличен в пять раз.

- Насколько стало известно, виновники налоговых преступлений, в отличие от воров, грабителей и мошенников теперь не будут изолироваться от общества, которое они обокрали. То есть на время следствия останутся на свободе, со всеми вытекающими для следствия последствиями. Невольно возникает ощущение, что наши законодатели, опасаясь, как бы их бизнес-жены и другие родственники, занимающиеся предпринимательством не попали в СИЗО, сознательно оградили их от такой неприятной перспективы. Вот и получается, что залезть в карман рядового гражданина и вытащить оттуда 1000 рублей гораздо большее преступление, чем обмануть государство на миллионы.

- Действительно, теперь за уклонение от уплаты налогов предварительное заключение не предусмотрено. Но это не означает, что наказания за налоговые преступления не последует. УК РФ предусматривает штраф за уклонение от уплаты налогов физлицами в крупном размере в сумме от 100 до 400 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода за период от 1 до 2 лет, а также арест на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года.
За это же деяние в особо крупном размере предусмотрен штраф от 200 до 500 тыс. рублей или в размере зарплаты или другого дохода за период от 18 месяцев до 3 лет, либо лишение свободы на срок до трех лет.
Но лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налога, если они до окончания предварительного расследования по делу полностью уплатили недоимку, пени и штраф, от уголовной ответственности освобождаются.

- Давайте проведем исторические аналогии. Известный американский гангстер Аль Капоне был посажен в тюрьму именно за налоговые преступления, - другие его преступные деяния американская Фемида просто не смогла доказать. А живи он сейчас в нашей стране, до сих пор гулял бы на свободе?

- Вне всякого сомнения. Что предъявили Аль Капоне, вся недвижимость которого была оформлена на подставных лиц? Сокрытие доходов, которые он получал, пользуясь этим недвижимым имуществом за последние 10 лет, и неуплату с них соответствующего подоходного налога. У нас отсутствует система за реальными доходами через расходы граждан, точнее сказать, она очень запутанная и поэтому плохо применима на практике. Если бы такая статья, по которой осудили Аль Капоне, была прописана в российском законодательстве, то в местах лишения свободы оказалось бы полстраны.
 У нас на сегодняшний день не только самое либеральное законодательство в отношении налоговых преступлений, но и не очень понятное разграничение налоговых полномочий. С начала этого года сложилась странная, если не сказать больше, ситуация, при которой налоговые органы, не обладая для этого достаточными полномочиями, должны сами выявлять преступления в налоговой сфере.
Схема примерно такая: наше ведомство только выявляет факты уклонения от уплаты налогов и схемы, которыми пользуются при этом некоторые предприниматели, и предоставляет их налоговой инспекции. Все. Дальше «копать» должны уже сами налоговики, у которых для этого порой не хватает ни времени, ни специалистов.
Опять же, с момента предоставления в налоговую инспекцию результатов наших проверок до того дня, когда они будут использованы, проходит немало времени. Его вполне достаточно для того, чтобы все «бумажные» концы надежно упрятать в воду. Более того, не факт, что все материалы, представленные нашими сотрудниками будут проверены налоговиками и дойдут до суда. И что характерно, ответственности за то, что потенциальные преступники останутся безнаказанными никто не несет.
Если учесть, что мы в состоянии за год проверить примерно один процент крупных коммерческих организаций, часть из которых так и не увидит в глаза налогового инспектора, то можно себе представить, сколько недобросовестных руководителей не платит в полном объеме налоги, и при этом, вопреки популярной одно время рекламе, спят спокойно. Межведомственные барьеры, которые мешают работать более эффективно нам, им это гарантируют.

- Действительно, ситуация более чем странная. И сколько же дел о налоговых преступлениях все-таки доходит до суда?

- В 2009 году было раскрыто и направлено в суд более 300 уголовных дел, фигуранты которых обвинялись в различного рода налоговых преступлениях. В результате, было возвращено в бюджет более 350 млн рублей. Неплохо обстоят дела и в первой половине нынешнего года: за пять месяцев государственной казне возмещен нанесенный ей ущерб в размере 86 млн рублей. Несмотря на все проблемы и межведомственные барьеры с УФНС по Тверской области у нас сложились хорошие деловые отношения, налажено четкое сотрудничество и взаимодействие.
Но, на мой взгляд, раскрытие преступлений, в том числе и в налоговой сфере, меньше всего должно зависеть от «человеческого фактора». Поэтому прежде чем принимать законы, наши законодатели должны подумать о том, как они будут работать в общей государственно-правовой системе. В перспективе, когда наша страна перейдет на «электронные деньги», а расчеты наличными деньгами будут сведены к минимуму, - в Австралии, к примеру, уже сегодня в обороте наличными находится всего 2% денежных средств, - отслеживать и предупреждать преступления в налоговой сфере станет намного проще. Исчезнут фирмы-однодневки, создаваемые для обналичивания денег, отследить недобросовестных налогоплательщиков можно будет, анализируя их текущие банковские операции, как это делается сейчас во Франции - словом, рычагов контроля будет намного больше.
Но для нашей страны создание такой системы - дело будущего. Хочется верить, не очень далекого.

Версия для печати
Авторы: Светлана АВДЕЕВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 

тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6
e-mail:



 

© 2009-2016 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»