Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное ежемесячное 60-страничное издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса. Издается в Твери, распространяется в Тверской, Московской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Ленинградской, Ярославской, Воронежской, Липецкой, Белгородской областях. Журнал анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, логистика, энергетика и многое другое – все это в журнале «Бизнес территория». Основные темы журнала: комплексное развитие территорий, территориальный маркетинг, девелопмент, инфраструктура, инвестиции, промышленность, сельское хозяйство, недвижимость, промышленные площадки, новости.

 

 

 

 

 

Бюджет – это идеология

Словарь определяет понятие «бюджет» как схему доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемую на определённый период времени. Казалось бы простенько, но, по большому счету, непонятно. Наша страна не так давно (в мировых масштабах) перешла к рыночной экономике. Поэтому многие из нас еще не совсем четко представляют себе, как формировать собственный бюджет, что такое федеральный, региональный, муниципальный бюджеты, от которых зависит благосостояние граждан.

Мы обратились за консультацией к главному финансисту Тверского региона заместителю губернатора Алексею Каспржаку.
– Действительно, знания по грамотному планированию бюджета важны не только в масштабах области или муниципалитета, но они важны и для каждой семьи. Потому что любой бюджет начинается с собственного, семейного.
В начале июня состоялись консультации в Министерстве финансов РФ по участию в проекте по повышению финансовой грамотности, который будет реализовываться на трёх пилотных территориях, в том числе в Тверском регионе. Курирует этот проект лично министр финансов Алексей Кудрин. Проект будет реализован при поддержке Всемирного банка. Суть его состоит в том, чтобы научить людей самостоятельно управлять своими финансами, привить им грамотное финансовое поведение – в том числе молодёжи и гражданам со средними доходами, которые не имеют сегодня широкого доступа к продуктам и услугам финансового рынка.
К сожалению, многие из наших граждан недостаточно знакомы с рынком финансовых услуг, и это нередко приводит к ошибочным поступкам. Меня удивляет, как некоторые покупатели устремляются в погоню за новыми техническими средствами, совершенно не считая при этом своих расходов. Многие граждане активно берут кредиты. Но при этом далеко не все понимают, на какие условия подписываются. Люди оформляют кредиты в магазинах с эффективной ставкой 30-50 процентов!
Зачастую многие из нас живут по принципу: я всё равно голый, поэтому сегодняшний день проживу, как последний, на полную катушку. Это неправильно. И поведение людей надо менять, прививая им культуру правильного распределения собственных доходов.
Программа финграмотности, которая будет у нас реализовываться, я надеюсь, поможет нашим гражданам участвовать в инвестициях на финансовых рынках, научиться управлять своими пенсионными накоплениями, сформировать разумное сберегательное поведение. Должно развиваться и такое направление, как защита прав потребителей финансовых услуг.
Некоторое время тому назад я уже предлагал в школах предмет «Домоводство» заменить на «Домашний бюджет». Пусть мама, если надо, научит сама своих дочек резать морковку. Управление собственными деньгами – это предмет, который сегодня важен для любого, и пусть знающие люди научат ему школьников.
Для каждого бюджета крайне важен горизонт планирования. К примеру, сейчас у нас в Тверской области трёхгодичный бюджет, то есть мы на три года вперёд можем планировать расходы. А большинство тверских семей живут либо в месячном, либо в полумесячном бюджете. То есть, они знают только то, какой у них заработок в месяц, для них оборот средств ограничен этими кусочками: аванс, зарплата.
А на самом деле стратегия формирования бюджета – его удлинять. Таким образом, мы увеличиваем возможность оперирования средствами: где-то кредитоваться, где-то отдавать занятое, где-то размещать свободные деньги.
В этой связи публичные бюджеты (региональные, муниципальные), ограниченные годом, – крайне неэффективны с точки зрения финансового управления. Также как и семейные бюджеты, составляемые на неделю вперёд.
Ведь что такое бюджет? Это не просто форма представления доходов и расходов. Бюджет – это идеология, которая определяет принципы распределения расходной части. Это финансовое отражение политики региона, расстановка приоритетов. Но приоритеты не бывают краткосрочными – нужно планировать на длительный срок, как и в каком порядке вы будете достигать поставленные цели.
Бюджет Тверской области – трёхгодичный, значит, он всё-таки нацелен на перспективу. Сегодня мы думаем не о выживании, а о том, какой будет область через несколько лет.
В ближайшее время мы в очередной раз выходим на рынок с облигациями, и для меня важно разместить их на длительный срок. Это может быть чуть дороже с точки зрения процентной ставки, но если сделать их очень «длинными», лет на семь-десять, то существенно вырастет горизонт планирования.
За последние годы мы далеко ушли в бюджетной политике от бухгалтерского принципа «поступило-потратил». Благодаря 184 федеральному закону, 131 федеральному закону произошло чёткое распределение полномочий между уровнями власти. Налоговый кодекс закрепил за каждым уровнем свои виды доходов. Регионы и муниципальные образования получили возможность прогнозировать доходы и расходы. И сразу пришло понимание, как можно грамотно влиять на ситуацию. Для муниципалитета важно управление имуществом и землёй, которое позволяет ему успешно развиваться, избавиться от дотационности. Для региона основные источники доходов – налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, которые растут с развитием региональной экономики, и поэтому целесообразно вкладываться в развитие экономики.
В доходной части нам нужно понимать, какие доходы мы получим сами, и какие средства придут из федерального бюджета. В расходной части – расставить приоритеты, распределить средства между отраслями с учётом необходимости решения ключевых задач. При этом нужно стимулировать отрасли и учреждения к эффективной политике.
Мой главный принцип: всё, что ты сэкономил, остаётся в твоей отрасли. Ещё когда я возглавлял департамент образования Тверской области, я договорился с губернатором Дмитрием Зелениным и департаментом финансов о том, чтобы, вводя нормативное финансирование, привязывая его к количеству детей, но при этом, зная, что демография у нас идёт вниз, объём субвенций оставить прежним. И все эти деньги реинвестировались сегодня в учебные расходы, в модернизацию имущества. Вам сейчас скажет любой директор, что, если три года назад он не знал, на что тряпку купить, то теперь он знает, что в этом году он купит компьютерный класс и сделает ремонт, а в следующем году поменяет мебель. Мы этого очень долго добивались. Раньше один умный начальник закупал всем кучу школьных досок и раздавал их, нужны, не нужны – не важно. Мы же хотим, чтобы сам директор распоряжался своим бюджетом, потому что он лучше знает, что ему необходимо.
Необходимо создавать отраслям конкурентные условия. Надо сделать так, чтобы все видели и знали, что деньги за оказываемую услугу приходят учреждению вместе с клиентом, учеником, пациентом.
Но для решения любой задачи нужен план действий и его последовательная реализация. Для Тверской области всё это выражается в цифрах областного бюджета. То есть, бюджет – это, с одной стороны, план, с другой – последовательность действий на несколько лет, с третьей – расстановка приоритетов.
В итоге, мы достаточно хорошо пережили финансовый кризис. По темпам роста доходов даже вошли в тройку лидеров в ЦФО. Расходы тоже выросли, причём значительно, почти на четверть в сравнении с предыдущим годом, в основном за счёт увеличения федеральных трансфертов.
Нельзя сказать, что мы вовсе не ощутили на себе финансово-экономический спад. Сокращение спроса на продукцию предприятий, в том числе таких крупных как Вагоностроительный завод, Экскаваторный завод, привело к снижению их налоговых платежей. Но в то же время многие другие предприятия работали стабильно, открылись новые производства, и в целом по налоговым поступлениям мы вышли в плюс. Конечно, темпы роста оказались значительно ниже, чем мы планировали до кризиса. Но всё-таки положительная динамика налицо. Каким образом мы этого достигли? В предыдущие годы мы брали деньги в долг и направляли их на развитие экономики региона.
В этом году у нас тоже положительная динамика, хорошие перспективы. Например, поступления по налогу на прибыль растут с существенным опережением графика, поэтому мы внесли изменения в областной бюджет, увеличили прогноз по доходам и соответственно расходы. Безусловно, тех темпов роста, какие были до кризиса, мы ещё долго не достигнем, но, повторюсь, динамика уже наметилась.
Налоговых и неналоговых доходов до конца года мы планируем собрать 23,2 миллиарда рублей, 9 миллиардов рублей должно поступить из федерального бюджета. Дефицит бюджета области составит по уточненному плану 7 миллиарда рублей, при этом все заёмные средства направляются не на текущие расходы, а на инвестиции в развитие. Это очень неплохие показатели, которые позволяют Тверскому региону входить в список наиболее стабильно работающих регионов Центрального федерального округа.

Версия для печати
Авторы: Марина ГАВРИШЕНКО


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 

тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6
e-mail:



 

© 2009-2016 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»