Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное ежемесячное 60-страничное издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса. Издается в Твери, распространяется в Тверской, Московской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Ленинградской, Ярославской, Воронежской, Липецкой, Белгородской областях. Журнал анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, логистика, энергетика и многое другое – все это в журнале «Бизнес территория». Основные темы журнала: комплексное развитие территорий, территориальный маркетинг, девелопмент, инфраструктура, инвестиции, промышленность, сельское хозяйство, недвижимость, промышленные площадки, новости.

 

 

 

 

 

Русский лес. Наши дни.

Свое «Утро в сосновом бору» Шишкин писал на Селигере – только медведей потом дорисовывал в зоопарке. Традиционно одним из главных природных ресурсов Тверской области был лес. В Центральном федеральном округе область лидирует по площади земель лесного фонда, по запасу древесины. Леса занимают 60% территории региона. Наш регион находится в зоне, где преобладают наиболее ценные хвойные породы леса – ель и сосна. Ель и сосну рубят, а пустоши, тем временем, зарастают березняком и осиной. Одновременно с этим лес страдает еще от одной проблемы – административной.

Огромные перспективы в лесной отрасли чуют многие. Как взять от нее прибыль прямо сейчас, тоже известно – рубить, да пилить. Но это перечеркивает возможность вышеупомянутых перспектив.

Лесной кодекс: революция под елкой
В 2006 году Государственная Дума Российской Федерации приняла новый Лесной кодекс, который вступил в действие с 1 января 2007. Совершенно неожиданно для его разработчиков, людей, по всей видимости, от леса далеких, этот документ оказался весьма революционным – он кардинально изменил существующий порядок вещей, и пока неизвестно, к добру это, или к худу.
В новом Лесном кодексе, существенно расширены полномочия субъектов Российской Федерации. По существу Российская Федерация делегировала почти все свои полномочия в сфере лесных отношений, в области пользования и распоряжения лесами областным администрациям. Можно сказать, что произошло самое масштабное перераспределение полномочий по управлению лесами от центра в регионы.
Согласно закону о введении Лесного кодекса, субъектам РФ передаются лесхозы вместе с их имуществом. Практически все полномочия по осуществлению государственного лесного контроля и надзора новым Кодексом тоже переданы субъектам РФ.

А что в тверском лесу?
Чем это обернулось в лесах Тверской области? На месте 35 лесхозов образовалось 11 лесничеств, которые занимаются контролем и надзором. Та часть деятельности лесхозов, которая относилась к заготовлению леса, отошла ГУПам, «унаследовавшим» название «лесхоз». Сегодня у этих ГУПов - довольно сложная ситуация. 1 января 2008 года они получили госзаказ на первое полугодье, но первое полугодье закончилось, а госзаказ на остальную часть года заставил себя очень долго ждать. Все это время, по образному выражению сотрудников Пеновского лесхоза, «мужики по деревням сидели на топорах», и ждали работу и зарплату. Ведь коллектив лесхозов – народ особенный, в основном, это сельские жители, которым не так легко сменить работу и жизненный уклад. Лесная отрасль в силу некоторых своих естественных особенностей сильнее других страдает от неэффективности государственных органов, чем многие другие отрасли хозяйства.
К сентябрю большинство лесхозов даже не подготовили документы на получение госзаказа, а ведь теперь получение госзаказа проходит путем открытых конкурсов и аукционов. Таким образом, дело может затянуться до зимы.
В лесничествах зарплаты тоже стонут: зарплаты упали – в денежном выражении сотрудники стали получать чуть ли не в три раза меньше, чем до реформы.
«Новый Лесной кодекс и основанные на нем нормативно-правовые акты лесного хозяйства не содержат никаких стимулов к развитию устойчивого и неистощительного лесного хозяйства, кроме административного принуждения. Административное же принуждение не может быть эффективным стимулом в условиях, когда цели государственного лесоуправления в явном виде не сформулированы (отсутствует государственная лесная политика), а законодательство представляется большинству лесопользователей странным, нелогичным и враждебным по отношению к ним. Тем самым новый Лесной кодекс фактически закрепляет сложившуюся экстенсивную модель хозяйствования, основанную на представлениях о лесе как о "месторождении древесины", фактически как о невозобновимом природном ресурсе», - такое мнение о реформах в лесном законодательстве нам довелось услышать от тверских специалистов, которые попросили не называть их по именам.

Местные законы, ау!
Мало того, в Тверской области даже этот Лесной кодекс еще не заработал.
В соответствии с Федеральным законом "О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации", предполагалось, что переходный период, в течение которого будут частично действовать нормы старого лесного законодательства и элементы старой системы лесоуправления, продлится всего год. Разработка новой нормативно-правовой базы лесного хозяйства должна была закончиться к июлю 2007 года, приведение системы управления лесами и договоров аренды в соответствие с новым кодексом - к первому января 2008 года.
Разработка основной массы новых нормативов завершилась лишь к осени 2007 года, а некоторые важнейшие нормативы не вступили в силу и спустя год после принятия нового кодекса.
Период приведения системы управления лесами и лесной аренды в соответствие с новым Лесным кодексом был продлен. Старый Лесной кодекс, в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ, будет частично действовать до 1 января 2009 года. Действие старой лесоустроительной и плановой документации, сроки приведения договоров аренды в соответствие с требованиями нового кодекса, возможность выписки лесорубочных билетов также продлеваются до 1 января 2009 года. Введение норм, связанных с земельным кадастром, откладывается частично до 2010 года, частично - до 2011. В общей сложности продолжительность переходного периода, связанного с введением нового Лесного кодекса, увеличилась с исходно планировавшегося одного года до четырех лет
Федеральный центр должен был принять 57 нормативных актов, которые обеспечили бы работоспособность нового лесного законодательства. Тверской области надо было принять 5-6 законодательных актов. В Вологодской области с этой задачей справились к 21 января 2007 года.
А в Тверском регионе пока что принят только один документ – закон о дровах, топливе, для большинства районов области самом актуальном. В результате процедура приобретения дров максимально усложнилась, а цена на них выросла пропорционально цене на нефть. Дрова подорожали практически в два раза, и сейчас стоят 780 рублей за кубометр. Для отопления деревянного домика надо кубов 10 на зиму – соответственно, тверские старушки должны где-то изыскать 7-8 тысяч рублей.
При этом на корню практически лес не подорожал. Просто если раньше на дрова выписывался порубочный билет в лесхозе – и в путь, то сейчас все происходит через специализированную организацию, и стоимость содержания этой организации, видимо, тоже включается в себестоимость дров. Это лишь первый пример того, что может произойти.
А остальные нормативные документы вообще не приняты. И с 1 января 2009 года все предприятия лесной отрасли Тверской области, по сути, оказываются вне закона.
Арендаторам, в ведении которых находится больше половины лесных угодий региона, надо перезаключать договоры аренды. Но это невозможно, пока Тверская область на примет лесной план, не введет лесохозяйственный регламент.
По новому Кодексу все арендные отношения максимально приведены в соответствие с нормами гражданского права. Заключение договоров аренды осуществляется по результатам аукционов, за исключением случаев предоставления в аренду лесных участков для осуществления работ по изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, гидротехнических сооружений, портов и т.д.. Кроме того, без конкурса будут предоставляться лесные участки для реализации инвестиционных соглашений в области освоения лесов, для создания и эксплуатации лесоперерабатывающей инфраструктуры. Это фактически стимулирует неограниченное освоение лесов
Арендаторы, заключившие договора аренды до дня введения в действие новой редакции Лесного кодекса, должны их переоформить и привести в соответствие с новой редакцией Лесного кодекса и только после этого они будут действительны до истечения их срока. Основной проблемой является неизвестность новых условий по ведению лесного хозяйства, социальным обременениям и т.д., с которыми могут столкнуться арендаторы при переоформлении договоров аренды. Новые условия могут оказаться невыполнимыми или слишком разорительными для арендаторов, что может обернуться новыми социальными конфликтами, банкротствами, безработицей.

Кто в лес, кто по газ
Расчетная лесосека – это то, что можно рубить без ущерба для дальнейшей судьбы леса. В Тверской области, по мнению экспертов, можно рубить 7 млн кубометров ежегодно. Сейчас, с учетом всех лесозаготавливающих субъектов, включая браконьеров, рубится чуть больше 2-х млн кубометров. 5 млн не востребовано. Проблема в том, что рубится ель и сосна, которой для того, чтобы достичь нужной кондиции требуется 100 лет. А невостребованным остается гигантское количество низкосортной скороспелой древесины, осины и березы. Эта древесина всегда шла на дрова. Сегодня ей найдено более экономичное и экологичное применение – пеллеты, о который не раз заходит речь на страницах этого номера. В странах Скандинавии потребителю доплачивают дотации – только бы он переходил на этот экономичный и удобный вид топлива. Поэтому тверские производители пеллет поставляют их, в основном, нашим северным соседям.
А тем временем в самых лесных районах Тверской области разворачивается программа газификации. Под видом неслыханного облагодетельствования населения «Газпром» «подсаживает» на природный газ бедные тверские районы. Задействованы огромные деньги федерального бюджета, регионального бюджета, влезли в кредиты муниципалитеты… Люди в Пено, Селижарово, Осташкове и Андреаполе, тем временем, пытаются понять, почему за подключение к газу с них требуют в среднем по 150 тысяч рублей – «лампочку Ильича» в 20-е годы вешали же бесплатно? И не спешат ломать привычные печки. Они чуют, что 150-ю тысячами дело не ограничится – и они правы. Одним из условий вступления России в ВТО являлся перевод внутреннего потребителя на мировые цены на энергоносители. В этих обстоятельствах логичнее было бы переводить муниципальные котельные на пеллеты, которые даже по мировым ценам недороги. Тем самым убивалось бы два, а то и три зайца: находилось бы применение низкосортной древесине, рабочим рукам, экономились бы невосполнимые ресурсы, и, что немаловажно, деньги потребителей. Но у «Газпрома» слишком сильное лобби – куда там скромным пеллетам.
Хотя иной раз Газпром не при чем – местные готовы стараться. Так, бытует история о том, как Оленинский леспромхоз разорился от того, что местную котельную перевели на уголь. Некуда стало девать дрова.
Лес, как и сельское хозяйство, не только бизнес – это образ жизни. Мельчайшие недопонимания наверху могут обернуться серьезными бедами внизу. Хорошо бы это помнить тем, от кого зависит судьба Русского Леса.

Лесным пожарам – поклон от депутатов
Одним из наиболее ярких проявлений проблем переходного периода стал распад системы авиационной охраны лесов от пожаров (Авиалесоохраны). С разрушением единой Авиалесоохраны российское лесное хозяйство лишилось возможности оперативно перебрасывать квалифицированные силы и средства между регионами, в зависимости от уровня пожарной опасности. Только благодаря счастливому стечению обстоятельств (относительно влажному лету) это не привело к катастрофе в масштабах страны, серьезно пострадали лишь некоторые регионы. Тем не менее, по данным Рослесхоза, количество пожаров, ликвидированных в день обнаружения, сократилось на 18%.

Пригородный лес – понятие устаревшее?
Принятие нового Лесного кодекса ведет к значительному сокращению системы защитных лесов по площади, и к снижению их защитного статуса (в частности, вводятся механизмы, позволяющие практически неограниченную застройку этих лесов и ограничение доступа граждан в такие леса через аренду в рекреационных целях, для ведения охотничьего хозяйства, для религиозной деятельности и др.). Защитные леса имеют важнейшее значение для обеспечения благоприятной для населения России окружающей среды - именно с этой целью они были введены Лесоохранительным законом 1888 года. Сокращение этих лесов ведет к прямому ухудшению условий жизни населения. Лесонарушения и неприятные последствия промышленных рубок становятся "ближе к людям" - разорение лесов, ранее скрытое от глаз большей части населения прослойкой защитных лесов, перемещается в эти самые защитные леса, частично лишившиеся своего статуса и оставшиеся без должной охраны. Тем самым нарушается закрепленное в Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду.
В последние годы истощение лесных ресурсов, в первую очередь тех лесов, которые расположены в местах традиционного лесопользования (в окрестностях лесных деревень и поселков, вблизи крупных предприятий лесной отрасли, вокруг основных транспортных путей, в густонаселенных районах страны), достигло критического уровня. Тверитяне уже могут видеть, как вырубаются леса вокруг Константиновских карьеров, как начинается строительство в сосновых борах, являющихся традиционной зоной отдыха горожан. И то ли еще будет?

Версия для печати
Авторы: Мария ОРЛОВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 

тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6
e-mail:



 

© 2009-2016 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»