Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное ежемесячное 60-страничное издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса. Издается в Твери, распространяется в Тверской, Московской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Ленинградской, Ярославской, Воронежской, Липецкой, Белгородской областях. Журнал анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, логистика, энергетика и многое другое – все это в журнале «Бизнес территория». Основные темы журнала: комплексное развитие территорий, территориальный маркетинг, девелопмент, инфраструктура, инвестиции, промышленность, сельское хозяйство, недвижимость, промышленные площадки, новости.

 

 

 

 

 

«Юбочка» для Москвы

 Как и зачем трансформировать российскую столицу

 

В июле 2011 года на уровне президента и Правительства России по инициативе московских властей был обнародован план расширения Москвы на юго-запад

 

МОСКВА: ГРАНЬ ВЫЖИВАНИЯ

В июле 2011 года на уровне президента и Правительства России по инициативе московских властей был обнародован план расширения Москвы на юго-западНадо сказать, что российская столица, которая всегда была для страны больше, чем просто городом, где находится верховная власть, за последние два десятилетия превратилась во что-то нечеловеческое. Согласно статистике, 10% населения огромной России проживают или работают в Москве. В Москву стекается 90% российских денег, здесь зарегистрированы головные офисы ведущих отечественных корпораций. Сюда приезжают за заработками и впечатлениями – «голод» на красивую жизнь по-прежнему характерен для большинства регионов России. Для решения почти всех деловых вопросов, а также просто для того, чтобы: купить качественную брендовую вещь, посмотреть спектакль, посетить хороший ресторан или ночной клуб (или даже побывать на креативном антиправительственном митинге) и т.д. и т.п., – люди едут в столицу.

Предельная централизация жизни в России усилилась за время правления президента Путина. Москва – ось, вокруг которой вертится вся российская политика и экономика. Поскольку страна сделала ставку на экспорт сырья, все остальное рассматривается как некое «социальное обременение». Распределять деньги проще из единого центра. Оттуда же – диктовать правила игры. Регионы лишены политических возможностей (особенно это проявлялось в период, когда были отменены выборы губернаторов, но и теперь возможностей сильно не прибавилось). Региональное руководство вынуждено лоббировать свои интересы в коридорах Белого дома и Администрации президента – чтобы входить в федеральные программы и привлекать на свою территорию хоть какие-то средства.

Даже дороги в России устроены так, что если едешь, например, из Санкт-Петербурга в Ростов-на-Дону, невозможно миновать Москву. Транспортные потоки со всех концов страны стекаются на МКАД. А в самой Москве, соответственно, все дороги устремлены в центр, к Кремлю. Не успел перестроиться в нужный ряд, и вот он, символ российской государственности. И глухая «пробка» на выезде.

Конечно, с этим давно надо что-то делать.

 

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Еще с 30-х годов прошлого века прорабатывалась идея о том, чтобы разорвать кольцевую структуру московской городской планировки. 120 лет назад «луч» Москва – Санкт-Петербург был выбран архитекторами для градостроительного развития Москвы. Проект «Большая Москва», разработанный в начале прошлого века, а также один из первых в практике мирового градостроительства проектов районной планировки для Московского региона, разработанный Б. Сакулиным в 1918-1922 годах, учитывали именно взаимовлияние Московского и Тверского регионов. Известна схема архитектора Н. Ладовского: развивающийся город в виде параболы вдоль питерского направления, названный им Новая Москва. Еще в начале XX века отечественные архитекторы предсказывали, что новая техника, развитие транспорта и передачи энергии позволят заменить центричную концентрацию производства, а следовательно и расселения людей линейным расположением.

Решение многих насущных, жизненно важных для Москвы проблем можно было перенести за пределы городской черты, значительно разгрузив при этом центр города от массы людей и транспорта.

В середине 90-х годов произошел существенный пересмотр целей и направленности московской градостроительной деятельности. Как известно, в те времена не ставилось далеко идущих стратегических задач, и теоретиков сменили приземленно мыслящие практики. План 90-х создавался «для лучшего развития сферы управления, культуры, образования, финансов, торговли и деловых услуг – финансово-банковской деятельности, консалтинга и рекламы, информационных услуг».

В 1999 году проект генерального плана развития г. Москвы на период до 2020 года получил положительное заключение экспертных комиссий органов государственной экологической экспертизы и государственной межведомственной экспертизы Российской Федерации.

По этому плану было предусмотрено создание радиальных магистралей безостановочного движения транспорта, значительное увеличение пропускной способности городских улиц за счет более рациональной организации распределения транспортных потоков, сокращения территории производственного назначения, увеличения внутригородских резервов земли для системы общественных центров, создания земельных участков для жилищного строительства.

В жизнь это воплощалось с большими искажениями. В результате деятельности чиновников, строителей и архитекторов последних десятилетий даже «брежневская» Москва выглядит вполне гуманно. Парковые зоны и широкие проспекты, «прорубавшиеся» к Олимпиаде-80, оказались застроенными торговыми центрами. Пятиэтажки сносились, их население переселялось в 16- и более этажные «свечки», откуда и ребенка страшно выпустить погулять, и старушке на лавочке не приткнуться. «Лимитчиков» позднего советского времени, приезжавших из российской глубинки и вполне успешно становившихся москвичами года через два-три, сменили порой не говорящие по-русски выходцы из Средней Азии.

В результате сегодняшняя Москва выглядит совершенно чудовищно. Между громадами торговых центров бродит толпа гастарбайтеров. Местные жители заперты в автомобильных «пробках», усиливающихся из-за постоянных перекрытий дорог, по которым спешат куда-то «первые», «вторые» и прочие государственные лица.

 

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТСЯ?

Понятно, что со сложившейся ситуацией надо было срочно что-то делать. Но то ли решение найдено?

В середине июля 2011 года Совет Федерации одобрил законопроект об изменении границ между Москвой и Московской областью. На юго-западе Москвы к столице присоединяется «юбочка» (см. рисунок) площадью 144000 га. Площадь Москвы увеличивается в 2,4 раза, что дает суммарную площадь в 251 тыс. га (на момент до июля 2011 года площадь столицы составляла 107 тыс. га).

Новая карта расширения границ Москвы представляет собой гигантский клин, который на схеме выглядит как почти правильная трапеция. Ее меньшее основание представляет собой участок МКАД, боковые стороны образуют Киевское шоссе с одного бока и Варшавское шоссе с другого. По плану расширения замыкает границу новых земель участок Большого кольца Московской железной дороги. Центром этой трапеции в схеме становится Троицк; если через него провести срединную линию в плане, то на ней окажутся Подольск с юга и Апрелевка со стороны Киевского шоссе. Очень близко, если далее смотреть по направлению на северо-запад, располагаются Наро-Фоминск и другие поселки и населенные пункты Наро-Фоминского района, многие буквально льнут до бетонки шоссе, новой черте г. Москва. Другое направление на юг представляют собой земли Подольского района, частично входящие в новые московские территории после 2011 года. Там расположены известные, изначально близкие к Москве поселки Щербинка рядом с аэропортом Быково, также в план города попадают Бутово, Кленово, Первомайское.

Какие населенные пункты войдут в состав Москвы? Осевой магистралью нового города станет Калужское шоссе, его направление с юго-запада к центру столицы разрежет кольцевые дороги и примет на себя значительные транспортные потоки, которые будет притягивать новая инфраструктура.

Земли по направлению на юг от кольцевой железной дороги и на восток от Варшавского шоссе превратятся в очень привлекательные для инвесторов. Киевское шоссе трансформируется из столичной границы в один из московских проспектов. Калужское шоссе и земельные участки вокруг него станут почти центром города.

Многие москвичи, уехав в этом мае на дачи, закончат огородный сезон чуть ли не в центре. Садовые товарищества, которые войдут в городскую черту, сразу же изменят свой статус и станут землей городского поселения. Власти обещают, что дачные кооперативы и садовые товарищества в этой зоне никоим образом не потеряют свои права на землю, наоборот, изменение категории таких земельных участков, превращение их в земли поселений с возможностью полного использования под строительство, любого вида застройки под ИЖС даст огромный прирост стоимости земельной и прочей недвижимости. Даже если некоторые дачные участки попадут после присоединения Подмосковья к Москве в «зоны отчуждения», которые неминуемо возникнут, поскольку преобразование сельских районов потребует прокладки новых улиц, плановой застройки, то выкупаться такие земельные участки будут уже по новой рыночной стоимости.

На новых территориях, которые получила Москва, может быть возведено до 60 миллионов квадратных метров жилого фонда. Теоретически это даст новый толчок инвестициям в недвижимость. Хотя в последнее время цены на недвижимость в Москве явно перегреты, а так называемых «инвестиционных» квартир, которые стоят пустыми, и так много.

Для офисов и различных коммерческих центров отводится до 45 миллионов квадратных метров. Но главное – произойдет массовое переселение федеральных органов власти в новые кварталы из центра Москвы. Для этого нужно до 1,5 млн офисных мест, а к ним еще и большое количество жилья, магазинов, сервисных центров. Причем по плану аппарат каждого из федеральных или городских ведомств будет переезжать полностью.

По замыслу разработчиков, такое решение даст возможность полицентрического развития Московской агломерации, в итоге получится еще несколько радиальных центров. Сама Москва станет чище и удобнее, поскольку для автомобилей появятся три приоритетных направления и отпадет надобность обязательного въезда в центр города. Обещают, что будут построены новая линия метро в Сколкове и новые ветки от станций «Юго-Западная» и «Бутово». На территории новой московской земли предполагается разместить два новых железнодорожных вокзала и несколько линий скоростного трамвая.

 

КАКОВА ЦЕНА РАСШИРЕНИЯ

Примерные расчеты стоимости слияния Москвы и Московской области, представленные экспертами, позволяют понять, что бюджет расширения Москвы может превысить 10,5 триллиона рублей.

Владимир Шумский (НЦП «Геостар-1»), Евгений Кадулин (ООО «Урбанистика») и Максим Лещев («Гео Девелопмент») рассказали, на какие расходы придется пойти городу ради присоединения 160 тысяч га.

Так, геодезические изыскания на площади новых городских районов обойдутся примерно в 16 млрд руб., проектирование и разработка генплана для них – в 32 млрд руб. Выкуп участков под строительство жилых, нежилых и промышленных объектов будет стоить в пределах 1,1 трлн руб., само строительство в заявленных на данный момент объемах – 9,35 трлн руб. Эксперты не включили в расчет расходы на объединение коммунальных служб, инфраструктуру, дорожную и железнодорожную сети, привлечение рабочей силы, природоохранные мероприятия и многие другие значимые статьи расходов.

Понятно, что эта сумма будет распределена на десять или больше лет. Но все равно она сравнима с годовым бюджетом Российской Федерации, и речь идет о существенном увеличении расходной части.

И конечно, объединение добавит нагрузку на транспортную сеть. Эксперт также отметил, что новая Москва, если она будет заселена по существующим планам, станет домом примерно для 1/5 населения России. «Таким образом, укрупняя столицу, мы будем постепенно губить множество других российских городов», – заявил Лещев.

Евгений Кадулин считает, что в плане заложена недопустимо высокая плотность застройки новых территорий. По его мнению, лучше бы решить проблему нехватки столичной земли аналогично тому, как это сделано во Франции. Вокруг Парижа существует и развивается целое созвездие спутников-мегаполисов, а транспортные потоки и рабочие места организованы так, что жители пригородов не стремятся ежедневно в центр города.

Лояльная к власти Общественная палата внезапно жестко раскритиковала инициированный президентом Дмитрием Медведевым проект «Большая Москва» и потребовала его заморозить.

Критику представителей общественности вызвала экологическая составляющая проекта: по их мнению, проект способен фактически уничтожить окружающую среду Подмосковья. Члены ОП вдруг обнаружили, что по проекту не были проведены ни общественные слушания, ни государственная, ни экологическая экспертизы. Проект учитывает только интересы бизнеса, озаботились эксперты, и не берет во внимание чаяния простых людей.

Члены ОП собираются потребовать приостановки реализации проекта «Большая Москва» до тех пор, пока он не будет тщательно разобран на общественных слушаниях и не пройдет экологическую экспертизу, пишет газета «Коммерсантъ».

 

ДВУГЛАВАЯ СТОЛИЦА РОССИИ: ВОЗМОЖНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

Необходимость переноса столицы обычно возникает из-за перенаселенности и гипертрофированного доминирования существующей столицы над остальной страной либо для разрешения спора между городами, имеющими равные основания претендовать на столичный статус. Бывает, что столицу переносят из-за прямой военной угрозы либо из-за ее неудачного географического и геополитического положения. Иногда перенос столицы связан с идеей освобождения от старых традиций государственного управления и общественной жизни, как, например, было, когда большевики вернули правительство из Петрограда в Москву. Иногда функция новой столицы – ускорение развития тех территорий, где она создается. Так было с Астаной, нынешней столицей Казахстана.

В России не расширение, а трансформация Москвы и Московской области помогли бы решить множество серьезных задач.

Уже много десятилетий существует такой проект – «Двуглавая столица России». В свое время эту идею выдвигал академик Дмитрий Лихачев. Часть столичных функций от Москвы может перейти к Санкт-Петербургу, а между столицами должен быть построен скоростной автобан и запущена скоростная железная дорога, чтобы дорога занимала не более трех часов.

Это даст возможность вдохнуть новую жизнь в северо-запад России, исконные земли русской нации, вновь заселить эти пространства между двумя столицами, создать обширный регион с комфортными условиями жизни людей, интегрированных в экологически чистую природную среду. Эта Русская Европа с выходом скоростных поездов в порты Финляндии могла бы стать местом, откуда началось бы преображение России и интеграции в Европу регионов. Невозможно преобразить всю территорию России сразу, но откуда-то надо начинать.

И к этому есть сегодня некоторая предрасположенность ситуации. В Московской области утверждена структура администрации региона. Постановлением губернатора Подмосковья Сергея Шойгу назначен вице-губернатором – председателем правительства Московской области Андрей Шаров. Заместителем председателя правительства Московской области – руководителем аппарата правительства региона стал Павел Высоцкий. Также С. Шойгу назначил двух заместителей председателя правительства области, ими стали Тимур Иванов и Анатолий Насонов.

Перед новым региональным правительством встанет ряд трудноразрешимых проблем. Во-первых, расширение Москвы, которое лоббировал в свое время мэр Москвы Сергей Собянин, происходит за счет Московской области, что уменьшит на 20 миллиардов бюджет Подмосковья и нарушит целостность народнохозяйственного комплекса и транспортной системы.

К тому же не решится ни одна проблема, прежде всего перенаселенности Москвы и ее окрестностей. Транспортный коллапс будет только нарастать, качество жизни ухудшаться, что может поставить под угрозу развитие московского мегаполиса как ворот в новый глобальный мир и мирового финансового центра. Деградация таких систем наступает очень быстро. На этот вызов придется отвечать Сергею Шойгу и Павлу Высоцкому.

Основные проблемы Подмосковья – перенаселенность, ухудшение экологии и качества жизни из-за неразвитости магистральных дорог и их излишняя централизация у Москвы, отсутствие в Подмосковье свободных земель для организации деловых зон и рекреации.

Между тем проблема может легко решиться при объединении Московской и Тверской областей. Прекрасные земли заповедных лесов и рек, озера Селигер в Тверской области практически не заселены. Она протянулась на 260 км с севера на юг и на 450 км с запада на восток. Расстояние от окружной дороги Москвы до границы Тверской области – всего 90 км. Проживает на такой площади меньше 1 300 тысяч человек. При этом в Тверской области протекают реки, которые являются естественным источником питьевой воды для Москвы и Подмосковья и сегодня находятся без должной охраны.

Объединение Тверской и Московской областей решит многие проблемы обоих регионов. Подмосковье получит новые земли и рекреационные зоны, а Тверская область – новых жителей и новые финансовые возможности. Кстати, город Тверь оказывается в самом центре этого нового образования.

Идею укрупнения регионов еще несколько лет назад высказывал Владимир Жириновский. Возможно, руководителям Подмосковья придется вернуться к этой идее.

С точки зрения Жириновского, можно объединить многие российские регионы, как, например, Костромскую, Ивановскую и Ярославскую области.

- Кострома будет житницей, в Иванове – легкая промышленность, в Ярославле – тяжелая промышленность и инвестиции – вот вам Ярославский край. Псков, Новгород и Тверь – эти регионы однотипны, нигде нет ни нефти, ни газа, чисто русские, огромные пространства, туризм. Нужны мощные транспортные коммуникации, скоростная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой, и здесь будет хорошо жить, – заявил пару лет назад Владимир Жириновский. Зная этого политика уже много лет, можно проследить: он часто вбрасывает на уровне парадоксальных заявлений идеи, которые потом, когда к ним привыкнут, начинают осуществляться.

Северо-западные губернии – это исконная Русь. Именно здесь, на отрогах Валдая, произошла встреча различных культур (норманнов, финно-угров, славян), которая и привела к появлению русской цивилизации. Здесь водораздел, откуда в разные стороны текут культовые реки восточных славян. Русская Волга – на восток, белорусско-литовская Даугава (Западная Двина) – на запад. А невдалеке, в древнем Оковецком лесу, прячет свой исток украинский Днепр. Сегодня же эта земля обезлюдела. Возродить ее можно, только произведя геополитическую реконструкцию властной вертикали России.

Московская и Тверская области должны объединиться. А Новгородская, Псковская и Ленинградская области тоже могут образовать единый субъект Федерации. Таким образом, мы получили бы ось столичных городов: Москва, Тверь, Великий Новгород, Санкт-Петербург, связанных скоростными поездами.

В России деньги, а за ними и люди – всегда движутся за властью. Очень скоро мы получили бы совершенно новую систему расселения в России – более безопасную и эффективную, чем нынешняя. Расточительно с точки зрения государства, когда миллионы людей изнуряют себя, курсируя в электричках ежедневно на работу в Москву и обратно. Это неэффективное использование трудовых ресурсов. Люди должны расселяться более равномерно. И жить, и работать в более комфортных ландшафтах. И давно в России надо применять транспортные системы более гуманные к человеку, чем автомобиль и электрички.

Особенно это актуально для региона между Москвой и Санкт-Петербургом.

Надеюсь, что Сергею Шойгу и Павлу Высоцкому эта идея понравится. Тем более сегодня у них есть политические возможности ее реализовать.

 

Говорят московские эксперты в области недвижимости

Максим Перов, вице-президент Союза архитекторов России:

– Расширение Москвы – это начало восстановления нормального порядка вещей. В Московском регионе сложилась уникальная ситуация, когда агломерация управляется из двух центров: правительствами столицы и Московской области. Я не знаю другого такого случая в мировой практике. Сейчас эта ситуация меняется.

Уже вышло распоряжение правительства Москвы о конкурсе на разработку концепции развития московской агломерации. Я надеюсь и прикладываю усилия, чтобы этот конкурс прошел по аналогии с конкурсом «Большой Париж». Там участвовало десять интернациональных команд со специалистами из разных областей. Результатом большой работы стали различные сценарии развития парижской агломерации. Такая работа очень нужна и для московской агломерации.

Ирина Доброхотова, председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой»:

– На новых территориях, думаю, будут развиваться проекты в сегменте эконом плюс с оригинальными архитектурными решениями. Бизнес-класс будет развиваться локально: пока не создана среда для проживания этой категории покупателей. Позднее мы ожидаем появления в «новой» Москве новых типов недвижимости. Возможно, это будут доходные дома, дома-коммуны или комплексы нового формата для студенчества, молодежи и иммигрантов.

Ирина Ирбитская, руководитель архитектурного бюро «Платформа»:

– Проект опасный. Разгрузится ли Москва за счет новых территорий? Не уверена. Есть риск, что этот проект превратится в кормушку для девелоперов и чиновников. Тем более что в России нет гражданского общества, которое могло бы контролировать процесс. На освоение новых территорий уйдут огромные средства, но эффективность этих вложений никто не просчитывал. Мне кажется более перспективным альтернативный вариант: вложить эти деньги в улучшение качества жизни в «старой» Москве. В реконструкцию кварталов, в модернизацию жилья и т.д.

Опасно, что расширение Москвы идет параллельно с двумя абсолютно проигрышными в горизонте пяти-десяти лет программами. Первое: активно продвигается миф о том, что малоэтажное строительство – это дешево. Умалчивается, что оно очень дорого в эксплуатации. Второе: в скором будущем власти хотят начать массовую закупку устаревших архитектурных проектов на Западе, чтобы строить согласно им в России. Это нанесет сильный удар по архитектурному цеху и, как следствие, по качеству жизни многих поколений горожан.

Андрей К., сотрудник девелоперской компании:

– Это план облегчения жизни правящего класса и создания новых возможностей зарабатывания денег. Доказать это просто. Балашиха, Одинцово и Химки давно де-факто стали частью Москвы. Присоединение этих городов означало бы, что проект нацелен на улучшение качества жизни населения. А так почему-то «прирезали» участок под Звенигородом, недалеко от Рублевки, – говорят, для администрации президента. Присоединили Рублево-Архангельское, чтобы Сбербанк как-то пристроил участок, под который зачем-то дал кредит в пять миллиардов долларов. Идея реорганизации границ Москвы могла быть плодотворной, но сейчас этот проект реализуется в интересах меньшинства.

Виталий Разуваев, коммерческий директор компании «Сити-XXI век»:

– Задел, оставшийся нам от советской экономики, постепенно исчерпывается. Энергетика, тепло- и водоснабжение во многих городах работают на пределе нормативов. То же с объектами образования, здравоохранения, культуры. Проект расширения Москвы повлечет за собой серьезные капитальные вложения в инфраструктуру и строительство дорог – это, безусловно, позитивно. Для девелоперов создание столичного округа – это новые возможности, связанные с проектами развития этих территорий.

Дмитрий Котровский, управляющий по продажам жилого комплекса с образовательно-спортивной инфраструктурой «Олимпийская деревня Новогорск»:

– В старых границах Москва развиваться больше не могла. В случае успешной реализации проекта расширения столицы Москва станет супермегаполисом с историческим центром, развитой деловой зоной и современной транспортной инфраструктурой. Если политики и чиновники переедут в «новую» Москву, то это будет серьезным шагом в борьбе со столичным транспортным коллапсом.

Валентина Становова, первый вице-президент Capital Group:

– Расширение Москвы – это революционное решение. Хотя, конечно, пока это лишь отличная заявка на будущее. Сегодня вопрос номер один – создание концепции развития присоединенных территорий. Реализация проекта потребует тщательной проработки деталей с участием всех задействованных сторон. Федеральная власть на новых территориях сможет разместить новый правительственный центр. Москва будет решать существующие городские проблемы, а присоединенные территории получат современную инфраструктуру, новые транспортные коммуникации, дополнительные рабочие места. Девелоперы и инвесторы получат возможности для создания новых бизнесов.

Ирина Наумова, директор по маркетингу и PR-компании «НДВ-Недвижимость»:

– Вопрос о расширении Москвы назрел давно. Город задыхается от пробок, удобных для строительства площадок практически не осталось. К Москве могли присоединить ближайшие районы «замкадья», но такой вариант потребовал бы больших расходов на строительство и реконструкцию развязок, новых эстакад в Москву, на социальные выплаты новым москвичам. Присоединение «луча» с достаточно невысокой плотностью населения кажется наиболее экономичным вариантом. Но так кажется только на первый взгляд. Транспортные проблемы ближнего Подмосковья все равно надо будет решать в самом ближайшем будущем. К тому же строительство столичных районов за Люберцами говорит о том, что Москва продолжает развитие по пути разрастания в разные стороны. Думаю, ближнее Подмосковье рано или поздно будет административно присоединено к столице.

 

Это интересно

Проблемы, с которыми неминуемо столкнется расширяющаяся Москва:

1. Мусор. Москва уже сейчас стоит у красной черты уничтожения природы в Московской области. Большая Москва превратит жизнь в Подмосковье в жизнь на помойке.

2. Вода. В 30–50-е годы XX века вокруг Москвы для обеспечения ее водой была создана система водохранилищ. Но текущие размеры Москвы близки к предельным возможностям этих водохранилищ. Это показали два жарких года, когда уровень воды в водохранилищах падал почти до критического уровня. Резкое увеличение Москвы потребует поиска новых источников воды, а их в окрестностях столицы уже не осталось. Придется реализовывать безумно дорогие проекты типа переброса стока северных рек или распределять воду по карточкам.

3. Канализация. Увеличение стока отходов в два раза приведет к тому, что ниже Москвы по реке Москва жизнь будет невозможна.

4. Транспортная проблема. Кривая роста количества машин в столице еще не достигла насыщения. С учетом увеличения размеров Москвы и увеличения численности населения следует ждать 10 миллионов авто. Пробки перекинутся на всю Московскую область. Плюс вдвое увеличится поток грузовиков, снабжающих Москву.

5. Вытягивание людских ресурсов. Сейчас в Москве живет примерно каждый восьмой-десятый житель России. Увеличение Москвы в два с половиной раза приведет к тому, что в Москве будет жить каждый третий-пятый житель России. Страна обезлюдеет. Эффект будет сравним с воздействием оружия массового уничтожения. Многие регионы останутся вовсе без людей.

 

Власть и экономика

Надежда Замятина, ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ, пишет:

– Базовая черта европейской цивилизации (на которую мы часто смотрим то с завистью, то со злобой) – в разделении власти и экономики. «Воздух города делает человека свободным» – это вот о чем: феодал в замке, получая налог, более-менее не вмешивается в жизнь города. Жизнь города основана на рынке, экономических законах – а уже сами купцы выбирают городской магистрат. Осуществляется городское самоуправление, независимое от феодала.

Строго говоря, это имело отношение только к так называемому «поясу городов» срединной Европы от Милана, Генуи и Венеции через Швейцарию к рейнским и голландским торговым городам. По обе стороны от этой бурлящей торговлей и ремеслами зоны формировались «зоны империй», принципиально не слишком отличающиеся от России.

Все экономические блага здесь притягивали места концентрации власти – блестящие столицы Пруссии (Берлин), Австро-Венгрии (Вена), Франции (Париж), Испании (Мадрид), оставляя вокруг себя довольно унылые крестьянские области.

Сложилась, таким образом, система зон с разным общественным устройством: в одной экономика развивалась относительно независимо от административной власти (и эта зона процветала), в другой экономика держалась «в рамках» властью административной. Данную структуру описал норвежский политолог С. Роккан; о ней же писал известный французский геоисторик Ф. Бродель: «Блеск, богатство, радость жизни соединяются в центре мира-экономики, в его сердце. Именно здесь, под солнцем истории, жизнь обретает свои самые яркие цвета; цены здесь высоки, но высоки и доходы, здесь вы найдете банки и лучшие товары, самые выгодные ремесленные или промышленные производства и организованное на капиталистический лад сельское хозяйство: отсюда расходятся и здесь сходятся дальние торговые пути, сюда стекаются и драгоценные металлы, сильная валюта, ценные бумаги. Здесь образуется оазис передовой экономики, опережающий другие регионы. Путешественник отметит это, попав в XV веке в Венецию, в XVII – в Амстердам, в XVIII – в Лондон, а сегодня в Нью-Йорк. Здесь обычно развиваются самые передовые технологии и их неизменная спутница – фундаментальная наука. Здесь же находят пристанище «свободы», которые нельзя отнести полностью ни к мифам, ни к реальности.

В каждой из зон эффективны свои личные стратегии. В экономической зоне эффективно делать бизнес. В зоне доминирования административной власти практически все успешные личные стратегии основаны на выстраивании тех или иных отношений с властью: это либо собственно административная карьера, либо получение каких-то льгот и преференций для своего дела (бизнеса). Креативные люди «зоны городов» ищут города с наилучшими возможностями для бизнеса, в «зоне империй» – близости к власти, то есть переполняют столицы».

Конечно, нарисованная Рокканом и Броделем картина немного устарела. В Западной Европе модель общества «пояса городов» постепенно распространилась и на имперские прежде территории. Многие институты, рожденные в «поясе городов» – зоне доминирования экономики, – стали всеобщим достоянием. Это федерализм (по сути, территориальная проекция городского самоуправления) в политике, западная банковская система – в экономике. Однако концентрация так называемых глобальных городов (чья роль в современной международной экономике наиболее важна) по-прежнему выше в старинном поясе городов (от Милана через Женеву и Цюрих к Франкфурту-на-Майне и Роттердаму). Доходы на душу населения здесь и по сей день выше, чем в центральных районах Франции и Испании, на севере Германии и в Восточной Европе.

Что касается России, то ее общество, разумеется, веками строилось по модели общества «зон империй» – с крепкой традицией мыслить экономику «в рамках» административного ведомства. Именно отсюда – из традиции решать экономические проблемы за счет приближения к власти – сама идея переноса столицы.

Версия для печати
Авторы: Мария ОРЛОВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 

тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6
e-mail:



 

© 2009-2013 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются
© Разработка сайта - Компания «Комплексные системы»