Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

 

 

 

 

 

По плану

Многие десятилетия Тверь жила без генерального плана – основного документа, регламентирующего жизнь и развитие любого города. И если наш город, в какой то мере, и смог сохранить свое историческое своеобразие, так это не благодаря, а вопреки этому обстоятельству. Наш сегодняшний консультант по вопросам генплана – директор МУП «Городской проект» Наталья Казанская

План Никитина
Столице Верхневолжья за последние 250 лет с генпланом повезло только один раз, в 1763 году, когда после пожара, уничтожившего все деревянные постройки города, в Тверь приехали ведущие питерские архитекторы того времени во главе с Петром Никитиным. Они и разработали первый генеральный план, который был утвержден лично императрицей Екатериной II. Именно он позволил Твери обрести свой неповторимый облик, и до сих пор вызывает восхищение современных архитекторов своим классическим подходом к перспективному планированию.
В 1927 году идеи, заложенные Никитиным, развил архитектор Иваницкий, сохранив в новом генплане трехлучевую композицию города, ориентир на реки и сделав главный акцент на географическое расположение Твери между Москвой и Ленинградом.
С этим генпланом тоже очень повезло. Благодаря этому генплану, набережная Афанасия Никитина была освобождена от усадебной застройки, выходившей огородами и банями к Волге, появилась озелененная набережная для отдыха всего населения города, речной вокзал (сейчас памятник архитектуры).
Необходимость принятия следующего генплана была обусловлена войной, которая разрушила или повредила 70 процентов зданий и сооружений нашего города. Поэтому генплан 1945 года носил больше восстановительный характер, и его единственным «революционным» началом стало надстройка третьих и четвертых этажей старинных зданий в исторической части города.
Города всегда растут вверх, а не вниз. Специалисты реставраторы считают, что надстройка зданий исторической части г. Твери того времени сейчас представляет ценность и должна охраняться «как история». Точно также надстраивались, пристраивались, расширялись, строились на старых фундаментах храмы и церкви (православные, католические, иудейские). Все эти исторические напластования сейчас охраняются, как неотъемлемая часть памятников и история развития материальной культуры.

…и план «хрущоб»
Генплан 1965 года краеведы и архитекторы до сих пор вспоминают с содроганием и поминают недобрым словом. Он предусматривал не больше не меньше, как снос старинных зданий в исторической части Твери. И строительство на их месте новых проспектов, с преобладанием домов «хрущевского» периода архитектуры. К счастью, этот план оказался слишком затратным, и на его осуществление в стране развитого социализма не хватило средств.
Хотя специалисты считают, что «хрущевский» период также имеет огромную ценность, хотя бы потому, что нищая, разоренная войной страна, в поразительно короткий срок смогла обеспечить жильем свое население. Обеспечить, экономя на архитектуре зданий, на высоте этаже, на величине комнат.
Например, американцы восхищаются тем, что советское градостроительство ввело нормы пешеходной доступности до объектов первоочередной необходимости, которые действуют у нас до сих пор. В каждом микрорайоне появились школа, детские сады, магазины, до которых можно дойти пешком. В США таких норм нет. У них очень пожилые и немощные люди вынуждены садиться за руль автомобиля и ехать 20-30 минут, для того, чтобы купить хлеб или молоко, детей нужно ежедневно отвозить в школу и привозить обратно.

План переходного периода
Наконец, в 1991 году институтом «Ленгипрогор» был разработан очередной генеральный план Твери, учитывающий огрехи своего предшественника и составленный с учетом сохранения исторического своеобразия города. Но его осуществлению помешала смена общественно – политического строя в нашей стране, и он потребовал существенной корректировки.
Правда, приступили к ней только десять лет спустя, в 2001 г. а занимались разработкой нового генплана Твери специалисты Российского государственного научно-исследовательского и проектного института урбанистики (Санкт-Петербург), которые недавно представили свое детище ценой в 7,5 млн. рублей на суд тверской общественности. На сегодняшний день идут к завершению согласительные процедуры по новому генеральному плану города Твери, которые, по самым оптимистичным прогнозам завершатся к концу нынешнего года. После чего он будет представлен для утверждения в Тверскую городскую Думу.
Согласно Градостроительному кодексу РФ генплан Твери до утверждения должен быть согласован с администрацией Тверской области и Калининским районом.

Куда развиваться?
Развитие города предусмотрено за установленные в законном порядке границы муниципального образования «Городской округ г. Тверь» на земли соседнего муниципального образования «Калининское сельское поселение», земли сельхозназначения. Согласования с областью и районом будут крайне тяжелыми.
Итак, в каком направлении будет развиваться наш город в ближайшие 25 лет? Прежде всего, с учетом того, что население Твери увеличится до 500 тысяч человек, областной центр расширит свои границы, и его общая площадь увеличится со 147 кв. км до 200. На юге они достигнут окружной автомобильной дороги, на севере - новой скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург.
По мнению главного архитектора Твери Владимира Куликова, высказанного им со страниц региональных СМИ, по глубине проработки градостроительных проблем новый генплан максимально учитывает принятую Тверской городской Думой комплексную программу развития города не только на ближайшие годы, но и на перспективу. Он предусматривает такие основные концептуальные параметры развития как транспортный каркас города, перспективы жилищного строительства, промышленные и рекреационные зоны, а также экологическую безопасность его жителей.
Существующая транспортная схема построена на меридиональных направлениях - на Москву, Петербург, Ржев, Бежецк. Генпланом предусмотрено строительство еще одного моста через Волгу двух, еще один – на востоке, за ТЭЦ-4, с выходом на территорию химбазы. На правобережье мост выйдет на улицу Карла Маркса, Головинский вал. А Старицкое направление свяжется с Лихославльским.
В жилищном строительстве будет преобладать многоэтажная застройка, которая составит примерно 70% всех новых микрорайонов. Появятся они как вдоль Октябрьского проспекта до окружной дороги, где будет новый въезд в город, так и в Заволжье на пустыре в районе улицы Луначарского. Химбазу, расположенную по соседству, уберут из черты города, а на ее месте появятся многоэтажные дома и необходимые для жителей объекты соцкультбыта.
Для коттеджной застройки определены участки, расположенные южнее поселка Мамулино вплоть до окружной дороги, близ поселка Сахарова, на Бежецком шоссе и в поселке Литвинки. Нынешним обладателям коттеджей и частных домов беспокоиться не о чем: генплан сохраняет их собственность в Затверечье, в поселке Вагонников, а также в районе Пески, в залинейной части Пролетарского района, в поселке имени Крупской Московского района. И не потому, что старые деревянные дома, особенно в центре города, служат его украшением. Просто на их снос, с учетом непомерных аппетитов их владельцев, нужны такие финансовые средства, которых просто нет в городском бюджете.
Центральная, историческая часть города, будет объявлена охранной зоной, и строительство новых объектов здесь не предусмотрено. Понастроили уже, хватит.
Не осталась без внимания разработчиков и проблема парковки автомобилей, причем, взят курс на строительство многоярусных гаражей. Они появятся также в микрорайонах «Южный» и «Юность», уже начаты проектные работы по строительству многоярусного гаража на 500 автомобилей по улице Макарова.

Зоны для работы и отдыха
Промышленное развитие Твери планируется ограничить двумя зонами: на юго-западе, промзона Лазурная, и на северо-западе – за «Центросваром». Но строится там будут только экологически безвредные высокотехнологичные предприятия, а также сборочные и текстильные.
В генплане несколько новых промзон: на юге - в районе аэродрома «Мигалово», в р-не д. Боровлево, около ВНИИСВ; на севере – в районе ТЭЦ-3 и за автодромом РОСТО на Бежецком направлении.
Не забыты и рекреационные зоны: строительное вето будет наложено на все сады, рощи, парки, скверы, - проектом генплана предусмотрено формирование единого зеленого каркаса города, включающего в себя особо охраняемые и лесопарковые зоны, которые будут полосами входить в его застройку. Комфортнее станут и места массового отдыха на воде. На городском пляже на набережной Афанасия Никитина, после того, как отсюда уберут ливнестоки заработают новые очистные сооружения, здесь появятся спасательная станция, медпункт, новые постройки архитектуры малых формы. Будет обустроена и летняя зона отдыха на карьерах, и построена новая в районе Дмитрово-Черкасс.
Что касается инженерно-технических сооружений, то генпланом предусмотрена реконструкция очистных сооружений, расширение водопроводной системы, в том числе и за счет новых водозаборов. Основными теплоисточниками будут ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4, а также новая газовая котельная в южной части города. Для надежного электроснабжения будут построены дополнительные подстанции, одна из которых появится в микрорайоне «Южный» уже в этом году.

Про «овраги»
Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Потому что члены областного градостроительного совета обнаружили в нем немало таких «оврагов», и пришли к выводу, что новый генеральный план требует серьезной доработки, особенно в части транспортной инфраструктуры. Транспортная схема и в действующем генплане и в новом как раз очень грамотные. Но за последние лет 20-30 не было построено ни одной новой магистральной улицы! Даже не строят мелкие улицы местного значения в малоэтажной жилой застройке. Землю раздали, дома построили, а дальше – живите, как можете.
Широченный Комсомольский проспект уперся в узенький бульвар Шмидта, и, конечно, никакой транспортной проблемы не решил. Широкая ул. Красина заткнулась в каком-то из переулков Красина. Улицы подобны кровеносным сосудам, большие – артерии, маленькие – капилляры. Артерии должны соединяться с артериями. И, если мощный поток зажать и попытаться пустить в капилляр – появятся только проблемы.
Надо строить (прокладывать, пробивать со сносом) новые крупные улицы, дублирующие имеющиеся перегруженные направления. А ямочный ремонт, расширение существующих улиц, или строительство многоярусных гаражей транспортной проблемы не решат.
Озабоченность членов градостроительного совета вызвала и перспектива роста промышленных предприятий в областном центре, и неизвестность, связанная с переносом экологически вредных производств, существующих на сегодняшний день.
В отличие от разработчиков проекта, тверские специалисты не разделяют их оптимизм по поводу соответствия инженерных сетей к запланированному росту населения Твери, которое к 2025 году должно составить порядка 450 тысяч человек. Они считают, что существующих сетей явно не достаточно для того, чтобы напоить и обогреть в перспективе полумиллионный город.
Одним словом, генеральный план требует доработки, и, с учетом внесенных поправок будет рассматриваться еще раз в сентябре месяце.
Общеизвестно, что грамотное территориальное планирование любого крупного города и даже небольшого муниципального образования является основой для развития экономики, инфраструктуры, и, в конечном итоге, повышения качества жизни его жителей.
Будем надеяться, что откорректированный генплан г. Твери города будет отвечать всем этим требованиям.
Интересы инвестора – получить как можно больше прибыли (квадратных метров), интересы населения – это широкие улицы, школа, детский сад, озеленение.
К сожалению, у нас в городе сложилась практика приобретения на конкурсах крупных земельных участков без предварительной разработки проекта планировки этой территории.
Вот конкретный пример.
В настоящее время МУП «Городской проект» Твери завершил проект планировки нового микрорайона близ Мамулино, где впервые в градостроительной практике Твери планируется построить 24-х этажные жилые дома. Инвестором будущих жилых домов выступит московская фирма, выигравшая тендер на право аренды этой территории.
При разработке проекта планировки фирма столкнулась с целым рядом неприятных сюрпризов. Оказалось, что значительная часть арендованной территории должна быть использована под расширение улицы Оснабрюкской (по действующему и по новому генплану это широкая и длинная магистраль, соединяющая Московский и Пролетарский районы). Кроме того, на приобретенной территории надо сохранить скважины питьевого водоснабжения и зоны санитарной охраны от них. Поэтому непосредственно под застройку может быть использована только часть территории, за которую инвесторы уже сейчас платят арендную плату.
Конечно эти затраты лягут на стоимость квартир в новом микрорайоне. Кто же тут виноват? Чиновники, передавшие в аренду землю вместе с будущими улицами, водозабором, детским садом, или инвесторы, готовые на все, лишь бы закрепить свои права на какой-то кусок земли в городе? Кто виноват – неизвестно. Известно, кто будет за это расплачиваться – мы с вами, из нашего кошелька.
Факторов, влияющих на цену одного квадратного метра жилья много, но отсутствие проекта планировки территории застройки – один из них. По уму, надо было бы сначала заказать такой проект, оплатить его из бюджета, сделать планировку, а потом уже проводить аукцион на участки, предназначенные для коммерческого жилищного строительства.
Поэтому, уважаемые бизнесмены, давайте заниматься планировкой территории! Ведь строительство по плану в Твери это не советская заморочка, а изобретение великой дамы - Екатерины II, которая только за одно это заслуживает памятника и медали Заслуженного Строителя России.

Версия для печати
Авторы: Светлана АВДЕЕВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009-2017 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»