Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное ежемесячное 60-страничное издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса. Издается в Твери, распространяется в Тверской, Московской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Ленинградской, Ярославской, Воронежской, Липецкой, Белгородской областях. Журнал анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, логистика, энергетика и многое другое – все это в журнале «Бизнес территория». Основные темы журнала: комплексное развитие территорий, территориальный маркетинг, девелопмент, инфраструктура, инвестиции, промышленность, сельское хозяйство, недвижимость, промышленные площадки, новости.

 

 

 

 

 

Александр Севастьянов: защищая защитников

Третьего ноября Россия отмечала новый праздник -День юриста. Сегодня, когда президентом стал правовед Дмитрий Медведев, этот праздник постепенно должен стать в нашей стране более значимым, чем День чекиста. О том, удается ли России стать правовым государством, о роли юриста в современном мире и о повседневных проблемах тверской адвокатуры мы беседуем с президентом Адвокатской палаты Тверской области Александром Севастьяновым.


Слово «адвокат» происходит от латинского слова advokare - «призывающий на помощь». Александр Севастьянов помогает людям, причем не только тем, на кого обрушилась тяжесть закона, но и самим адвокатам. - Александр Ефимович, давайте начнем сначала. Как вы вошли в юридическое сообщество Тверской области?
- Начать, наверное, нужно с альма-матер. Я учился в первом наборе студентов на юридический факультет Калининского государственного университета, окончил его в 1977 году. Потом окончил аспирантуру, работал лаборантом, ассистентом кафедры. Мои отношения с университетом за эти годы прерывались, наверное, в общей сложности лет на пять, не больше. Я и сейчас преподаю - мне нравится работать со студентами.
С окончанием юридического факультета нашего университета связывают основную отправную точку в жизни большинство моих однокурсников. Сегодня в Адвокатской палате Тверской области около 80 процентов - выпускники нашего юрфака.
- В последние годы диплом юриста стал очень популярным, и юристов где только ни готовят. Как вы оцениваете этот процесс? Может быть, это и хорошо: будет больше юристов - государство быстрее станет правовым? Как вы оцениваете уровень подготовки молодых юристов?
- На мой взгляд, появление большого количества юридических вузов себя не государственного университета, окончил его в 1977 году. Потом окончил аспирантуру, работал лаборантом, ассистентом кафедры. Мои отношения с университетом за эти годы прерывались, наверное, в общей сложности лет на пять, не больше. Я и сейчас преподаю - мне нравится работать со студентами.
С окончанием юридического факультета нашего университета связывают основную отправную точку в жизни большинство моих однокурсников. Сегодня в АдвокатсСлово «адвокат» происходит от латинского слова advokare - «призывающий на помощь». Александр Севастьянов помогает людям, причем не только тем, на кого обрушилась тяжесть закона, но и самим адвокатам.
- Александр Ефимович, давайте начнем сначала. Как вы вошли в юридическое ое сообщество Т Тверск верск верской ой области?
- Начать, наверное, нужно с альма-матер. Я учился в первом наборе студентов на юридический факультет Калининского оправдало. Также можно сказать, что, если появится много плохих врачей, это не будет означать, что общество быстро выздоровеет. В России более 1000 юридических вузов и факультетов. И качество высшего образования далеко не одинаково. Студенты изучают юриспруденцию как науку, но не имеют возможности приобрести практические знания и навыки.
К адвокату никто не приходит с мирными вестями, юрист всегда находится на острие конфликта. Поэтому профессия наша очень трудная, и те, кто решили пойти в юриспруденцию, должны отдавать себе в этом отчет.
На адвоката никто не учит. Поэтому выпускник вуза, желающий приобрести статус адвоката, должен не только владеть теорией, но и обладать навыками коммуникации, соблюдать правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, основанные на нравственных критериях и традициях адвокатуры, а также на международных стандартах и правилах адвокатской профессии. Поэтому не случайно статус адвоката можно приобрести только после сдачи квалификационного экзамена.
- Известно, что российские суды выносят очень мало оправдательных приговоров. Наверное, адвокатам сложно работать в условиях, когда суд заранее сориентирован на вынесение обвинения?
- Следует признать, что при низком качестве предварительного следствия у нас по-прежнему не выносятся оправдательные приговоры. Объяснить это можно только тем, что презумпция невиновности фактически не работает, и все сомнения в обстоятельствах дела толкуются отнюдь не в пользу обвиняемого. В наших судах сложилась традиция, когда в период предварительного расследования при достаточно широком выборе мер пресечения избирается самая крайняя в виде содержания под стражей, хотя в соответствии с законом она должна применяться лишь в случае, если назначение иной, более мягкой, меры пресечения невозможно. Большинство лиц, помещенных под стражу за преступления небольшой и средней тяжести, безусловно, могли бы находиться на свободе до вынесения судами приговоров, тем более что по этим критериям дел часто назначается наказание, либо вообще не связанное с лишением свободы, либо не связанное с реальным отбытием срока. Известны случаи, когда содержание в изоляторах не было вызвано необходимостью или, более того, являлось результатом ошибки, так как в действиях обвиняемых не было даже состава преступления.
Все это наносит ущерб законным интересам подозреваемых и обвиняемых, пагубно сказывается на доверии граждан к судебной системе в целом и дискредитирует идею проведенной судебной реформы.
- Вы участвуете как адвокат в нашумевшем процессе по делу депу депута та татов тов Т Тверск верск верской городской думы. Как, по-вашему, борьба с коррупцией в России возможна?
- Я считаю, что эта борьба должна быть планомерной и системной, на всех уровнях. А сейчас, к сожалению, все принимает формы кампаний. Когда-то боролись с хулиганством, с самогоноварением. Теперь - со взяточничеством. Надо бороться с причиной, а не с последствиями.
- Как случилось, что именно вы возглавили лавили Адвока Адвокатскую тскую пала палату у Т Тверск верск верской ой области?
- Я 20 лет являюсь председателем Тверской областной коллегии адвокатов и практикующим адвокатом. Своя практика помогает понимать проблемы, с которыми сталкиваются коллеги. Сегодня адвокатское сообщество - четко сложившаяся корпорация, деятельность которой регламентируется Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», который был принят в 2002 году. 29 ноября 2002 года общее собрание работавших на тверской земле адвокатов учредило новое профессиональное объединение - Адвокатскую палату. Я был избран ее президентом. В те дни адвокатура области насчитывала 340 человек, сегодня их почти пятьсот. Помимо Тверской областной в палате действуют еще 7 коллегий: Верхневолжская, Кимрская, «Адвокатский центр», «Защита», «Эгида», «Закон и право» и два адвокатских бюро. 130 членов палаты образовали адвокатские кабинеты, из них 50 - в районах области. А количество практикующих юристов в Тверской области просто неизвестно - но их тысячи.
- Чем адвокаты отличаются от этих практикующих юристов?
- Количественным соотношением, не в пользу адвокатского сообщества, и обязательствами, возложенными на адвокатов действующим законодательством. В России сложилась парадоксальная ситуация, при которой все виды юридической помощи гражданам и организациям, включая судебное представительство, кроме адвокатов оказывают иные лица, независимо от наличия специального образования и без законодательного урегулирования такой деятельности. В отличие от адвокатов, они не сдают квалификационного экзамена на допуск к профессии и не приносят присяги, не обременены обязанностью оказывать юридическую помощь бесплатно и по делам по назначению, соблюдать Кодекс профессиональной этики адвоката, требования законодательства об адвокатуре и решения органов адвокатского самоуправления. Очевидно, что назрела необходимость для всех лиц, оказывающих юридические услуги на профессиональной основе, установить единые правила этики, единые требования постоянного повышения квалификации и обязательное членство в профессиональных организациях.
Нельзя сказать, что адвокаты разделяют эту точку зрения. Да и большинство практикующих юристов негативно отнеслись к таким предложениям, содержащимся в проекте Федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи». Тем не менее надо признать, что урегулирование вопросов предоставления гражданам и организациям юридической помощи крайне важно для повышения ее качества и особенно актуально накануне вступления России в ВТО. Представляется абсолютно ненормальным положение, при котором оказанием платных юридических услуг, выступлениями в суде занимаются люди, никому не подконтрольные, чья квалификация никем не проверялась, более того, которые могут не иметь никакого юридического образования. Такого нет практически ни в одной европейской стране, где существует строгая система допуска к юридической практике.
- Как стать адвокатом?
- Как я уже говорил, доступ к профессии возможен после сдачи квалификационного экзамена. В соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ», а также положением о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката каждый, кто имеет высшее юридическое образование, а также стаж работы по юридической специальности либо прошедший стажировку в адвокатском образовании, вправе претендовать на приобретение статуса адвоката.
При Адвокатской палате организована Квалификационная комиссия из представителей адвокатуры, Законодательного собрания, областного и арбитражного судов, Управления юстиции. Именно Квалификационная комиссия дает оценку профессиональным качествам претендента, требования к которым достаточно высоки. К примеру, в этом году из 60 претендентов, допущенных к сдаче экзамена, только 15 получили удовлетворительную оценку. Хотелось бы такие требования к профессиональным знаниям претендентов сохранить и в будущем.
Другой не менее важной функцией комиссии является рассмотрение дисциплинарных дел, возбужденных в отношении адвокатов. Квалификационная комиссия, установив в действиях (бездействии) адвоката дисциплинарный проступок, передает дело в Совет адвокатской палаты, где решается вопрос о его дисциплинарной ответственности, вплоть до прекращения статуса. Такие случаи в нашей практике были. Это подтверждает значимость Адвокатской палаты как саморегулируемой организации и гарантирует независимый статус адвоката.
- За рубежом широко распространена практика, когда адвокаты становятся судьями. А как обстоит дело у нас? Многие ли из адвокатов получают статус судьи?
- Во многих странах все, кто занимается юридической практикой, начинают ее с профессии адвоката, что является своеобразной прививкой от неуважения к адвокатской профессии, пренебрежения интересами защиты и равенством сторон. Занятие адвокатурой - наиболее реальное начало юридической карьеры, а ее венец судейское кресло. А у нас редкий адвокат может пробиться даже в мировые судьи. В последнее время большой скандал вызвал запрет на профессию для тех адвокатов, у кого есть родственники в судах. В результате этой неразумной меры адвокатура России потеряла не одну сотню квалифицированных защитников. Адвокаты, у которых есть родственники судьи, стали покидать профессию, чтобы не пострадала карьера их родных. Это коснулось и некоторых членов нашей палаты, судей в отставке.
Возникает вполне логичный вопрос: почему близким родственникам судьи может быть прокурорский работник, сотрудник милиции, контрразведки, судебный пристав, а адвокат - не может? Что это? Правовой нигилизм, борьба с коррупцией? Такая политика уже привела к тому, что судейское сообщество - при всем к нему уважении - все больше закрывается от внешнего мира и становится похожим на касту, в которую посторонним вход воспрещен. Сегодня не прокуроры и судьи, а именно адвокаты волей-неволей (и по смыслу закона, и по факту) являются защитниками закона, они помогают людям отстаивать свои права и свободы, что еще непривычно власть имущим, которые любой ценой высекают образ врага-адвоката. Конечно, попадают в адвокатуру и случайные люди, как попадают они и в суд, и в прокуратуру, и в другие структуры. Известный адвокат Генри Резник как-то сказал: «Каждая профессия имеет право на своих мерзавцев». Но зачем распространять предубежденное отношение на всех? Наше государство всегда относилось к адвокатуре, как к падчерице, не изменилось это отношение и сегодня.
- Какие проблемы еще волнуют адвокатуру?
- Действующий закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» специально регламентирует условия и порядок оказания бесплатной юридической помощи. Большинством Законодательных собраний субъектов РФ приняты законы о размере и порядке финансирования оказываемой адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам, чей прожиточный минимум ниже среднего. В Тверской области такое финансирование отсутствует.
Кроме того, государство не выполняет в полной мере взятых на себя обязательств по финансированию деятельности адвокатов при осуществлении защиты по назначению судебно-следственных органов. Унизительной является и оплата труда адвокатов, участвующих по таким делам, а их объем около 80% от общего количества уголовных дел.
В соответствии с Постановлением Правительства №400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве…» день работы адвоката в суде стоит государственной казне от 275 рублей. Иными словами, оплата труда адвоката ставится значительно ниже оплаты низко квалифицированного труда. При этом надо еще иметь в виду, что из этой суммы «вознаграждения» адвокат должен сделать необходимые отчисления на содержание своего адвокатского кабинета, заплатить налоги. Я уже не говорю об отсутствии оплаты командировочных расходов, связанных с выездом адвоката к месту выполнения поручения. Поэтому все разговоры о фантастических заработках адвокатов, которые ведут уголовные дела, - от лукавого.
Вопреки положениям п.3 ст.3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» государство не участвует в разрешении повсеместно возникающих проблем с обеспечением адвокатских образований служебными помещениями, средствами связи. Пенсионное и социальное обеспечение адвокатов является не только недостаточным, но и унизительно низким. Оказание юридической помощи не является предпринимательской деятельностью. Несмотря на это, для адвокатских образований, арендующих помещения, ставки арендной платы установлены, как для коммерческих структур.
- Остается ли у вас свободное время?
- К сожалению, его практически не бывает. Совмещать административные функции руководителя с адвокатской практикой достаточно сложно. Рабочего дня не хватает. Стараюсь находить время и для общественной работы (в комиссии по помилованию, в работе профессиональных общественных объединений адвокатов), и для преподавательской деятельности.
Пока выдерживаю этот ритм. Наверное, в силу любви к выбранной профессии и доверия своих коллег, которые избрали меня руководителем адвокатского сообщества Тверской области.
- В связи с этим последний вопрос: как, по-вашему, правовое государство в России когда-нибудь будет?
- Будет. Без него нельзя. Но путь к правовому государству лежит через несколько поколений. Это прежде всего изменение правовой культуры и культуры вообще, что быстро не делается.
- Спасибо. Будем надеяться, что когда-нибудь это произойдет.

Версия для печати
Авторы: Мария ОРЛОВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 

тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6
e-mail:



 

© 2009-2016 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»