Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

 

 

 

 

 

Машиностроение держит оборону

Сегодня в умах правящей элиты, кажется, происходит прояснение. Вдруг все заговорили о том, что успех развития экономики прежде всего зависит от реального сектора. От развития промышленности зависит и безопасность страны.


Принято считать, что нация находится в безопасности, если объем ее перерабатывающей промышленности составляет 70%, а объем машиностроения 30%. Во времена СССР у нас были даже лучшие показатели. А сейчас, после нескольких десятилетий смуты, объем переработки в России упал до 50%, а машиностроение спустилось до 20%. Ситуация продолжает усугубляться, так из 7,5 тысячи предприятий машиностроения в России конкурентоспособными на мировом рынке признаны лишь 50. Мировое машиностроение претерпевает очередную технологическую революцию. Сформулированы такие понятия, как 4-й, 5-й, 6-й технологические уклады. Сейчас российская промышленность в неустойчивом 4-м, тогда как мировая индустрия уже стремится в 6-й. Между укладами 10-15 лет. Значит, мы отстаем на 30 с лишним лет. 34% валового продукта Тверской области составляет машиностроение. В абсолютном своем большинстве машиностроительные предприятия региона по технологическому оснащению неконкурентоспособны, и в ближайшие годы их ждет банкротство. Зачастую неконкурентна не только техника, но менеджмент компаний. Часто собственники и генеральные директора не обладают необходимым набором современных знаний о новых способах проектирования машин, системах управления, системах качества, технологиях. А это значит, что развал отрасли грозит реальным экономическим коллапсом всего региона. Модернизация промышленности требует обширных знаний. Необходима глобальная реконструкция. Это повлечет за собой внедрение новых методов проектирования, организации производства, систем управления, компьютеризацию, роботизацию. Сейчас даже трудно представить, как директора предприятий - люди, которые привыкли работать в определенной системе, - смогут все это претворить в жизнь. А от этого зависит безопасность нашей страны. Государственное управление технологическими сдвигами заключается в организации процессов перераспределения ресурсов между устаревшими и новыми производствами. А при смене технологических укладов - в поддержании определенных диспропорций и неравновесных состояний в экономике для перераспределения ресурсов в пользу нового технологического уклада. Что касается Тверского региона, то я бы разделил все заводы области на пять групп: железнодорожное, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, производство машин для дорожного и другого строительства и ВПК. Первые четыре группы тверских заводов относятся в основном к устаревшему третьему укладу и практически не содержат потенциала развития. К сожалению, такие предприятия должны быть лишены всех видов преференций от государства. Однако идея специализации регионального машиностроения именно на этих четырех направлениях является более чем здравой. Здесь необходимо привлечение инвесторов, прежде всего зарубежных, а также массовое создания СП. Особняком стоят машиностроительные предприятия ВПК. В Ржеве, Кимрах, Калязине, Осташкове и еще ряде городов региона есть предприятия, которые выпускают конкурентоспособную на мировом рынке продукцию и располагают огромным потенциалом развития. Такие предприятия должны жить в особом режиме государственных и региональных преференций. Здесь необходимо создание кластеров, особых зон. Так, Ржев и Торжок могли бы развиваться как новый центр вертолетостроения. Здесь есть специальные предприятия Ржева, есть испытательный центр в Торжке, есть потребность в вертолетах. С этим предложением администрация губернатора Дмитрия Зеленина вполне могла бы найти поддержку в госкорпорации "Ростехнологии". Лоббируя интересы в каждом из пяти направлений, включаясь в федеральные программы, можно было бы эти предприятия сделать конкурентоспособными. Сегодня еще никто не сделал центр конкурентоспособного сельхозмашиностроения. А ведь у нас есть три завода, которые работают в этом классе. Из материалов МБР (Международного банка развития) следует, что за семь лет 140 тысяч (!) человек уехали из Тверской области. А ведь это примерно население трех с половиной районов. Представьте карту - ни Бологовского, ни Вышневолоцкого, ни Нелидовского районов нет, за 7 лет. В этом году прогнозируется уменьшение численности еще на 33,5 тысячи человек. Проблема кадров очень актуальна в настоящий момент. Но решение демографической проблемы, на мой взгляд, лежит в области экономики. Будет конкурентоспособная промышленность, с конкурентоспособной зарплатой, то и люди вернутся. Я посчитал, что если мы возьмем машиностроение, где работают 50-70 тысяч человек, то можно получить налогов примерно на 10 миллиардов рублей – это огромные деньги. Это свидетельство тому, как выгодно сегодня загрузить машиностроение. Сил для этого - масса. Мы часто обвиняем губернатора, что он ничего не делает в этом направлении, но в команде его указания просто некому выполнять. Система у нас в области такова, что только губернатор знает все проблемы. А ниже него на эту тему просто не с кем разговаривать. Пятый год в администрации нет зама по промышленности. Был Андрей Лошаков, который занимался инвестициями, в принципе, он и реализовывал свои возможности, привлек сюда инвесторов, начавших строить большие заводы. Однако последствия этой политики никто не анализировал, никто не просчитал, а эти заводы не разрушат ли всю остальную экономику региона? Другое дело, если бы в регионе росла численность населения и увеличивалась производительность труда. Ведь она тоже не растет. Например, не так давно первый зам губернатора Василий Толоко заявил, что 60 тысяч занятых у нас в производстве выпускают столько же продукции, сколько по западным технологиям выпустят 5 тысяч человек. Получается нам надо в 12 раз поднять производительность труда. Вы же понимаете, что производительность - это прежде всего конструкции, технологии и методы управления, потом, соответственно, оборудование, затем обученные грамотные люди. Я недавно посетил завод Анатолия Боченкова, председателя конгресса машиностроителей региона. Это предприятие выпускает грузовые полуприцепы для автомобилей. Не плохие, кстати, полуприцепы. Предприятие уже полтора года работает вместе с немецким партнером. У него 51% акций. Они используют немецкие конструкции и еще советские технологии. И тем не менее в прошлом году каждый работник завода заработал и заплатил в бюджет 201 тысячу рублей налогов. Кажется много. Но у их партнера в Германии 180 человек на двух заводах делают столько же продукции, сколько на нашем предприятии 400 человек. То есть в два раза, а по отдельным технологическим переходам в 4 раза у них производительность выше, чем у нас. Завод Боченкова еще держится потому, что зарплата рабочих около 1 тысячи долларов. Для Твери - это кажется много, но, когда она сравняется с европейской, этот завод тут же закроется. А это один из лучших заводов, а что говорить о других? Почему наша техника неконкурентоспособна, почему она хуже западной? Потому, что в развитых странах инженеры проектируют машины с помощью тяжелых САПР, а наши в худшем случае на кульмане, в лучшем - это какая-нибудь графика на компьютере. Те же японские, американские, германские и пр. предприятия применяют определенные доктрины планирования и организации управления. А у нас мастер что-то должен решать. У нас как бы стихийное управление. У них оно математическое. Проектирование у нас рассчитано на талант конструктора, а у них - на логику математики. Их техника просто "лепится". Она меньше по размерам, на ее производство затрачивается меньше металла, поэтому она стоит дешевле, а следовательно, она более конкурентоспособна, меньше ломается, потому что ее просчитали лучше. А у нас коэффициент запаса 10, она тяжелая и ломается. Это все говорит о необходимости перехода на новый технологический уровень машиностроения. И здесь одних дотаций совершенно недостаточно. Должен быть определенный позыв со стороны собственников предприятия Кроме прочего нужна эффективная региональная промышленная политика. Как я могу судить, руководители на местах не вполне отдают отчет о своей роли в сложившейся ситуации. К примеру, Тверская область. Здесь есть прогрессивный губернатор Дмитрий Зеленин, понимающий в экономике, который проводит активную инвестиционную политику. Уже несколько десятков предприятий открылось или вот-вот откроются в регионе. Многие из них с участием иностранного капитала. Но промышленной политики, адекватной сложности момента, в регионе нет.
Нам нужны не просто промышленные предприятия, а соответствующие пятому или шестому технологическим укладам. Область испытывает потребность не просто в промзонах, а в кластерах, специализирующихся на высокотехнологичных переделах. Нужны системы региональных законов и преференций, позволяющие развиваться опережающими темпами определенным отраслям, обеспечивающим в том числе и обороноспособность. В этом суть ответственной региональной промышленной политики.
К сожалению, подобного подхода мы в Тверском регионе не наблюдаем. Здесь промышленная политика сводится к административным преференциям нескольким девелоперским фирмам. И это при образованном и прогрессивном губернаторе. Что тогда делается в других регионах? Думаю, что в сложившихся условиях президент Дмитрий Медведев будет оценивать деятельность губернаторов не потому, сколько процентов набрала партия "Единая Россия" на очередных выборах, а по эффективности промышленной политики в регионе. Это неизбежно.

Версия для печати
Авторы: Геннадий КЛИМОВ


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009-2017 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»